Проект Центр профессиональных квалификаций

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЗАЯВКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Центр профессиональной квалификации как средство реализации непрерывного профессионального образования


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Название инновационного проекта
Центр профессиональной квалификации как средство реализации непрерывного профессионального образования в рамках государственно-частного партнерства.
Тип инновационной площадки – Профильная инновационная площадка
Обоснование потребности столичного образования в результатах инновационного проекта и соответствие тематики инновационного проекта приоритетным направлениям развития столичного образования
Заявленная тема инновационной площадки является актуальной и соответствует приоритетным направления политики Правительства города Москвы в сфере реализации Подпрограммы «Начальное и среднее образование» Государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы» (Столичное образование), Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы. Ключевыми приоритетами государственной политики города Москвы в сфере модернизации системы начального и среднего профессионального образования являются:
ориентация программ начального и среднего профессионального образования на требования рынка труда, перспективы развития экономики города Москвы;
повышение эффективности взаимодействия государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования с работодателями;
совершенствование организационных, правовых, финансово-экономических условий функционирования системы начального и среднего профессионального образования города Москвы для повышения эффективности деятельности, увеличения инвестиционной привлекательности.
Достижение результата по ключевым приоритетным направлениям государственной политики города Москвы в области подготовки профессиональных кадров, востребованных экономикой города Москвы, возможно через создание на базе образовательных учреждений среднего профессионального образования Центров профессиональной квалификации, осуществляющих краткосрочную (до 6 месяцев) подготовку, переподготовку и повышение квалификации работающего населения.
Краткая концепция инновационного проекта с определением характера и типа предполагаемой инновации.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ГБОУ СПО ПК № 39 предполагается создание в качестве структурного подразделения учебного центра профессиональной квалификации по направлению химических технологий, новых материалов и экологии.
На базе Центра будет осуществляться подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих по наиболее востребованным профессиям и специальностям в области химических технологий, новых материалов и экологии, в том числе по запросам предприятий, центров и служб занятости населения.
Задачи Центра:
кадровое обеспечение реализуемых в московском регионе программ и стратегий экономического развития, потребностей высокотехнологичных отраслей экономики путем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для названных отраслей;
обеспечение актуальных потребностей регионального рынка труда в квалифицированных кадрах путем реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям и специальностям, наиболее востребованных на рынке труда, в т.ч. по запросам организаций, центров и служб занятости населения;
обеспечение трудовой мобильности путем ускоренной подготовки персонала для перехода на новую должность, освоения нового оборудования, смежных профессий и специальностей;
учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ, направленных на освоение и совершенствование профессиональной квалификации путем разработки, апробации и экспертизы таких программ, в т.ч. их содержания, технологий обучения и др.;
кадровое обеспечение реализации программ, направленных на освоение и совершенствование профессиональных квалификаций, путем организации курсов повышения квалификации и стажировок на рабочем месте педагогических кадров, отвечающих за освоение обучающимися дисциплин и модулей основной профессиональной образовательной программы, дополнительной профессиональной программы или программы профессионального обучения.
Для решения перечисленных задач Центр профессиональной квалификации должен отвечать следующим требованиям:
оснащение современным оборудованием, необходимым для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов;
наличие положительных заключений (экспертиза, сертификат) на реализуемые программы от профильного объединения работодателей или крупных компаний отрасли, заинтересованных в подготовке соответствующих кадров;
развитый кадровый потенциал, обеспечивающий практико-ориентированную подготовку: наличие квалифицированных кадров руководителей, педагогов и методистов – разработчиков образовательных программ, системы повышения их квалификации и стажировок в профильных производственных организациях;
привлечение к процессу реализации образовательных программ специалистов-практиков из организаций – социальных партнеров;
широкое участие работодателей в органах управления Центром и оценке качества подготовки выпускников.
В соответствии с направлением деятельности Центра к реализации намечены программы подготовки и повышения квалификации от нескольких часов программ повышения квалификации или курсовой подготовки по запросам работодателей до 6 месяцев профессиональной подготовки с присвоением разряда по рабочим профессиям.
Срок обучения по программам профессиональной подготовки зависит от уровня образования обучающихся и определяется в соответствии с Приказом Минобразования России от 29.10.01 № 3477 «Об утверждении Перечня профессий профессиональной подготовки».
Повышение квалификации по направлениям
Аналитический контроль качества химических соединений
Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров
Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Направления программ курсовой подготовки и повышения квалификации
Методика анализа полимерных связующих
Методика анализа качества армирующих составляющих полимерных композитов
Современные технологии обработки полимерных композитов
Методика анализа минеральных связующих композитов
Методика анализа качества армирующих составляющих углеродных композитов
Методы получения полимерных композиционных материалов на основе неметаллических волокон
Получение образцов полимерных композиционных материалов методом вакуумной инфузии
Исследования и испытания полимеров и связующих, неметаллических волокон и полимерных композиционных материалов
Методы анализа свойств отвержденных полимерных композиционных материалов
Методы определения размеров частиц и фрагментов углеродных материалов
Методы определения природы поверхности углеродных материалов
Методы исследования термических свойств углеродных материалов
Методы исследования пористой структуры углеродных материалов
Методы исследования механических свойств углеродных материалов
Основы препаративной хроматографии
Применение хромато-масс-спектрометрии в современном анализе
Применение хроматографии при анализе и разделении энантиомеров
ЯМР – спектрометрия
Химический анализ на фармацевтических производствах
Состав материалов новых модификаций
Испытания технологических и эксплуатационных свойств материалов и изделий
Отработка современных технологических процессов
Отработка рекомендаций по подбору оборудования для современных технологий
Разработка документации ведения современных технологических процессов
Исследование свойств новых материалов и моделирование новых материалов и технологий и др.
Тематика программ дополнительного профессионального образования может определяться по любым направлениям в области химических технологий, новых материалов и экологии в соответствии с запросами работодателей и носит актуальный, оперативный и мобильный характер. Продолжительность подготовки зависит от потребностей заказчика.
В соответствии с вышеизложенным определен организационно-технологический тип инновации.

2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
2.1. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Обоснование потребности столичного образования в результатах инновационного проекта
Проблема современного профессионального образования заключается в определенном отрыве программ начального и среднего профессионального образования от требований рынка труда и перспектив развития экономики регионов. Содержание реализуемых Федеральных государственных образовательных стандартов отстает от темпов развития экономики, что влечет за собой неполное соответствие выпускников профессиональных учебных заведений требованиям современного рынка труда.
Частично эту проблему призваны решить Центры профессиональной квалификации, осуществляющие краткосрочную подготовку специалистов среднего звена по заказу работодателей.
Имеющиеся результаты инновационной деятельности в рамках выбранной тематики проекта
На протяжении многих лет Политехнический колледж №39 осуществляет взаимовыгодное сотрудничество с промышленными предприятиями, торговыми организациями и предприятиями сферы услуг города Москвы, в рамках социального партнерства. На основании договоров:
для обучающихся колледжа проводится учебная и производственная практика на площадках социальных партнеров;
осуществляется совместная промежуточная и итоговая аттестация обучающихся колледжа;
работодателями и социальными партнерами вносятся дополнения и предложения в вариативную часть профессиональных модулей программ начального и среднего профессионального образования;
работодателями и социальными партнерами проводятся семинары и курсы повышения квалификации для ИПР колледжа;
для сотрудников предприятий – социальных партнеров организованы постоянно действующие курсы повышения квалификации, подготовки и переподготовки по профилю основных профессиональных образовательных программ.
Используя имеющийся потенциал партнерских отношений, направленный на подготовку востребованных экономикой города Москвы квалифицированных кадров, предлагается взаимодействие в рамках государственно-частного партнерства на уровне Центра профессиональной квалификации на базе колледжа.
Предварительная оценка экономической и социально-культурной эффективности инновации
Экономическая эффективность
Создание Центра профессиональной квалификации позволит:
внедрить новые организационные, правовые, финансово-экономические механизмы, стимулирующие повышение качества профессиональной подготовки кадров, востребованных организациями города Москвы, повысить эффективность и инвестиционную привлекательность образовательных учреждений профессионального образования;
существенно расширить круг социальных и бизнес-партнеров, готовых инвестировать в развитие системы профессионального образования;
вовлекать работодателей в управление государственными образовательными учреждениями (наблюдательные, управляющие, попечительские советы), привлекать их к разработке и оценке образовательных программ;
Кроме того, реализация проекта позволит с одной стороны, повысить качество подготовки специалистов различных уровней квалификации, организовать периодическую сертификацию квалификаций работников предприятия и сформировать базовые и дополнительные компетенции в соответствии с потребностями столичной экономики, с другой стороны, стимулировать усиление внебюджетной составляющей деятельности колледжей.
Социальная эффективность
Создание Центра профессиональной квалификации позволит:
организовать повышение квалификации, подготовку и переподготовку сотрудников организаций, их сертификацию на соответствие квалификации;
снизить уровень безработицы Московского региона за счет переподготовки лиц, стоящих на учете в службе занятости с последующим трудоустройством их на предприятия города Москвы.

