Доклад по теме Роль и возможности изучения ин.яз в рамках требований ФГОС с учетом профессиональных стандартов


Лифарь Т.Ю., преподаватель ин. яз., ГБПОУ «Георгиевский техникум механизации,
автоматизации и управления»
г. Георгиевск
Роль и возможности изучения иностранного языка в рамках требований ФГОС с учётом профессиональных стандартов.
Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования. Современное общество предъявляет высокие требования к студентам в овладении иностранными языками. Владение иностранным языком в профессиональной сфере необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. В настоящее время в центре внимания всей системы образования и воспитания стоит ученик и его личностные особенности и потребности. Таким образом, основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, а также воспитательной работы, которые оптимально соответствуют развитию личности. В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток.В сфере перехода на новые общеобразовательные стандарты, проектная методика и использование ИКТ на уроках иностранного языка имеет особые преимущества в сфере обучения и воспитания разносторонне-развитой личности учащегося. Метод проектов позволяет преобразовать уроки иностранного языка в дискуссионное, исследовательское занятие.Проектная методика позволяет сформировать у учащихся:- коммуникативные, творческие, интеллектуальные умения и навыки,- культуру общения, - умение формулировать собственные мысли, - умение терпимо относиться к мнению партнёров по общению, - умение добывать и обрабатывать информацию, а также ориентироваться в информационном пространстве, - умения и навыки использования современных компьютерных технологий, - языковую среду, на основе которой возникает естественная потребность в общении на иностранном языке,- умения применять накопленные знания по предмету,- критическое и творческое общениеПроектная деятельность в моей практике
На уроках английского языка я регулярно использую проектную методику, т.к. считаю, что именно она в полной мере помогает контролировать усвоение материала темы или раздела. Мои учащиеся с удовольствием выполняют проекты, это позволяем им выразить себя творчески, узнать что-то новое и поделиться полученными знаниями. На своих уроках я предлагаю учащимся различные виды проектов. Я считаю, что проектная методика – это путь к активизации всех учащихся на уроке, т.к. учащиеся с разным уровнем подготовки могут принимать участие в создании проекта в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениями и навыками.Метод проектов помогает мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности моих учащихся и ориентироваться на их опят, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития, особенности его памяти, восприятия и мышления. С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов позволяет решить проблему мотивации и интереса к изучаемому языку, создать положительный настрой у учащихся и научить их применять полученные знания, умения и навыки на практике для решения проблем. Не могу сказать, что первые проекты были очень успешными, но я поняла, что это одна из наиболее удачных форм контроля вызывающая у учащихся большой интерес и здоровый азарт. Они с удовольствием принимают участие в подготовке очередного проекта, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам.
Один из проектов был по теме «Любимое блюдо». Учащиеся делятся рецептами различных блюд, приносят готовые изделия, фотографии своих кулинарных шедевров. Очень интересными также получаются проекты по темам: «Рождество в России или в Англии», «Напиши письмо зарубежному другу».
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и так далее. Работа над проектом является преимущественно командной работой: учащиеся получают возможность больше общаться, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение других. Темы наших проектов на английском языке "Youth Subcultures In Our Life" - "Молодёжные субкультуры в нашей жизни". В данном проекте интересный момент - защита проекта. Некоторые учащиеся придают себе образ типичного представителя той субкультуры, которую они представляют и сопровождают свои презентации соответствующей музыкой.
"Family Magazine" - семейный журнал. Работая в группах, ребята разбирают возможные роли: журналисты, редактор, главный редактор, технический редактор, дизайнер-оформитель. Материалы, включённые в журнал: статьи о семейных ценностях, проблемах подростков в семье, о проблеме "отцов и детей", письма о помощи и ответы на них. При этом журнал должен отвечать определённым требованиям.
Итак, проект, который я использую в своей работе - это самостоятельная работа, которая планируется и реализуется учащимися, в которой речевое общение на иностранном языке, вплетено в интеллектуально - эмоциональный контекст другой деятельности, а именно, какой - либо игры, воображаемого путешествия или выставки. По-моему мнению, суть моей проектной методики заключается в том, что я даю возможность ученикам самим конструировать содержание общения, начиная с самого первого урока. Эти занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а направлены на практические действия учащихся, затрагивают их эмоциональную сферу, создают психологический климат, непринужденное и естественное поведение учащихся и обеспечивает мотивацию обучения. На занятиях я предоставляю ученикам - творческие возможности осуществлять их обучение в рамках заданной темы и самостоятельно находить необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. В этом случае я выступаю в роли контролера на уроке, а становлюсь равноправным участником беседы. Важным для меня является то, что в этой проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащихся, при этом в первую очередь я учитываю интересы ученика, его жизненно-речевой опыт, эрудицию и конечно индивидуальные способности .В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию. Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает: 1. значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности; 2. повышение уровня внутренней мотивации учащихся;3. повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива; 4. повышение общего интеллектуального развития учащихся. Проектная методика основана на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности, развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции школьников в целом.
Литература
1.Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся — http://image.websib.ru/05/2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2002.
3.Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 2004.
4. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. - Волгоград: Учитель, 2007.
5.Новиков А.М. Методология образования. - М., 2002.
6.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151–157.
7.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000
8.Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку — http://www.tgl.net.ru/wiki9.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка; 2007.
10.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.
11.Савченко Н. А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ. — http://www.ioso.ru/distant/library12.Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений