Сообщение Компетентностно-ориентированные задания как средство освоения общих и профессиональных компетенций

ориентированные задания как средство оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся

Компетентность и конкурентоспособность, творческий потенциал и мобильность, стремление к самосовершенствованию определяют сегодня психологическое и материальное благополучие специалиста, его уверенность в будущем. В этих условиях обучающимся необходимо прочно овладеть основами предстоящей трудовой деятельности, обеспечивающими дальнейший карьерный, профессиональный и личностный рост.
Одна из насущных задач педагогов организаций среднего профессионального образования связана с формированием оценочных средств. Педагог должен рассмотреть возможность оценивания уровня сформированности компетенций, поэтому наряду с практическими, лабораторными и другими видами традиционных заданий (расчетные работы, курсовые проекты и т. п.), которые позволяют оценить уровень практической подготовки, я предлагаю использовать компетентностно-ориентированные задания (КОЗ).
Единых требований к оформлению КОЗ на сегодняшний день нет.
Но прежде чем использовать это специфическое средство обучения для контроля, необходимо, чтобы студенты научились с ним грамотно работать, а значит, азы учебной работы с КОЗ следует вначале освоить. Для этого необходимо организовать работу с КОЗ в процессе учебного занятия и использовать их для формирования у студентов компетенций, определенных ФГОС и учебными программами.
Согласно требованиям компетентностного подхода, положенного в основу ФГОС, КОЗ должно:
а) моделировать профессиональную (или социальную) ситуацию. Это требование позволит посредством работы с КОЗ решить две задачи. Во-первых, студенты должны будут осознать, в каких видах профессиональной деятельности будут востребованы определенные компетенции (умения, знания, опыт). Во-вторых, обучающие приобретают определенный опыт действий в конкретных типовых производственных ситуациях;
б) быть деятельностным. Студент должен выполнить какую-либо квазипрофессиональную деятельность (например, выбрать промышленное оборудование на основе технических (экономических, технико-экономических) расчетов; предложить оптимальный вариант расположения оборудования на технологическом участке, основанный на сравнении нескольких вариантов; выстроить оптимальную технологическую последовательность выполнения изделия и т. п.);
в) обеспечивать завершенный логический цикл профессиональной деятельности. Содержание задания должно быть связано с решением профессиональных задач, а реализуемая в процессе выполнения задания квазипрофессиональная деятельность должна предполагать наличие у студента комплекса соответствующих умений, знаний, опыта действий, которые и должны быть сформированы (или оценены);
г) строиться на актуальном для студента материале изучаемой дисциплины, МДК. Поскольку, согласно ФГОС, содержание основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) должно обязательно быть согласовано с работодателем, то можно быть уверенным, что содержание дисциплин и междисциплинарных курсов актуально на современном этапе и в достаточной мере отражает уровень современного производства;
д) требовать от обучающихся использования в процессе работы универсальных учебных умений, связанных с надпредметной деятельностью (работа с информацией, умения планировать собственные действия, владение устными и письменными коммуникациями и т. п.).
Следует также отметить, что часто задание, наряду с профессиональной компетенцией, обеспечивает формирование или контроль общих компетенций или их компонентов. Речь идет о том, что при выполнении задания результат работы должен быть определенным образом представлен: в виде устного выступления, текста служебной записки, грамотно заполненных служебных бланков и т. п. Если для выполнения работы потребуется использовать значительное количество информации, которую необходимо найти и обработать, возникнет необходимость применения профессиональных компьютерных программ, владения навыками письменной коммуникации, группового взаимодействия; в этом случае можно говорить о формировании общих компетенций.
Характеристика структурных элементов КОЗ может быть представлена следующим образом:
стимул,
задачная формулировка,
источник информации,
бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
инструмента проверки.
1. Стимул – вводит студента в суть производственной профессиональной проблемы и «подводит» к пониманию того, в каких профессиональных ситуациях будет востребована и может быть использована та или иная компетенция.
Возможны два варианта формулировки стимула:
