Статья «Важность организации кружковой работы по развитию мелкой моторики у детей начальной школы с интеллектуальными нарушениями


«Важность организации кружковой работы по развитию мелкой моторики у детей начальной школы с интеллектуальными нарушениями»
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена в работах многих крупнейших учёных, таких как М.М. Кольцова И.П.Павлов, А.А.Леонтьев. Исследования, проведенные М.М. Кольцовой, Л.А. Новиковым, Л.А. Кукуевым, и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали значительное влияние на становление речевой функции.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь, и потом письмо. Значительное число младших школьников с нарушениями интеллекта испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Овладение письмом – трудный длительный процесс. Педагоги Г.Г. Галкина, Т.И Дубинина отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательной координации, зрительного восприятия, слабости волевых устремлений приводит к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе. Двигательное развитие часто рассматривается, как одна из составляющих физической готовности ребенка к обучению в школе, однако и для психологической готовности она имеет большое значение. Зачастую, дети, приходящие в коррекционные школьные учреждения, не бывают готовы к той деятельности, которую учителя предлагают им. Чаще всего такие дети не посещают дошкольное учреждение или приходят из общеразвивающего детского сада, где вообще не оказывалась коррекционная помощь ребенку. И лишь единицы приходят из коррекционного дошкольного образовательного учреждения. Поэтому младшим школьником с интеллектуальными нарушениями просто необходима дополнительная квалифицированная помощь специалистов дефектологов и педагогов по кружковой деятельности - по мнению Е.А.Старовой.
На данных занятиях ребенок сможет получить те знания и умения, который не приобрел до школы, укрепить мышцы рук. Действительно, мышцы рук должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, для предупреждения писчего спазма.
Для успешного обучения в школе у ребёнка должно быть сформировано умение внимательно рассматривать предмет, картинку, выделять ее отдельные детали. Ребенку в процессе учебы надо одновременно смотреть на предмет и выполнять по нему аппликацию. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им дает глаз. Данное двигательное развитие приемлемо и относится как к детям с сохранным развитием, так и к детям, имеющим отклонения в развитии. Коррекционное воздействие на развитие мелкой моторики руки лучше организовывать в сензитивный период.
Так же как и в детском саду, в начальной школе дети продолжают заниматься и получать аппликационные навыки. Дети в основном выполняют аппликацию из бумаги т.к. Бумага более практична и удобна в использовании, но куда лучше, если ребенок будет манипулировать разными, по своей структуре, характерным особенностям, способам применения, предметами: крупой, тканью, мехом, природным материалом. У ребенка сразу накапливается и расширяется опыт владения тем или иным предметом, развивается чувственный опыт, мелкая моторика, умение планировать, фантазировать, создавать что-то удивительное, новое. А это очень важно для детей с интеллектуальными нарушениями т.к. у них очень бедный чувственный опыт, плохо развита мелкая моторика, туго подвижны мыслительные процессы планирование и воображение примитивны и почти невозможны. Детям с интеллектуальными нарушениями в начальной школе необходима поддержка в виде кружковой деятельности по развитию мелкой моторики средствами всевозможных аппликаций из различного материала, это поможет детям научиться манипулировать с различными предметами, обогатит их жизненный опыт, ребенок перед каждым делом научиться планировать, рассчитывать свои силы и время отведенное на определенное действие или дело, учиться задавать вопросы и решать проблемные ситуации. Всё вышесказанное способствует приспособлению ребенка к дальнейшей после школьной жизни и является необходимым для социализации и адаптации в социуме.
Т.О. В учебном процессе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей не только физического, но и психического. Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную  нагрузку на центральную нервную систему, особенно детей с интеллектуальными нарушениями, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.
Литература:
Специальная педагогика. /Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. — СПб : КАРО, 2005.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.