Методический конструктор рефлексии как этап урока в системно — деятельностном подходе


Учитель начальных классов, Береснева И.В.
Методический конструктор рефлексии как этап урока
в системно - деятельностном подходе
Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Слово «рефлексия» давно перестало быть образовательным новшеством. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока проектирования на основе системно - деятельностного подхода.
Рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". У каждого учителя свой методический конструктор. В зависимости от образовательной цели, от типа урока, от особенностей класса, каждый учитель знает, какой приём рефлексии и когда будет эффективнее. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
В словарях дается четкое определение рефлексии — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? Для детей - это анализ собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Для учителя - это обратная связь от учеников, которая позволяет скорректировать урок на будущее. Ведь как говорил Б.Дизраэли: «Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах
понять, что нужно делать дальше».Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Если классифицировать по содержанию, то она может быть устной и письменной. По форме деятельности можно выделить фронтальную, индивидуальную, групповую, коллективную рефлексии. Если смотреть по типу урока, то она может быть промежуточной, контрольной, итоговой.Способы проведения рефлексии могут быть различными: анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок. Часто в практике используют классификацию рефлексии по цели: • Рефлексия эмоционального состояния;
• Рефлексия содержания;
• Рефлексия деятельности.
Рассмотрим каждый этап в отдельности. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно
в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Приёмы здесь могут быть разнообразными:разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;смайлики; цветовое изображение настроения («Солнышко и тучка», «Смайлики»).
Данные приёмы позволяют провести рефлексию в достаточно короткий промежуток времени. Следует отметить, что дети в начальной школе отзывчивы и доверчивы.Такие задания всегда выполняют с интересом и удовольствием.
При проведении эмоционально – художественной рефлексии обучающимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Соответственно, при проведении эмоционально – музыкальной рефлексии детям предлагается прослушать два музыкальных фрагмента тревожной и спокойной музыки.Они выбирают фрагмент, соответствующий их настроению .
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня
осознания содержания пройденного материала. Здесь эффективен приём незаконченного предложения, тезиса:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
И наконец, третий вид рефлексии по цели: рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов.Применение данного вида рефлексии даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. В ФГОС рекомендуется рефлексию деятельности проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Вариантов проведения рефлексии деятельности огромное множество.
Приведу примеры наиболее интересных и значимых:
«Светофор» Учащиеся выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После выполненной работы ребята высказывают свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
«Пятерочка»Детям предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось ); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, обучающиеся объективно оценивают свою активность и качество работы.
«Солнышко»На доске прикреплён круг от солнышка и тучка. Детям раздаются лучики жёлтого и капельки голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета к тучке – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. «Яблоня» Детям раздаются яблоки двух цветов – красные и зелёные.
Зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение;
красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение. «Мишень»Дети заполняют «рефлексивную мишень», оценивая свою деятельность.
«10 баллов» Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиций: «Я» 0________10 «Мы» 0________10 «Для меня сегодняшний урок…» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям:
-урок
-я на уроке
-итог«Пантомима» Обучающиеся пантомимой должны показать результаты своей работы.
Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. «Корзина идей» Обучающиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину.Затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Дети мнение на листочках высказывают анонимно. В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Можно попросить ребят аргументировать свой ответ:1.На уроке я работал…2.Своей работой на уроке я…3.Урок для меня показался…4.За урок я…5.Мое настроение…6.Материал урока мне был…«Плюс – минус – интересно» Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно обучающиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на “+”, “–”, “?” или индивидуально письменно. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор философии Кембриджского университета. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.В графу “–” обучающиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?) обучающиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно. В конце занятия ребята заполняют карточки, подчёркивая на выбор нужное высказывание. По готовым результатам можно увидеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы, осуществить анализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
Таким образом, для организации рефлексии как этапа урока в соответствии с ФГОС, следует придерживаться классификации по цели. Для организации рефлексивной деятельности следует выбирать разные приемы.Это может быть и «Карта настроения», и «Бортовой журнал», и работа экспертной комиссии.Самое главное, чтобы организация рефлексии была направлена на формирование у ребёнка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться. Ведь, как говорил Евгений Доманский, «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперёд».