Личность преподавателя в современном образовательном процессе


ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ«ПОДМОСКОВНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ЭНЕРГИЯ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Особенности личности преподавателя физической культуры в контексте компетентностного подхода к образованию.
               
Выполнил: руководитель физического воспитания  Ефимов Е.В.
                                
Реутов
2014 г.
Особенности личности преподавателя физической культуры в контексте компетентностного подхода к образованию.
Цель физического воспитания - развитие физических и психических качеств студентов, формирование у них не только двигательных умений и навыков, но и основных черт личности. Эта цель реализуется в средних специальных учебных заведениях в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Решение этих задач определяет основные функции преподавателя физической культуры, к которым относятся: воспитательные, образовательно-просветительские, управленческо - организаторские, проектировочные, административно- хозяйственные.Кратко остановимся на характеристике основных функциях преподавателя физического воспитания. Воспитательные функции состоят в формировании нравственных и идейных взглядов личности школьника. Образовательно-просветительные функции заключаются в передаче ученикам специальных знаний и умений. Управленческо - организаторские функции состоят в организации уроков, занятий в спортивных секциях, спортивных соревнований и в управлении всей спортивной деятельностью учащихся. По сравнению с преподавателями других специальностей преподаватель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания выделяют три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами. Условия психической напряженности:• шум от криков занимающихся, который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у преподавателя;• необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;• значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки• ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм. Условия физической нагрузки:• необходимость показывать физические упражнения• осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);• необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения. Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:• климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;• санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.Деятельность преподавателя физической культуры всегда связана с решением педагогических задач. Решение педагогической задачи проходит через ряд этапов: анализ педагогической ситуации, выдвижение гипотез о возможных способах решить стоящие перед учителем задачи, прогностическая оценка предполагаемых способов и выбор наиболее подходящего из них дляимеющихся условий (педагогической ситуации), реализация принятого решения и текущий анализ информации о ходе его реализации, а при необходимости, и корректировка, после получения результатов - ретроспективный анализ достигнутого результата и сопоставление его с планируемым. Для формирования такой компетенции преподавателя физической культуры как способность успешно решать педагогические задачи на уроке, необходимо учитывать данные специально разработанной системы самостоятельного психологического анализа урока. Эта система соответствует общим для педагогики и психологии принципам развивающего и воспитывающего обучения и условно делится на три направления:1) воспитательное: развитие личности студента, формирование его нравственности, мировоззрения;2) методическое: разбор урока (обоснование целей, содержания и организации соответственно уровню подготовленности учащихся, их интеллектуальному развитию, возрастным и индивидуальным особенностям);3) проблемное, излагающее современный взгляд на урок, т.е. на совместную деятельность в группе с двумя адресатами: учеником (что дает ему данный урок в плане развития речемыслительной деятельности, коммуникативных способностей, индивидуальных и психологических качеств) и учителем (урок является инструментом совершенствования собственных педагогических умений, личностных качеств, коммуникативных способностей, речемыслительной деятельности, самосознания). Профессиональное мастерство преподавателя физической культуры во многом определяется его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:• дидактические способности - это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Преподаватель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы студентов, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности. Эти способности заключаются в умении преподавателя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, неясное - понятным;• академические способности - это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный преподаватель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведет исследовательскую работу;• перцептивные способности - это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния:• речевые способности - это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и к пантомимики. При этом преподавателю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;• организаторские способности - это умение организовать учеников. формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;• авторитарные способности - это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся побиваться у них авторитета;• коммуникативные способности - это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности;• педагогическое воображение это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из студентов;• аттенционные способности - это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Преподавателю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех студентов, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание преподаватель. Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета преподавателя. Если он пользуется авторитетом у студентов, то способен оказывать на них более сильное воспитательное воздействие. Авторитет преподавателя формируется в процессе его педагогической деятельности, поэтому именно авторитет следует считать вторичным компонентом профессионального мастерства педагога. Авторитет преподавателя физической культуры слагается из ряда компонентов:1) Авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физической культуры и спорта. Очень важен и статус преподавателя как спортсмена в прошлом.2) Авторитет возраста который определяется тем, что преподаватель для студентов всегда должен оставаться старшим товарищем, человеком с большими опытом.3) Авторитет должности (статус преподавателя как педагога) дополняется психолого-педагогическими знаниями и умениями преподавателя.4) Нравственный авторитет (авторитет преподавателя как личности). Создается, во-первых, формой внешнего поведения, соответствующего образу педагога, учителя, во-вторых, действительным соответствием приписываемых себе личностных характеристик как преподавателю особенностям своего «Я».5) Авторитет дружбы может возникнуть в том случае, когда преподаватель позволяет студентам обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Важно, чтобы взаимоотношения преподавателя со студентами не перешли на «панибратство», поэтому между ними должна соблюдаться определенная дистанция.6) Авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, например, преподаватель, уступая студентам на уроке, решает играть с ними в баскетбол вместо прохождения программного материала. Этот авторитет хорош до определенных пределов, но в целом его следует считать отрицательным, не соответствующим основным требованиям и принципам современного подхода к организации обучения (личностно-деятельностный подход), равно как и ряд нижеследующих видов авторитета преподавателя.7) Авторитет подавления основан на боязни студентов перед преподавателем.Как правило, преподаватели, склонные таким образом завоевать авторитет, считают, что воспитание сводится к простому послушанию. Авторитет чванства обычно основан на хвастовстве преподавателя, подчеркивающего свои достоинства и заслуги в прошлом, когда преподаватель был спортсменом. Правда, на первых курсах спортивные успехи преподавателя физической культуры оказывают влияние на формирование авторитета, но только на начальных этапах совместной деятельности, затем ведущая роль в создании авторитета переходит к профессиональным и личностным качествам педагога. Для создания авторитета резонерства характерно поведение преподавателя, который постоянно поучает студентов, причем даже в тех вопросах, где он некомпетентен. Авторитет педантизма строится на беспрекословном соблюдении правил, норм, порядка. В данном случае преподаватель руководствуется бюрократическими принципами. Перечисленные компоненты образуют единый авторитет преподавателя, в котором может преобладать тот или иной тип. Формируя положительный авторитет преподавателя физической культуры, необходимо осознавать, что оптимально для данного педагога (учитывая его способности, умения, индивидуальный стиль деятельности), и составить перечень необходимых образующих компонентов (расположив их в порядке значимости), которые могли бы способствовать выделению всех личностных и профессиональных его достоинств и не вредили бы процессу воспитания и обучения студентов. Возможные информационные источники:1. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия».2. Филиппова С.О., Митин Е.А., Пономарев Г.Н. Учебно – исследовательская деятельность студентов в области физической культуры.3. Основы теории и методики физической культуры: П