2.2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА.
Научные руководители проекта.
Анисимов Никита Юрьевич, начальник управления непрерывного и дополнительного образования МГУ им. М.В.Ломоносова, к.ф-м.н.
Координатор проекта: Т.Р.Стрелкова
Конт.тел.(факс): 8-499-125-31-62
e-mail: 39@prof.educom.ru,
сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: создание Центра профессиональной квалификации как средства реализации непрерывного профессионального образования в рамках государственно-частного партнерства, обеспечивающего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с учетом актуальных и перспективных потребностей рынка труда, обусловленных задачами технологической модернизации и инновационного развития экономики Российской Федерации и московского региона.
Задачи проекта:
определить условия создания Центра профессиональной квалификации как средства реализации непрерывного профессионального образования в рамках государственно-частного партнерства, обеспечивающего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с учетом актуальных и перспективных потребностей рынков труда, обусловленных задачами технологической модернизации и инновационного развития экономики Российской Федерации и московского региона;
разработать пакет нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность Центра;
провести мониторинг потребностей работодателей в программах дополнительного профессионального образования;
определить перечень современного оборудования, для реализации программ дополнительного профессионального образования;
разработать комплексное методическое обеспечение программ дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателей;
провести экспертизу (сертификацию) программ и комплексного методического обеспечения программ дополнительного профессионального образования объединениями работодателей или крупными компаниями;
подготовить кадровый потенциал колледжа, обеспечивающий практико-ориентированную подготовку квалифицированных рабочих и специалистов;
разработать и провести PR кампанию Центра в СМИ и в объединениях работодателей, союзах и т.п.;
определить и обеспечить условия широкого участия работодателей в управлении Центром.
3.2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

п/п
Наименование работ
Сроки выполнения
Стоимость (тыс.руб)


Начальный этап (разработка нормативно-правового обеспечения деятельности Центра профессиональной квалификации)
сентябрь 2013 - август 2014
3 050 


Формирующий этап (методическое обеспечение деятельности Центра, осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников предприятий города Москвы и незанятого населения)
сентябрь 2014 - август 2015
3 050 


Завершающий этап (внедрение полученных инноваций и трансляция результатов в образовательные учреждения города Москвы)
сентябрь 2015 - июнь 2016
3 100 


ИТОГО:

9 200

По результатам реализации проекта планируется:
Внедрение правовых, организационных, финансово-экономических механизмов Центра профессиональной квалификации, стимулирующих повышение эффективности и инвестиционной привлекательности государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования и обеспечение высоких темпов экономического развития участников проекта в условиях реализации основных принципов государственно-частного партнерства
Внедрение и тиражирование модели Центра профессиональной квалификации в условиях государственно-частного партнерства;
Продвижение полученных инноваций предполагается в процессе конференций, выставок, форумов образовательной и инновационной направленности; в публикациях материалов, в т.ч. электронных.

