«Внесение изменений в преподавание и обучение в начальных классах в рамках обновления содержания образования»

Выступление на педагогическом совете школы (сентябрь 2016 года)
учитель нач. классов Кулдаева Ш.Ж.

«Внесение изменений в преподавание и обучение в начальных классах
в рамках обновления содержания образования»
Наше общество стремительно меняется и, как говорил Г.К. Сафаралиев (заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию, член-корреспондент РАН), « нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен»
По некоторым данным за всю историю человечества сменилось порядка 1600 поколений. Из них:
1100 - провели жизнь в пещерах;
800 – применяют огонь;
400 – используют энергию животных;
300 – владеют энергией воды и ветра;
150 – осуществляют эффективную связь поколений благодаря письменности (из них 12 через печатное слово);
16 – применяют порох;
8 – измеряют время;
6 – используют искусственные источники энергии;
4 – пользуются электромоторами;
2 – владеют атомной энергией, реактивной авиацией, телевидением, лазерами, антибиотиками.
И только одно поколение применяет персональные компьютеры и Интернет. Это же поколение вступило в активную стадию многомерного процесса глобализации. Аналогов прошлой жизни найти невозможно.

Содержание традиционного обучения характеризуется жёстким разделением ролей: учитель эксперт, учащийся – пассивный получатель знаний. Такая педагогика не способствует открытому обсуждению. Учащиеся не взаимодействуют с проблемами и содержанием, поэтому не вовлечены в выбор, обсуждение, контроль процесса и постановку задач. У них мало возможностей делать ошибки и учиться на них.
Такая зависимость от учителя подрывает развитие навыков познавательного мышления.
В результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.
Фрагментарное введение новых предметов и наложение на старое содержание образования привело к перегруженности учебного процесса.

Поэтому возникла необходимость кардинально изменить содержание образования.
Ускоренная глобализация влияет на требования к работникам, и в связи с этим на знания и навыки, необходимые для получения профессии.
Следовательно, в настоящее время учащимся школ требуются различные навыки, отличные от устаревших, для успешного взаимодействия в современном мире.
Образование является одной из приоритетных долгосрочных стратегий, которая обеспечивает позитивное взаимодействие стран в условиях стремительно меняющегося мира.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но, почему-то, учеников преследовали неудачи. Утка была лидером урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала двойки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.
Давайте поразмышляем.
Кто в притче неудачник: учитель или ученики?
Как учить разных?
Как поддерживать разнообразных?
Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя разные дети?

Системы среднего образования стран по всему миру задаются вопросом «каков наиболее эффективный способ обучения детей, чтобы они были успешными в ХХІ веке?». Этот вопрос тесно связан с образовательной программой и методикой обучения в процессе ее реализации.
Инновационное обучение опирается на зону ближайшего развития, нацелено на усвоение способов познания, развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания. Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности. На первый план выступают учебные задачи, решая которые, учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности. В результате формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
Какие качества необходимы современному выпускнику? Глубокие и прочные знания, воспитанность, интеллектуальные и творческие силы, умение учиться, способность к саморазвитию.
Реализация обновленной образовательной программы и системы критериального оценивания является одним из мероприятий по достижению поставленных целей. Предполагается, что учащиеся сформируют понимание, основываясь на каждой сфере предметной образовательной программы, чтобы в дальнейшем они могли обобщать и применять эти знания в других ситуациях. Поэтому учащиеся должны учиться адаптировать свои знания к любой ситуации и иметь возможность решать любые сложные задачи, с которыми им придется столкнуться в будущем.
В модель среднего образования заложены три уровня интеграции содержания учебного материала: внутрипредметная, межпредметная, транспредметная.

Практическая направленность учебных программ нацелена на подходы в обучении; фокус на развитие навыков; примеры из жизни; проектная деятельность и практические работы; свобода в деятельности учителя.
В основу новой модели среднего образования положен системно-деятельностный подход (СДП).
Деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Обучение младших школьников должно строиться на основе учебных ситуаций, когда образовательная задача стоит в организации условий, провоцирующих детское действие: «Делаю сам! Что я не знаю? Сам найду способ!»
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей, и позволяет упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.
Позиция учителя при этом: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Используемые виды деятельности: игровая, исследовательская, проектная, рефлексивная, оценочная, творческая, практическая.
Формы деятельности на уроках: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Поэтому учителям необходимо побольше применять различные педагогические технологии. Например, технологии проблемного обучения, проектного обучения, развивающего обучения, УДЕ.

Такие страны, как Англия, Германия, Норвегия, Сингапур и Австралия имеют четко определенные ожидаемые результаты для учителей и учащихся путем разработки сопроводительной документации к образовательным программам. Этот подход был использован для определения ожидаемых результатов для всех школ Казахстана. Ясность в определении того, что учащиеся должны знать и уметь делать, помогает обеспечить стабильно высокие ожидаемые результаты по всей стране, а также облегчает для учителей процесс эффективной реализации образовательной программы.
Учебная программа базируется на спиральной программе Джерома Брунера. Он полагал, что даже самый сложный материал может быть понятен очень маленьким детям, если правильно организован и представлен.
Брунер утверждал, что человеческое познание проходит три этапа:
активное (обучение на основе практики);
знаковое (обучение посредством образов и картинок);
символическое (обучение посредством слов и чисел);
которые служат информационной основой разработки спиральной образовательной программы.

Ключевые свойства спиральной образовательной программы сводятся к следующему:
повторное рассмотрение учащимся вопроса, темы или предмета несколько раз на протяжении всего школьного обучения;
сложность вопроса или темы увеличивается с каждым повторным рассмотрением;
новое обучение имеет связь со старым обучением и размещается в контексте старой информации.

Преимущества спиральной программы:
информация усиливается и укрепляется каждый раз, когда учащийся повторно рассматривает предметный вопрос;
обеспечивает логическое развитие от упрощенных решений к сложным решениям;
учащихся поощряют применять прежние знания к последующим целям обучения

Критериальное оценивание по предметам в начальных классах.
В обновленной программе используется критериальное оценивание, чтобы сделать процесс оценивания более объективным и конструктивным для самих учащихся.
При таком оценивании успеваемость ученика оценивается в соответствии с набором заранее определенных критериев оценивания. Оно отличается от нормативного оценивания, при котором успеваемость ученика устанавливается относительно оцениваемой группы.
Оценивание происходит двумя основными способами: формативное оценивание и суммативное оценивание.
Формативное оценивание является неотъемлемой частью ежедневного процесса преподавания и обучения, проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между обучающимся и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок и применяется учителями для измерения обучения и для помощи в планировании урока.
Суммативное оценивание проводится для того, чтобы предоставить учителям и учащимся информацию об успеваемости учащихся по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода с выставлением баллов и оценок.
Формативное и суммативное оценивание применяются по всем предметам. Однако подходы к оцениванию могут отличаться в зависимости от их содержания и вида. Учителя используют результаты формативного и суммативного оценивания для предоставления обратной связи обучающимся и информирования родителей во время учебного процесса.
Для определения степени достижения целей обучения составляются критерии оценивания, которые распределяются по уровням мыслительных навыков согласно таксономии Б. Блума.

Задания для формативного оценивания и суммативного оценивания должны быть разработаны таким образом, чтобы предоставлять равные возможности оценивания для всех обучающихся. Процессы выставления баллов и модерации при суммативном оценивании за четверть обеспечивают надежность результатов оценивания и могут предоставить учителю и обучающимся полезную информацию о процессе преподавания и обучения.
Критериальное оценивание нацелено на поддержку работы учителя в классе и предназначено для того, чтобы положительно влиять на его деятельность. Результаты позволят учителю проводить рефлексию (обратную связь) своего преподавания и помогут планировать дальнейшую деятельность.

Чем больше модернизируется общество, тем большую роль в обновлении его культуры играет образование. Поэтому его обновление преследует четкую цель – формирование интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны.

" ...Вы знаете,
Мне по-прежнему верится, Что, если останется жить земля, - Высшим достоинством Человечества Станут когда – нибудь учителя!
.... Учитель – профессия дальнего действия, Главная на Земле"
(Роберт Рождественский)

15