Формы и методы опроса как средство повышения качества знаний. Выступление на семинаре.

КГУ «Акан-Баракская средняя школа района Шал акын»














Тема: Формы и методы контроля
как средство повышения
качества знаний учащихся.

(Выступление на районном семинаре
учителей математики)






Подготовила: Ахметова Айна Каппасовна,
учитель математики,
1 категория












2014 год

Предназначение школы – передавать подрастающим поколениям все наиболее ценные, стабильные знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, и воспитывать граждан, способных к дальнейшему развитию общества. Исходя из данной трактовки предназначения школы, можно выделить три важнейших направления работы педагогов.
Первое – интеллектуальное развитие детей. Второе – социальное развитие учащихся. Третье – эмоциональное творческое развитие учащихся.

Строя урок, я стараюсь определить не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне: на уровне восприятия, осмысления и запоминания; на уровне применения знаний по образцу; на уровне применения знаний в новой ситуации.

Одним из важнейших элементов учебного процесса является контроль. Благодаря ему реализуется  обратная связь в обучении, связь, позволяющая оперативно регулировать и корректировать ход обучения.
Контроль выполняет все основные функции, которые характерны для учебного процесса: образовательную, воспитательную, развивающую.
            
  Обучающее влияние контроля обеспечивается тем, что привлекаются все учащиеся к прослушиванию ответов своих товарищей. Учитель рекомендует делать поправки и дополнения. Поэтому в процессе опроса все учащиеся систематизируют, повторяют, закрепляют пройденную тему.
             Воспитывающее влияние контроля проявляется в его стимулирующем воздействии на учащихся, в формировании чувства ответственности, долга, дисциплинированности.
             Развивающее влияние контроля проявляется в формировании устойчивого внимания, памяти, приёмов самоконтроля.
             Усвоение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в настоящее время требует дифференциации в обучении. В основе, которой,
- во-первых, обязательное достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки,
- во-вторых, создание условий для усвоения материала в большем объеме теми, кто проявляет интерес к математике.
        
     Какие формы контроля знаний и умений наиболее приемлемы для уроков математики?
Опыт показывает, что постоянных высоких качественных результатов в диагностических работах добиваются те учителя, которые работают по четко спланированной системе ежедневного опроса, умело сочетают различные виды устного и письменного, индивидуального и коллективного опросов, текущего и итогового контроля, то есть контроль знаний, умений и навыков берут под постоянное наблюдение.
В наше время мы не говорим об обязательной пятибалльной системе оценок. Сегодня это могут быть различные системы, но каждая оценка должна быть объяснена ученику, мотивирована, доказана словесно. Да и сама простая словесная оценка часто ценна и важна для детей, мнение это учителя или анализирующих ответ одноклассников.
 
Одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков является текущий контроль. Он    определяет качество учебного процесса и его результативности. Текущий контроль позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения материала. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и её корректировка.
Текущий контроль осуществляю в повседневной учебной работе, как правило, во время урока. Он заключается в систематическом наблюдении за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности. Я считаю, что этот вид контроля успеваемости имеет большое значение для стимулирования у учащихся привычки систематической самостоятельной работы по выполнению учебных заданий и воспитанию чувства ответственности.
Для проведения текущего контроля перед учителем великое многообразие форм. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное. ( "Да-нетка”, «Лови ошибку!», «Ромашка», «Солнышко» и др.)

Стартовый (входной) контроль осуществляю в начале учебного года, при этом обязательно провожу сравнительный анализ с результатами итогового контроля, проводимого в конце прошлого учебного года. В стартовой работе я предпочитаю [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], или опросы в форме теста.

Промежуточный контроль провожу обычно после изучения раздела программы или в конце учебного года (четверти или полугодия) с учетом данных текущего контроля. Он состоит в проверке знаний, умений и навыков учащихся, охватывающей сравнительно большой материал.
              Все формы и методы контроля можно разделить на 2 группы: 

Активный опрос учащихся – это
Индивидуальный опрос (устный и письменный);
Текущий контроль;
Рубежный контроль;
Фронтальный устный опрос;
Метод малых групп.