1.1. Предлагается производственная ситуация, что предполагает анализ студентом причинно-следственных связей и выполнение определенной профессиональной деятельности, обеспечивающий решение предложенной производственной проблемы. Например: «Необходимо произвести сварку стыкового соединения пластин, изготовленных из стали марки СТ.3 толщиной 3 мм. в потолочном положении. В наличии имеем электроды марок УОНИ- 13/55 и УОНИ-13/НЖ. Сделайте сравнительный анализ технологических особенностей сварки»
1.2. Студент в качестве специалиста «помещается» внутрь производственной ситуации, в которой он должен «адекватно действовать». Тогда стимул будет выглядеть следующим образом: «Вы работаете сварщиком, вам необходимо произвести сварку стыкового соединения пластин, изготовленных из стали марки СТ.3 толщиной 3 мм»
Следует отметить, что указание того или иного должностного лица в одной и той же ситуации может потребовать совершенно разных видов деятельности, что позволит на базе одной ситуации разрабатывать несколько разных заданий. В этих двух вариантах студент не просто должен выполнить действия, которые ему будет предложены, но иногда и определиться с уровнем ответственности и полномочиями относительно указанной должности.
2. Задачная формулировка – указывает обучающемуся на ту деятельность, которую он должен совершить, а также содержит требования к способу предъявления результатов работы и предлагается использовать глаголы, ориентированные на компетентностный подход: «сделайте вывод», «на основе анализа предложите вариант», «выявите причины», «заполните журнал», «выполните эскиз» и т. п.
Задачная формулировка в отношении предметного содержания может выглядеть следующим образом: «Спрогнозируйте последствия в случае замыкания одной из катушек трансформатора».
Таким образом, можно констатировать, что задание для обучающегося должно быть прописано достаточно кратко, но очень конкретно.
3. Источник информации – комплект документов, необходимых для успешной деятельности по выполнению задания. Количество информации может существенно влиять на сложность и проблемность задания.
Так, избыток или недостаток информации создаст дополнительную трудность, но в то же время позволит наблюдать за действиями студента: способен ли он отбирать необходимую информацию, отсеивать лишнее или находить недостающую информацию в других источниках.
4. Бланк для выполнения задания – это элемент, который не является обязательным для КОЗ. Бланк для выполнения задания предлагается только в том случае, когда от студента необходимо получить структурированный ответ: таблицу с данными, перечень оснований для классификации объектов, вид блок-схемы алгоритма деятельности, заполненный стандартный производственный бланк и т. п. В качестве бланков для выполнения задания можно рекомендовать использование бланков производственных документов, применяемых на производстве, в организациях и учреждениях определенного профиля: бланк акта по форме Н-1, наряд на производство работ и т. п.
5. Разработка критериев оценки задания является обязательным структурным элементом КОЗ, который студенту выдается только в том случае, если предполагается самопроверка и самооценка результата. Но именно инструмент оценки позволяет педагогу определить сформированность компетенции, основываясь на критериях, позволяющих учесть и оценить качество выполнения задания в соответствии с разработанными требованиями.
Используют несколько инструментов оценивания в КОЗ: ключ (выбор правильного ответа, который определяется выявлением причинно-следственных связей, расчетов и сравнения вариантов, проведения анализа эффективности использования оборудования и т. п.), модельный ответ (это перечень верных и частично верных ответов, которые может предложить студент, выполнив задание. Важно не только продумать этот перечень, но и расписать баллы за каждый вид ответа), шкалы (позволяющий оценить качество ответа по отдельным направлениям, так как посредством шкалы создается своеобразный эталон ответа с определением всех параметров, которые должны быть указаны в ответе).
Рекомендуем вносить в список самые существенные показатели, которых не должно быть очень много, чтобы не усложнять процедуру оценивания. Критерии оцениваются максимум в 2 балла, и можно использовать следующий подход: 0 – не верно; 1 – частично верно; 2 – верно.
В заключение можно отметить, что КОЗ в ближайшее время станут обязательным средством обучения, имеющим многоцелевое использование.

Литература
1. Никонова Т. В. Специфика структурных компонентов компетентностно-ориентированных заданий для профессионального образования // Концепт.– 2015. – № 10 (октябрь). – ART 15352. – 0,5 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15352.htm. – ISSN 2304-120X.
2. Тюнников Ю.С. Проектно-педагогическая рациональность в контексте задач построения содержания дополнительного профессионального образования. URL: http://vestnik.sutr.ru/files/2010/Вестник 15. pdf.
3. Г.А. Клюева. Компетентностно-ориентированные задания: вопросы проектирования. СПО 2/2012

Приложение 1
Приложение 2
15