Выступление на педагогическом совете Проблемное обучение как средство повышения мотивации на уроках химии


Тема: «Проблемное обучение как средство повышения мотивации на уроках химии»
Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами
Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.
И.Г.Песталоцци
Педагогическое кредо:
" Учить всех, учить каждого и всегда в ногу со временем» Современному обществу нужны люди, способные на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, находить выход из проблемной ситуации, принимать ответственные и нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. На уроках химии я столкнулась с определенными проблемами в освоении новых требований ко всему учебному процессу.
слайд 4 Условия формирования личного вклада
Разобраться с трудностями мне помогли: во – первых
Курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по программе «Теория и методика преподавания предметов естественнонаучного цикла( в условиях введения ФГОС)» (144 часа 03.02.14.-01 .11.14г.)
Курсы повышения квалификации в ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» по программе «Современные педагогические и информационные технологии в условиях реализации ФГОС» (144 часа 01.10.13.-20.01.14г.) во – вторых
Обмен педагогическим опытом как с коллегами своей школы, так и в рамках работы районного семинара . и в - третьих
Самообразование - самостоятельное изучение литературы с помощью сети Интернет на сайте «Инфоурок».
слайд 5 Актуальность
Проанализировав всю полученную информацию я пришла к выводу, что главным, актуальным 1. в работе учителя с учеником становится не просто процесс передачи и получения знаний , а целостная система всестороннего сотрудничествам взрослого и ребенка.
. Цель современного образования –научить учиться. В связи с этим меняется роль учителя и ученика.
Ученик - активный, творческий, мыслящий, ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией , умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Учитель выполняет роль успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать все перечисленные выше мысленные операции.
Для того , чтобы достичь принципиально нового уровня обучения необходимо применять различные педагогические технологии, которые позволяют сделать ученика активным участником учебного процесса к таким технологиям относится технология проблемного обучения. Работа будет успешной только тогда, когда учитель четко представляет цель и задачи своей деятельности.
слайд 6 Цели и задачи педагогической деятельности Основная цель: создание условий для развития и воспитания личности ученика в соответствии с его возможностями и требованиями современного образования
Задачи читаю со слайда.
слайд 7 Ведущая педагогическая идея
Ведущую педагогическую идею для себя я вижу следующей
Создание благоприятных условий для активизации познавательной деятельности учащихся путём применения проблемных ситуаций в учебной деятельности
слайд 8 Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Химия – наука экспериментальная. Поэтому в основе её преподавания лежит химический эксперимент как источник знаний, выдвижения и проверки гипотез, как средство закрепления знаний и их контроля.
Если при традиционном обучении деятельность ученика носит репродуктивный характер – воспроизведение, выполнение заданий по образцу, то в условиях развивающего обучения эта деятельность становится продуктивной.
Учащийся самостоятельно ищет решение нового для него задания, проблемы, т. е. он учится применять знания в новой ситуации и самостоятельно разрабатывать алгоритм решения стоящей перед ним проблемы.
Слайд 9 Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Теперь я подробнее остановлюсь на описании непосредственно технологии проблемного обучения. Для применения технологии произвожу
-Выбор тем и разделов, нуждающихся в более широком изучении, разработка уроков с применением методов исследовательского проектирования.
-Организация внеурочной социально – значимой исследовательской и проектной деятельности.
-Участие в работе школьного научного общества учащихся «Познание», публичная презентация исследовательских проектов и оценка их результатов.
-Формирование навыков у учащихся исследовательской деятельности и умения применять их в других предметных областях
Существуют алгоритмы осуществления решения проблемных ситуаций
слайд 10. гиперссылка
Алгоритм осуществления решения проблемных ситуаций на уроке  (по Махмутову)
1.Формирование проблемы и вопросов учащимися.
2. Самостоятельное совершение мыслительных действий, направленных на поиск решения проблемы.
3. Поиск дополнительной литературы
4. Коллективное или групповое обсуждение найденных способов решения.
5. Самостоятельное или совместное с учителем подведение итогов решения задачи, выбор лучшего, проверка его действия.
Алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении по Е.Л. Мельниковой
Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию.
Осознание, решение поставленной проблемы
Применение знаний для решения конкретной задачи.
Творческое применение «открытых» знаний.
Проблемные ситуации могут быть созданы практически на любом уроке:
слайд 11 Структура деятельности в условиях проблемного обучения Создание проблемных ситуаций
При проведении практических занятий ( Метод проблемного эксперимента)
При изучении нового материала( Метод выдвижения гипотез, предположений, выводов и их опытная проверка)
При закреплении знаний ( Использование проблемных ситуаций, побуждающих к анализу жизненных явлений, приводящих к столкновению с прежними житейскими представлениями об этих явлениях ) Я использую
Гиперссылка
Виды изложения материала
Проблемные лекции при изучении нового материала
11 класс – В чем причина изомерии?
– Отчего зависят свойства алкенов?
Какой тип реакции для них является основным для алкенов? Почему?
Проблемные ситуации- ситуации неожиданности
( хим. парадоксы)
8класс» Свойства воды»
( Из воды , которая гасит огонь, образуется – водород- газ, который горит и кислород- газ, который поддерживает горение.)
Ситуации – конфликта-
9 класс – свойства углерода.
Исходя из строения углерода, его валентность должна быть 2, а у него в органических соединениях -4. Почему?
Ситуации- опровержения.
Противоречия условиям жизненного опыта и имеющимся знаниям.
Например: Дистиллированная вода не имеет вкуса, а родниковая вода имеет. Почему?
или Углекислый газ не поддерживает дыхание, но в небольших количествах он организму необходим. Почему?
Ситуации- неопределенности.
- задания с недостаточными или избыточными данными.
Какое понятие лишнее в ряду: вода, гора, лед, пар.
Ситуации – выбора
ЕГЭ
Структуру моей деятельности можно представить в виде схемы ( по слайду)
12 слайд Структура деятельности в условиях проблемного обучения( схема)
Всегда начинается все с постановки проблемы, а затем идет
усвоение новых понятий
Выдвижение гипотез
это может быть в виде догадки или известных способов, важно, что в итоге идет формирование умений
гиперссылка
Удобно это использовать при изучении способов получения веществ. Например Урок 9 класс Промышленное получение серной кислоты.
Желательно изучать в течении 2 уроков, тогда на первом
« Сырье, основные стадии, химизм процесса получения»
Перед классом ставится проблема;
- Как можно получить серную кислоту?
(анализ формулы, предположение, обоснование, обсуждение условий производства и способов повышения выхода продукта. На 2 уроке Основные технологические принципы промышленного производства.
Проблема: Как осуществить химические реакции и стадии производства в промышленных условиях? моделирование аппаратуры для промышленного получения, также решаются экологические задачи.
Следующий урок – это
Очень часто для решения проблемных ситуаций на уроке требуется от учащихся привлечения не только ранее изученных внутрипредметных связей, но и межпредметных связей (природоведение, биология, физика и др.). Например, уроки по круговороту веществ в природе в  8 и 9 классах.
Урок «Круговорот кислорода в природе «(8 класс)
Учитель Ученик
Проблемный вопрос:
Почему запасы атмосферного кислорода остаются на постоянном уровне (21% по объёму), не смотря на огромный расход этого вещества в различных процессах (дыхание, горение)? Используя сведения о кислороде, полученные на уроках биологии и химии, учащиеся приходят к выводу о том, что постоянное содержание кислорода в атмосфере является следствием равновесия двух процессов противоположных по действию, так как продукты одного процесса служат исходными веществами для другого, это окисление (дыхание, горение) и фотосинтез.
Урок в 8 классе «Закон сохранения массы веществ».
Проблемная задача мною ставится в форме демонстрационного опыта(см. гиперссылку)
Например: Проводим реакцию между Сульфатом меди(2) и гидроксидом натрия. Все вещества взвешиваем до и после реакции. Оказалось, что массы веществ равны. Почему?Дети приходят к выводу, что атомы не изменились, они остались, изменилось только их расположение относительно друг друга.( выход из гиперссылки)
Можно использовать следующие приемы создания проблемных ситуаций
13 слайд МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приемы создания проблемных ситуаций
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к формулированию
проблемы
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения
Что вас удивляет?
Что интересного заметили?
Какие факты налицо?
Выбрать подходящее.
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал
Вопрос был один?
А сколько мнений? Или задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось?
Какой возникает вопрос?
Какая будет тема?
. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднения?
Чем задание не похоже на предыдущее?
Примеры проблемных ситуаций ( Жвачка с ксилитом, амфотерность)Можно сделать красочные схемы , которые лучше запоминаются детям.
Если верить рекламе, то в состав жевательной резинки, в составе которых вредный сахар был заменен ксилитом, не только не является опасным, но даже могут быть отнесены к категории полезных для наших зубов и десен. Однако, исследователи уверяют, что ксилит нельзя считать полезным. С точки зрения химии ксилит-это многоатомный спирт может вызывать расстройство желудочного тракта. Употребление ксилита может сопровождаться побочными эффектами: метеоризм, аллергия.
Амфотерность ( есть такие вещества, которые могут проявлять двойственные свойства- свойства кислоты и основания.
На уроках я использую следующие технологии.
14 слайд Используемые технологии
Проблемно – развивающие.
Личностно – ориентированные
Информационно – коммуникативные.
Развивающего обучения,
а также формы организации учебной деятельности
Формы организации учебной деятельности
1. Учебное сотрудничество
2. Взаимодействие с одноклассниками
3. Взаимодействие с учителем
4. Самостоятельная работа
5. Работа в группе
Выступление на пед. совете школы: « Роль учителей – предметников в работе с детьми, имеющими высокую мотивацию к обучению»
Основные аспекты выступления;
-создание для ученика ситуации уверенности в своих знаниях
-приобщение к проведению экспериментальных и теоретических исследований
- составление задач творческого характера
- создание ситуаций, в которых ученик идет на один два шага впереди учителя.
15 слайд. Личный вклад педагога в развитие образования и степень его новизны
Структурирование содержания курса химии в средней и старшей школе
Отбор и создание заданий для обучающихся по химии, включающих в себя цель развития мотивации, а также использование на уроках методов и форм работы в рамках системно-деятельностного подход
Проектирование уроков с использованием технологии проблемного обучения
17 слайд. Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны
Диапазон охвата
Область применения технологии проблемного обучения охватывает систему отдельных уроков и внеурочную деятельность.
Вовлечение учащихся в проектно – исследовательскую деятельность, формирование у них сопутствующих умений и навыков (начиная с постановки проблемы и заканчивая презентацией полученного продукта) охватывает как предмет, так и надпредметную область, также возможно широкое использование полученного опыта во внеурочной деятельности.
Новизна
Применение технологии проблемного обучения в рамках предмета химии позволяет сформировать высокий познавательный интерес, познавательную активность, влекущую за собой высокую познавательную деятельность, что в конечном итоге повышает познавательную мотивацию учащихся к более качественно
18 слайд. Транслируемость практических достижений Область применения-уроки химии и внеурочная деятельность
Открытые уроки с применением рассмотренной технологии
Выступления на заседаниях ШМО/РМО и педсоветах
Интернет - публикации
19 слайд
Школьный уровень
муниципальный
региональный
федеральный
20 слайд. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффектыУровень мотивации старших школьников
Если рассмотреть (15-16) 8 к и 9 классы уровень мотивации
8 класс 1 полуг. 2 полуг. 9 кл. 1 п. 9кл. 2 п.
Очень высокий 6% 9% 5% 8%
высокий 21% 30% 25% 28%
средний 54% 49% 51% 61%
сниженный 14% 10% 16% 3%
низкий 5% Практич.нет3% Практич. нетнет21 слайд Уровень мотивации старших школьников
10 – 11 классы
- видим, что низкого уровня нет, все уже определились,
увеличился высокий и средний уровень .Чтобы подсчитать уровень мотивации я пользовалась технологией
Лукьяновой М.И. «Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников»
Проводится анкетирование учащихся в начале первого полугодия и в конце второго
Обучающимся предлагается внимательно прочитать каждое предложение и варианты ответов к нему. Подчеркнуть два варианта ответов, которые совпадают с мнением обучающихся.
Обучение в школе и знания необходимы мне для…
Дальнейшей жизни
Поступления в ВУЗ, продолжения образования
Саморазвития, самосовершенствования
Будущей профессии
Обретения места в обществе
Создание карьеры
Получение стартовой квалификации и устройства на работу
т.д.
Учащимся было предложено 2 анкеты
- на определение мотивации обучения
-на определение мотива обучения
Ключ для показателей мотивации
№ предложений и баллы им соответствующие Варианты ответов Показатели мотивации
1 2 3 4 5 6 7 8 1 4 5 5 4 3 3 3 - I
2 0 4 4 5 4 - - - 3 5 2 3 3 5 2 - - 4 5 4 3 5 3 4 4 0 II
5 3 5 5 3 0 2 1 - 6 5 1 0 3 3 - - - 7 3 3 5 0 5 2 1 - III
8 3 3 2 5 0 1 - - 9 0 3 3 5 3 1 3 5 Оценочная таблица
Уровень мотивации Показатели мотивации Сумма баллов итогового уровня мотивации
I II III 1 26-29 24-28 24-28 72-85
2 21-25 18-23 28-23 55-71
3 18-20 12-17 24-27 42-54
4 15-17 8-11 9-23 30-41
5 До 14 До 7 До 8 До 29
1.Очень высокий уровень мотивации
2.Высокий уровень мотивации
3.Средний уровень мотивации
4.Сниженный уровень мотивации
5.Низкий уровень мотивации
22 слайд. Мотивы
Выявление ведущих мотивов у старшеклассников
Варианты ответов Номера предложений
7 8 9
1 ППВ
2 ППП3 У О П4 В У У
5 У В П6 О И И
7 И - П8 - - У
У - учебный мотив (ориентация на получение знаний);
С – социальный мотив (главная цель мотива – коммуникативная);
П. – позиционный мотив (желание занять определенную позицию в глазах педагогов, родителей, сверстников (не быть хуже других))
У старших школьников преобладают 3 вида мотивов:
-оценочный
-учебный
-позиционный, отпадают социальный, игровой мотивы, т.е. они уже более осознанно относятся к обучению и видно, что на первом месте все- таки стоит учебный мотив( хотят получить знания).
Лукьянова М.И. «Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников»
Обучающимся предлагается внимательно прочитать каждое предложение и варианты ответов к нему. Подчеркнуть два варианта ответов, которые совпадают с мнением обучающихся.
Обучение в школе и знания необходимы мне для…
Дальнейшей жизни
Поступления в ВУЗ, продолжения образования
Саморазвития, самосовершенствования
Будущей профессии
Обретения места в обществе
Создание карьеры
Получение стартовой квалификации и устройства на работу
Я бы не учился, если бы…
Не было школы
Не было бы необходимости в этом
Не необходимость поступления в ВУЗ и моя будущая жизнь
Не чувствовал, что это необходимо
Не думал о том, что будет дальше
Обучение в школе и знания необходимы мне для…
Не нравится, когда меня хвалят за…
Знания
Успехи в учёбе
Хорошую успеваемость
Способности и ум
Трудолюбие и работоспособность
Хорошие отметки
Мне кажется, что цель моей жизни…
Получить образование
Создать семью
Сделать карьеру
В развитии и совершенствовании
Быть счастливым
Быть полезным
Принять достойное участие в эволюционном процессе
Пока не определена
Моя цель на уроке…
Получение информации
Получение знаний
Попытаться понять и усвоить как можно больше учебного материала
Выбрать для себя необходимое знание
Внимательно слушать учителя
Получить хорошую отметку
Пообщаться с друзьями
При планировании своей работы я…
Обдумываю её, вникаю в смысл
Сначала отдыхаю
Стараюсь выполнить всё аккуратно
Выполняю сначала наиболее сложную её часть
Стараюсь выполнить её быстрей
Самое интересное на уроке – это…
Обсуждение интересного вопроса
Малоизвестные факты
Практика, выполнение заданий
Интересное сообщение учителя
Диалог, обсуждение , дискуссия
Получить отличную отметку
Пообщаться с друзьями
Я изучаю материал добросовестно, если…
Он мне очень интересен
Он мне необходим
Мне нужна хорошая отметка
Без всяких усилий, потому что делаю это всегда
Меня заставляют
У меня хорошее настроение
Мне нравиться делать уроки, когда
Их мало и они не сложные
Когда я знаю, как их делать и у меня всё получается
Это мне потребуется
Это требует усердия
Я отдохну после школы и дополнительных занятий
У меня хорошее настроение
Материал или задание мне интересныВсегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний
Учиться лучше меня побуждает..Мысли о будущем
Конкуренция и мысли о получении аттестата
Совесть, чувство долга
Стремление получить высшее образование
Ответственность
Родители или учителя
