Методические рекомендации по организации урока русского языка в системно – деятельностном подходе


Методические рекомендации по организации урока русского языка в системно – деятельностном подходе
Аннотация
В докладе в кратком и обобщенном виде системно - деятельностный подход лежит в основе Государственных образовательных стандартов. Акцент делается на актуальность реализации системно - деятельностного подхода в преподавании русского языка в связи с формированием базовых компетенций. Рассматриваются основные аспекты, в основе которых – работа с текстом как дидактической единицей, моделирование усваиваемой информации, сочетание слова и наглядности на разных этапах урока, использование современных технологий, инновационных форм, методов, приемов. Особое внимание обращается на изменение роли учителя, который в условиях обновления содержания и ценностей образования становится консультантом.
Освещаются основные характеристики системно - деятельностного подхода и технологические подходы к его организации.
Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности.
Я слышу - я забываю,
Я вижу - я запоминаю,
Я делаю - я усваиваю.
Китайская мудрость
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.
Основные характеристики СДП:
• Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
• Процесс обучения – всегда творческий.
• Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Технология системно - деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:
Мотивацию к учебной деятельности;
Актуализацию знаний;
Проблемное объяснение нового знания;
Первичное закрепление во внешней речи;
Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
Включение нового знания в систему знаний и повторение;
Рефлексия.
Деятельностный подход - это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной познавательной деятельности
Меня учат
Я учусь
При системно – деятельностном подходе учитель - это организатор и координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Включение учащихся в деятельности на личностно - значимом уровне: «Хочу, потому что могу».
Обязательный элемент на уроке это обращение к личному опыту детей, их размышлениям по обсуждаемой теме, опора на знания, полученные на других предметах или при изучении других тем.
Какие методы и приемы использую на своих уроках?
В начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;
Тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;
Называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.
Приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки - диспуты и др. Из этого следует… «Сегодня у нас не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в сказанном… Делимся на критиков и изобретателей….».
Задача не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.
При повторении изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявляю затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика. На данном этапе не я ставлю цель, а дети (это позволяет устранить возникшие затруднения).
В основе урока - работа с текстом. На этапе актуализации знаний часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением.
Задание классу
Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту
Прочитайте выразительно стихотворение
Озаглавьте текст
Определите тему и идею
Укажите и объясните изученные орфограммы
( Работа с данными текстами позволяет плавно перейти к теме урока)
Назовите слова, которые отвечают на вопрос как?
( При изучении темы «Наречие»)
Далее - исследовательское задание (распределите слова на группы, объединив их по общим признакам).
Затем - обсуждение затруднений. Почему они возникли? Что мы еще знаем?:
Проговаривание цели в виде вопроса, на которые стоит ответить (Что такое наречие?)
Подобное задание позволяет ученикам проявить самостоятельность мышления, высказать свою точку зрения.
Когда проблема четко сформулирована, приступаем к ее реализации через коммуникацию. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Учитель направляет через выдвижение версий.
Предлагается лингвистический эксперимент - прочитайте текст, мысленно опустив наречия. Как изменился текст? Какую роль играют наречия?
Такие упражнения развивают речь, умение делать выводы;
Используется фразеологическая разминка - заменить фразеологизмы наречиями, составить предложения.
Работа в группах, парах - каждая группа составляет как можно больше пословиц, в которых встречаются наречия. Записали, поменялись тетрадями -взаимопроверка
Творческий диктант - ученики сами формулируют правило, а потом проверяют себя по учебнику
Синтаксическая пятиминутка - разобрать предложения с указанием частей речи, подчеркнуть члены предложения, дать характеристику предложений
Таким образом, все эти виды работ опираются на личный опыт учащихся, знания, полученные ими ранее.
При подведении итогов уместно ставить такие вопросы:
Что было для меня самым полезным на уроке?
Что было для меня самым интересным?
Что было для меня трудным?
Чему я научился на уроке?
Так как же мы решили проблему?
Нам всем следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную и групповую работу.
Применение инновационных форм, методов, приемов способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.
Список литературы
Асманов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке нового поколения/Педагогика М.,2009-№9
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г.. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. М.,2006
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.,2000
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе
Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Компетентность задания по русскому языку. Методический конструктор: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2012
Интернет-источникиШерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка.//Интернет-журнал «Эйдос», 2012 - №3
festival.1september.ru
Приложение
336867590741500В качестве примера приводится урок русского языка в 7 классе по теме: «Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению»
Солод Н.П.,
учитель филологии, учитель
высшей категории
МОШ I-III ступеней №22
имени Маршала Сергеева
Тема: Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель и задачи: углубить и расширить знания учеников о наречии как части речи, его значении, грамматических признаках и синтаксической роли, формировать умения находить наречия в тексте, развить УУД и монологическую речь, расширять словарный запас школьников за счет употребления наречий в речи, развивать умение делать выводы, воспитывать интерес к предмету.
