Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку как средство формирования метапредметных результатов образования

Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку
как средство формирования метапредметных результатов образования


Е.В.Владимирова, учитель начальных классов
БОУ г. Омска «СОШ №123 с УИОП »

Предмет: русский язык
Тема: Безударные гласные в корне слова.
Класс: 4
Тип задания: КОЗ (классический)
КОЗ ориентировано на умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания
Объект оценки
Личностные результаты:
Личностные УУД:
- самооценка на основе соотнесения результата с пониманием задания, с критериями оценки, со способами выполнения задания;
- самооценка на основе критерия успешности выполнения задания

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- умение оценивать результат выполнения учебного задания на основе различных критериев оценки;
- умение сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью выявления отличий полученного результата от эталона;
- умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль о результату.
Познавательные УУД:
- умение понимать задание;
- умение заполнять таблицу;
- умение анализировать результаты работы, сравнивать с эталоном, делать выводы
Коммуникативные УУД
- умение формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные результаты:
- совершенствовать навык правописания слов с Безударными гласными в корне слова.

2. Критерии оценки:
- правильно понято задание
- согласовали свои действия
- выбрали правильный алгоритм правописания Безударных гласных в корне слова;
- правильно записали слова (в соответствии с алгоритмом);
- выполнили самооценку
3. Содержание задания
Стихотворение Александра Шибаева
(у всех ребят распечатка)
Пришло письмишко мне, Гляжу –  Из лагеря от Мишки
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке. Лук лижет?! Что за чудеса! Наверно, шутит плут Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет –  Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни
На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен
Нет, нет, не шутит он! Боюсь, мой друг серьёзно болен. Вернется – надо полечить: Заставить правила учить.


Мотивационная часть. У каждого из вас есть сотовый телефон, компьютер, часто вы получаете и отправляете SMS. А совсем недавно люди отправляли письма, написанные от руки. Такое письмо получил Гриша из лагеря от Мишки.
Из слов с допущенными ошибками выпишите только те слова, которые пишутся по правилу Безударная гласная в корне. Выберите правильный алгоритм?
Алгоритм Гриши:
Шаг 1. Читаю слово.
Шаг 1. Нахожу в слове корень, определяю его лексическое значение.
Шаг 2. Узнаю, есть ли в слове безударный гласный.
Шаг 3. Изменяю слово или подбираю родственное.
Шаг 4. Сравниваю проверяемое и проверочное слова. Проговариваю, как надо писать корень. Пишу. Проверяю написанное.


Алгоритм Мишки:
Шаг 1. Читаю слово.
Шаг 2. Подбираю проверочное слово.
Шаг 3. Пишу гласную букву.


Используя правильный алгоритм, выпиши слова с Безударной гласной в корне слова. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.
Проверяемое слово
Проверочное слово

















Оценка
Оцени свою работу по образцу (на слайде). Обсуди свои результаты: все ли правильно получилось или допущены ошибки? Оцени свою успешность: заполни оценочный лист. Сделай вывод о своих результатах.
Эталон
Проверяемое слово
Проверочное слово

Лежу
·
лёжа

Леса
·
лес

Запева
·ю
петь

Оценочный лист

Критерии успешности
Оценка

Правильно поняли задание
1 балл

Согласовали свои действия
1 балл

Выбрали правильный алгоритм правописания безударных гласных в корне слова (алгоритм Гриши).
4 балла

Правильно записали слова ( в соответствии с алгоритмом)
3 балла

Выполнили самооценку.
1 балл

Вывод: задание выполнено успешно
10 баллов


Оценочная ситуация
Действия педагога
Действия обучающихся

1. На партах у каждого ученика распечатка стихотворения. На слайде
Алгоритм Гриши
Алгоритм Мишки

Обсудите в парах, у кого из ребят записан правильный алгоритм?
2. Используя правильный алгоритм, запишите слово и его проверочное слово. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

3.Оцените свою работу по эталону (на слайде).
1.Задание поняли правильно – 1балл
2. Согласовали свои действия – 1 балл
3. Выбрали алгоритм Гриши - 4 балла
4.Правильно записали слова ( в соответствии с алгоритмом):
Лежу
·
лёжа
1 балл

Леса
·
лес
1 балл

Запева
·ю
петь
1 балл




5. Самооценка – 1 балл
Обсудите свои результаты. Удалось ли выполнить задание? Все ли ты сделал правильно или были недочеты? В чём испытали затруднение? Справился с заданием сам или с чьей-то помощью? Над чем необходимо еще поработать?
1. Знакомятся с стихотворением А. Шибаева «Грустная история».
2.Сравнивают алгоритмы и выбирают правильный алгоритм.

3. Согласовывают свои действия. Записывают слова в таблицу, записывают проверочные слова. Подчеркивают орфограммы, ставят ударение.
Лежу
· (лёжа) – лежу
Леса
· (лес) – леса
Запева
·ю (петь) – запеваю



3.Сравнивают свою работу с образцом (на слайде). 4. Проводят самооценку своей работы.
5. Заполняют оценочные листы:
Критерии успешности
Оценка

1.Задание поняли правильно
1 балл

2. Согласовали свои действия
1 балл

3. Выбрали алгоритм Гриши
4 балл

4.Правильно записали слова
3 балл

5. Самооценка
1 балл

Вывод: необходимо выполнить анализ ошибок, допущенных в задании.
0-5 баллов

Вывод: задание выполнено успешно:
10 баллов


6. Представляют результаты своей работы.









Заголовок 215