Опорный и игровой контроль знаний – это
Учебный контроль;
Рефератный контроль;
Плакатный контроль;
Игровой контроль.
3. Ежеурочный контроль знаний – это
Взаимопроверка домашних заданий;
Написание опорного конспекта;
Вторичная проверка решаемых домашних заданий;
Взаимовопросы;
Тихие ответы у стола учителя;
Математические диктанты;
Уровневые контрольные работы;
Тестовые задания

На своих уроках применяю различные формы и методы организации опроса,

1. Устный опрос – наиболее распространённый метод контроля. Он может быть индивидуальным, фронтальным, уплотненным. Я использую на уроках фронтальный опрос. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся класса. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными. С помощью фронтального опроса можно проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность класса к изучению новой темы. Устный опрос сочетаю с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. При фронтальном опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала. Поэтому я применяю еще и уплотненный опрос, т.е. вызываю одного ученика для устного ответа, а двум-трем учащимся предлагаю дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что вместо выслушивания устных ответов учитель проверяет письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.

2. Письменная проверка -  важнейший метод контроля. Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что раздаются учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.
              По продолжительности  письменные работы могут быть:
кратковременные (7-15 минут) и более длительными. Для выполнения письменной работы предлагаю несколько вариантов. Трудность вопросов и задач для всех вариантов должны быть одинаковыми. 
В отдельных случаях практикую дифференцируемые задания для сильных и слабых учащихся. Ученик сам выбирает степень сложности.
             Письменная проверка на уроках может проводиться в форме диктантов, а также контрольных, самостоятельных и проверочных письменных работ.
Диктанты снимают часть нагрузки с других форм проверки знаний, они могут проводиться на разных этапах урока. Диктант провожу после изучения материала. Диктант читаю в быстром темпе. Для этого требуется мобилизация внимания, сосредоточенности, чёткое знание алгоритма выполнения упражнения. Диктанты организовываю так, чтобы ребята сразу же увидели свои ошибки, затем провожу корректировку знаний и умений. В это время усваиваются приёмы самоконтроля, приёмы, составляющие основу различных видов проверки.
Сначала диктанты проверяю только я, а к концу года ввожу уже самопроверку. На начальном этапе обучения самоконтролю бывает наиболее высокий процент объективных оценок.

Разноуровневые карточки применяются для проверки усвоения учебной темы. Карточки состоят из обязательной и дополнительной части. В дополнительную часть включены задания уровня С. Учащимся, хорошо усвоившим тему, следует заменить любое задание в обязательной части заданиями дополнительной части. За любые пять верно выполненных задания ставится оценка «5». Работу на карточках целесообразно провести перед контрольной работой. Работа рассчитана на целый урок.
После проверки и оценки письменных работ провожу анализ результатов, выявляю типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки. Провожу разбор плохо усвоенного материала.  
3.Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов.   Тестовый контроль даёт возможность при незначительных затратах времени проверить всех учащихся.
Тематические тестовые задания представлены в 2-х вариантах. Каждый тест содержит 5 вопросов: первые 4 – стандартные, последний – возможного уровня. Оцениваются следующим образом первые 4 задания – 1 балл, последнее задание – 2 балла. Набравшие 3 балла – оценка «3», 4 балла – оценка «4», 5-6 – оценка «5». На выполнение заданий отводится 10 минут. Тестовые задания целесообразно применять для организации тематического контроля при повторении тем.

4. Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.
В 5 классе запланировано 10 тематических контрольных работ и 1 итоговая. Работы представлены в двух вариантах, каждая из которой содержит 6 заданий: первые 3 – стандартные, остальные – возможного уровня.
На выполнение заданий отводится 45 минут. Контрольные работы предназначены для организации тематического контроля
После проверки контрольной работы проводится коррекционная работа по карточкам.

Наравне с указанными видами опроса, в своей работе использую:
индивидуальные карточки, тестирование учащихся при помощи интерактивных средств, используются мной различного рода тренажеры, контрольные листы «Заполни пропуски», «Допиши» и т.д.

Таким образом:
Сочетание правильно подобранных видов контроля, представляет собой механизм, который дает возможность провести скрыто процесс определения степени обученности учащихся.
Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует выявлению уровня обучаемости, восприятия математической речи школьниками, помогает организации дифференцированного, личностно-ориентированного подхода на уроках, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки учащихся.