Мастер-класс по теме: Саморефлексия учащихся в системно — деятельностном подходе


Урок математики в 4 классе
Учитель:
Тема: «Многозначные числа, умножение на 10, 100, 1000».
Цели:
Помочь детям вывести правило умножения числа на 10, 100, 1000 и т. д.;
Закрепить знания о нумерации многозначных чисел;
Развивать мыслительную деятельность учащихся;
Воспитывать интерес к математическим и природоведческим знаниям через игры и занимательный материал.
Оборудование: картинки с изображением птиц, сюжетные рисунки щегла, таблица разрядов и классов многозначных чисел, таблица с логическими заданиями.
Ход урока:
Название этапа Содержание этапа
1. Организационный момент. У. Здравствуйте, ребята. Проверьте свои рабочие места и готовность к уроку. Сегодня у нас с вами необычный урок.
. . Устный счёт С. 64, № 14.
Р 10×6 – 25
О 72 – 36
И 500 – 475
Л 18×4 + 0
Я 25×5 – 0
К 49: 7×8
А 6×8:4
Д 64: 8×12
Й 96:24×20
С 7×9 - 8×4
Т 54:6+9×8
Е 35×2 – 38:2
Ж 94:2 – 70:14
Найдите выражение с этими ответами,.какая буква стоит рядом с этим выражением. Запишите её. и т. д.
96 125 81 51 72 (презентация с ответами с эф. Ан.
Д Я Т Е Л
31 81 35 25 52
С Т Р И Ж
31 36 80 56 12
С О Й К А
У кого все слова правильно составлены. Наклейте в листе самоконтроля красный кружок, два слоа-зелёный. А одно-жёлтый.
У Какие слова были зашифрованы?
Д. Дятел, стриж, сойка.
У. Кто это?
Д. Птицы.
У. Название какой птицы встретилось впервые?
Д. Сойка.
У. Что вы узнали об этой птице на уроках природоведения?
Д. Сойка – зимующая птица. Её называют лесным полицейским,
т. к. она предупреждает лесных обитателей об опасности. Если под деревом, на котором расположено гнездо сойки, остановятся туристы, сойка предупреждает об опасности и переносит птенцов в другое место. Она заготавливает на зиму корм: собирает семена растений и прячет их, но часто забывает где. Спустя годы на этих местах появляются молодые деревца. Так сойка помогает выращивать лес!
У. Молодцы! Правильно!
4. Определение темы урока. У. Сегодня мы познакомимся ещё с одной птицей. Послушайте сказку. (Учитель рассказывает историю и показывает чёрно – белый рисунок птицы). Слайд 5
Жила – была птичка серенького цвета. Она очень хорошо пела. Однажды прилетела птичка в птичий хор. Но дирижёр – дятел – не принял её, потому что она была некрасивая. Полетела птичка на полянку, села на ветку и заплакала. Услышала о её горе земляничка и говорит:
-Я помогу тебе, если ребята сумеют объяснить, как решаются следующие примеры ( на доске открывается запись).
5×10=50(слайд 6)
3×100=300
2×1 000=2000
4×10 000=40 000
Дети рассматривают запись примеров, сравнивают, анализируют и делают вывод.
У. Как вы думаете каким образом мы сегодня будем помогать птице?
Д. Будем учиться решать такие примеры и поможем птичке стать красивой.
У. Молодцы! А вы её не узнали? Как её зовут?
Д. Нет. Когда раскрасим, тогда и узнаем.
5. Знакомство с новым материалом. У. А как же необходимо решать такие примеры?
Д. Чтобы умножить число на 10, 100, 1 000 и т. д., надо к числу приписать 1, 2, 3 и более нулей. (слайд 7)
У. Молодцы! Покрасила земляничка лобик птичке в красный цвет.(и вы можете закрасить лобик в красный цвет)
Услышала о беде и черника, тоже решила помочь, если ребята решат примеры в учебнике на с. 82 № 2 (решение с комментированием) и № 3 (решение самостоятельное).
172×10=1720 (слайд 8)
46×1000=46000
350×10=3500
100×914=91400
100×89=8900
70×1000=70000
600×100=60000
512×10000=5120000
6. Закрепление У. Примеры из № 3 на с. 83 вы выполняете самостоятельно. Если кому – то пока ещё сложно, поднимите руку , я подойду и помогу.
85×10000=850000
76×1000=76000
3900×1000=3900000
10×700000=7000000
(При проверке дети на наборном полотне выставляют по порядку карточки с ответами)
У. Покрасила черничка чёрным цветом затылок птички (закрашиваем чёрным цветом затылок птице) и вы. У кого все примеры решены верно, закрасьте чёрным цветом затылок птички 2 примера неверно-зелёный, 3 и более – жёлтый))
Ромашка, качающаяся на тонкой ножке, тоже решила помочь птичке, но если мы покажем, как умеем работать над задачей.
Чтение задачи сначала про себя, затем вслух одним учеником. Текст задачи на доске.
Д. В птичьем хоре пели 12 канареек, соловьёв в 10 раз больше, чем канареек, а щеглов на 30 меньше, чем соловьёв.
У. Можно ли назвать это задачей?
Д. Нет.
У. Почему?
Д. Не хватает вопроса.
У. Давайте зададим вопрос к задаче и составим краткую запись.
Д. Сколько всего птиц было в птичьем хоре?
У. Как этот вопрос показать в краткой записи?
Д. поставить фигурную скобку.
К. – 12 шт.
С. - ? шт., в 10 раз б.
Щ. - ? шт., на 30 м. (слайд 11)
Запишите решение и ответ задачи в тетрадь.
У. Давайте проверим (в центре ромашки открывается число 222) (слайд 12). У кого также? У ког верно-оставьте белый цвет, у кого 2 первых действия-зелёный, а у кого –одно-жёлтый)
Встаньте!
7. Физкультминутка? Мы поставили пластинку
И выходим на разминку
(шагаем на месте)
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
(бег на месте)
Финиш - метров через двести!
Раз! Раз – два, раз – два,
Раз – два, раз – два,
Раз – два, раз – два,
Ниже, дети, не ленитесь,
(наклоны туловища вперёд, руки на поясе)
Поклонитесь, улыбнитесь.
8. Закрепление. У. Красное солнышко выглянуло из- за тучки и пообещало птичке помочь, если мы выполним следующее задание. Подумайте, что должно быть в пустых квадратах?
У. подарило солнышко птичке оранжевые искорки (закрашиваем перья оранжевым цветом). (зелёный и жёлтый)
У. А хотите узнать, как зовут эту птичку? Для этого мы должны решить задания Старика Годовика, который оживит нашего героя: (слайд 16)
а 12 24 56 78 34
в 100 1000 100 10 10000
а×в? ? ? ? ?
Е О Г ЩЛ
У. расположите ответы в порядке убывания.
Прилетела птичка в птичий хор. Посмотрели на неё птицы и сказали: «Какой щёголь!» (Щёголь – ярко одетый или модно одетый человек.) И стали птичку все называть щеглом.
(слайд 17) щегол
9. Итог урока У. С каким правилом мы сегодня познакомились?
Д Как надо умножать на 10, 100, 1000…
У. Сколько нулей нужно приписать, если умножаем на 10 ? На 100 ? Если к числу приписали четыре нуля, на какое число его умножили?
Д. На десять тысяч.
У. Молодцы!
Д. Мы выполнили все задания, предложенные нам, и щегол приобрёл яркую одежду! Укого щегол закрашен как на у меня? Покажите. А у кого другая птица, вы тоже молодцы. Возможно вы будете учёными-орнитологами ?(спросить учителей) разведёте новую породу птиц и расскажете нам.
У. Молодцы! Вы хорошо поработали! У кого как у меня птичка и если у вас красный кружок за устный счет - красный кружок, вы заработали оценку -5, а у кого больше зелёного цвета-4, а у кого есть жёлтый цвет-3.

10. Домашнее задание С. 84 № 2, 3. ?