Методы и приемы контроля учебной деятельности на уроке: репродуктивный, исследовательский, проблемный, фронтальная беседа, лингвистический эксперимент, работа в группах, фразеологическая разминка, «Мозговой штурм», «Синтаксическая пятиминутка», «Закончи предложение».Межпредметные связи: литература и история.
Структура урока
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Объявление темы, цели, задач урока.
Рефлексия (беседа с учащимися).
Назовите самостоятельные части речи.
На какие вопросы они отвечают?
Какую часть речи мы с вами выучили? Какие признаки имеет деепричастие?
Изучение и усвоение нового материала.
(Задание проектируется на экран).
-Светло, легко и своенравно
Она блестит среди болот
И к старой мельнице так плавно
Несет стекло весен них вод.
-Вчера в соседнем доме долго горел свет.
-На проводе сов сем рядом сидит синица. Сидит и вытягивает головку то вправо, то влево.
-Он совершил этот поступок сгоряча.
1). Прочитайте предложения, укажите в них слова, которые обозначают признак действия.
2) На какой вопрос отвечают выбранные вами слова?
3) Изменяются ли по родам, числам, падежам?
4) Каким членом предложения являются?
5) Знаете ли вы, к какой части речи относятся эти слова?
Учитель знакомит с исторической справкой о происхождении наречий «Из истории русского языка».
Термин наречие встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово речь когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин наречие на современный язык, мы получим искусственное слово наглаголие.
Следовательно, между глаголом и наречием существует связь. Какая?
Уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность.
Работа с учебником (прочитать правила с.181-182, таблица «Разряды наречий по значению»).
6. Закрепление и обобщение изученного материала.
1) Лингвистический эксперимент. Прочитать предложения, мысленно опустив наречия. Как изменился текст? Какую роль, по-вашему, играют наречия в тексте?
Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияюще смотреть на солнце, что сами становятся похожи на солнце. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветом-солнцем посреди!
2) Синтаксическая пятиминутка. Списать предложения, подчеркнуть наречия как члены предложения, дать характеристику предложения, сделать синтаксический анализ.
3) Фразеологическая разминка (заменить фразеологизмы наречиями, составить предложение, в котором уместно употребить фразеологизм или наречие).
Душа в душу – дружно.
Рукой подать – близко.
Спустя рукава – плохо, лениво.
За тридевять земель – далеко.
Кот наплакал – мало.
В мгновенье ока – быстро, мигом.
Не в своей тарелке – неудобно.
С грехом пополам – кое-как.
Одна нога здесь, другая там – быстро.
Задание №2 (от глагола бежать поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания). Задание проектируется на экран.
Бежать (…?) сегодня, завтра, утром.
Бежать (…?) здесь, рядом, впереди.
Бежать (…?) вперед, назад, вниз.
Бежать (…?) быстро, медленно.
Задание №3 (Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются наречия, определите их синтаксическую роль), работа в группах.
Береги платье …, а честь смолоду. (снову)
Везде …, где нас нет. (хорошо)
В долг брать хорошо, да отдавать … . (плохо)
Год думай, но делай … . (вмиг)
Не стыдно не знать, … не учиться. (стыдно)
Упражнение 262. Работа у доски. (прочитайте и перепишите предложения, найдите в них наречия. Определите, что они обозначают и какова их роль в предложениях.)Справа сиял снежный Кавказ: впереди возвышалась огромная лесистая гора. Вчера я приехал в Пятигорск. Напилась земля воды досыта. Проезжие нарочно останавливались, чтобы на нее поглядеть. И благодатно и широко весенний ливень зашумел.
7) Преобразовать данные словосочетания «прилагательное + существительное» в словосочетания «наречие + глагол».
Быстрый бег – быстро бегать, упорный труд – упорно трудиться, веселая игра – весело играть, яркий свет – ярко светить, напряженная работа – напряженно работать, резкий удар – резко ударить.Подведение итогов.
«Мозговой штурм»:
- что было для меня самым полезным на уроке?
- что было для меня самым интересным?
- чему я научился на уроке?
Закончи предложение.
Наречие – это … часть речи.
Наречие никогда не …
У наречий никогда не бывает …
В предложении наречие чаще всего является …
Домашнее задание. Эвристическое задание. Написать заметку в школьную газету о спортивных соревнованиях, используя наречия.
Урок был проведен в парадигме личностно-ориентированного обучения.
На уроке использовались различные способы мотивации учебной деятельности: организация образовательного процесса (новизна-экскурс в историю, четкое структурирование, ритмичное чередование видов деятельности); применение инновационных форм, методов, приемов; культура общения. В целом все это способствовало формированию универсальных учебных действий, обеспечивало непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.