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
4.1. КАДРОВОЕ, НАУЧНОЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРОЕКТА
Кадровое обеспечение проекта.

Кадры
2013
2014-2015

Научный руководитель
1
1

Научный консультант
1
1

Координатор проекта
1
2

Проектный менеджер
1
2

ИПР
5
10

АУП
5
5

Юрист
1
2

Экономист
1
2


Прочие ресурсы и условия, необходимые для реализации проекта

Научное обеспечение
УМЦ ПО ДОгМ
МГУ им. М.В.Ломоносова
Собственный научный потенциал участников инновационной площадки

Экспертное обеспечение
Городской ресурсный инновационный центр
Московская торгово-промышленная палата

Экономическое обеспечение
бюджетные ассигнования из средств государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»)
внебюджетные средства колледжа

Нормативно-правовое обеспечение
Законодательная база:
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
Закон Российской Федерации от 29.12.12 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 22.08.1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей»
Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Закон города Москвы от 20.06.2001 г. №25 «О развитии образования в городе Москве»
Закон города Москвы от 10.03.2004 г. №14 «Об общем образовании в городе Москве»
Закон города Москвы от 29.06.2005 №32 «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве» Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
Приказ Минобразования и науки РФ от 24 февраля 2012г. № 03-109 "О повышении квалификации и аттестации педагогических работников"
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»)

Материально-техническое обеспечение
Учебно-производственная и учебно-лабораторная база ГБОУ СПО Политехнический колледж № 39 , а также других участников проекта

Информационно-технологическое обеспечение
Информационно-технологические ресурсы ОУ
Сайт ГБОУ СПО ПК №39
Информационно-технологическая поддержка Городского ресурсного инновационного центра


4.2. Источники, объемы и порядок финансирования
Смета расходов на реализацию проекта (2013-2016 гг.)

Код статьи
Наименование статьи затрат
Сумма,
тыс. руб. (собственные)
Сумма,
тыс. руб. (бюджетные)

1.
Сырье и материалы



2.
Фонд оплаты труда

600

3.
Начисления на оплату труда

180


единый социальный налог (взнос)



4.
Приобретение предметов снабжения и расходных материалов

600


горюче-смазочные материалы; канцелярские и хозяйственные товары; расходные материалы для обслуживания оргтехники и автотранспорта; запчасти; печатная и книжная продукция; прочие предметы снабжения и расходные материалы



5.
Командировки



6.
Услуги связи




почтовые расходы; услуги телефонной связи; услуги прочих видов связи



7.
Коммунальные услуги




арендная плата; расходы по текущему ремонту и содержанию помещений, включая коммунальные платежи, и пр.



8.
Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг

600


ремонт и содержание оборудования и оргтехники; техническое обслуживание транспорта; обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оплата вневедомственной охраны; другие расходы



9.
Оплата работ и услуг сторонних организаций, в том числе:

450


Оформление документов, установка оборудования и др.



10.
Капитальные расходы

6370


капитальные вложения в основные фонды (приобретение оборудования и предметов длительного пользования)



11.
Другое
200
200

Итого
200
9000



РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
Создание Центра профессиональной квалификации позволит:
внедрить новые организационные, правовые, финансово-экономические механизмы, стимулирующие повышение качества профессиональной подготовки кадров, востребованных организациями города Москвы, повысить эффективность и инвестиционную привлекательность образовательных учреждений профессионального образования;
существенно расширить круг социальных и бизнес-партнеров, готовых инвестировать в развитие системы профессионального образования;
вовлекать работодателей в управление государственными образовательными учреждениями (наблюдательные, управляющие, попечительские советы), привлекать их к разработке и оценке образовательных программ;
организовать повышение квалификации, подготовку и переподготовку сотрудников организаций;
снизить уровень безработицы московского региона за счет переподготовки лиц, стоящих на учете в службе занятости с последующим трудоустройством их на предприятия города Москвы.

15