Я более активно работаю на уроке если…
Ожидаю одобрения окружающих
Мне интересна выполняемая работа
Мне нужна хорошая отметка
Хочу больше узнать
Хочу, чтоб на меня обратили внимание
Изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем
Хорошие отметки – это результат…
Моего напряжённого труда
Труда учителя
Подготовленности и понимания мной темы
Моего везения
Моего добросовестного отношения к учёбе
Моего таланта или способностей
Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит…
Настроения и самочувствия
Понимания мной учебного материала
Моего везения
Активной подготовки, прилагаемых усилий
Заинтересованности в хороших отметках
Внимание к речи учителя
Я буду активным на уроке, если..Хорошо знаю тему или понимаю учебный материал
Смогу справиться с предлагаемыми заданиями
Считаю нужным всегда так поступать
Меня не будут ругать за ошибки
Твёрдо уверен в своих знаниях
Мне иногда так хочется
Если учебный материал мне не понятен…
Ничего не предпринимаю
Прибегаю к помощи товарищей
Мирюсь с ситуацией
Стараюсь разобраться во что бы то ни стало
Надеюсь, что разберусь потом
Вспоминаю объяснения учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке
Сделав ошибку при выполнении заданий я..Выполняю его повторно, исправляя ошибки
Теряюсь
Прошу помощи у товарищей
Нервничаю
Продолжаю думать над ним
Отказываюсь от его выполнения
Если я не знаю , как выполнить учебное задание, то я…
Обращаюсь за помощью к товарищам
Отказываюсь от его выполнения
Думаю и рассуждаю
Списываю у товарища
Обращаюсь к учебнику
Огорчаюсь
Мне не нравиться выполнять учебные задания, если они…
Требуют большого умственного напряжения
Не требуют усилий
Требуют зубрёжки и необходимость действовать по шаблону
Не требуют сообразительности
Сложные и большие
Однообразные и не требуют логического мышленияПредложения 1,2,3, входящие в содержательный блок 1 методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.
Предложения4,5,6 входят в содержательный блок 2 методики и характеризуют другой показатель мотивации – способность к целеполаганию.
Содержательный блок 3 анкеты (предложения7,8,9) указывает на иные мотивы.
Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладат определённым количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.
Внешний мотив – 0 баллов
Игровой мотив – 1 балл
Получение отметки – 2 балла
Позиционный мотив – 3 балла
Социальный мотив -4 балла
Учебный мотив – 5 баллов
Ключ для 1,2,3 показателей мотивации
№ предложений и баллы им соответствующие Варианты ответов Показатели мотивации
1 2 3 4 5 6 7 8 1 4 5 5 4 3 3 3 - I
2 0 4 4 5 4 - - - 3 5 2 3 3 5 2 - - 4 5 4 3 5 3 4 4 0 II
5 3 5 5 3 0 2 1 - 6 5 1 0 3 3 - - - 7 3 3 5 0 5 2 1 - III
8 3 3 2 5 0 1 - - 9 0 3 3 5 3 1 3 5 Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели 1,2,3 мотивации по сумме баллов выявляют игровой мотив. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (1,2,3) и итоговый уровень мотивации подростков.
Оценочная таблица
Уровень мотивации Показатели мотивации Сумма баллов итогового уровня мотивации
I II III 1 26-29 24-28 24-28 72-85
2 21-25 18-23 28-23 55-71
3 18-20 12-17 24-27 42-54
4 15-17 8-11 9-23 30-41
5 До 14 До 7 До 8 До 29
1.Очень высокий уровень мотивации
2.Высокий уровень мотивации
3.Средний уровень мотивации
4.Сниженный уровень мотивации
5.Низкий уровень мотивации
Выявление ведущих мотивов у старшеклассников
Варианты ответов Номера предложений
7 8 9
1 ППВ
2 ППП3 У О П4 В У У
5 У В П6 О И И
7 И - П8 - - У
У - учебный мотив (ориентация на получение знаний);
С – социальный мотив (главная цель мотива – коммуникативная);
П. – позиционный мотив (желание занять определенную позицию в глазах педагогов, родителей, сверстников (не быть хуже других));
О – оценочный мотив (главная цель – получение оценок);
И – игровой мотив;
В – внешний мотив (привлекают внешние атрибуты школьника, учащийся понимает, что в школу ходить надо).