Технологизация образовательного процесса, как ресурс обновления содержания школьного образования


«Технологизация образовательного процесса, как ресурс обновления содержания школьного образования»
«Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».
 «Особо обращаюсь к нашей молодежи. Стратегия-2050 - для вас. Вам участвовать в её реализации и вам пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу, каждый на своём рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!»
 Послание Президента народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее, Астана», 17 января 2015 года
Современное реформирование профессионального образования предполагает изменение педагогической системы профессионального обучения, т.е. определенной совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных средств, методов и процессов, обеспечивающих организацию целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. При реализации государственных образовательных стандартов основные вопросы организации образовательного процесса не будут решаться только через корректировку программ, переработку учебников, освоение активных методов обучения и пр. Эффективным должен стать сам образовательный процесс, обеспечивающий достижение целей. Идеи технологизации процесса обучения не так уж и новы, об этом говорил еще Я.А. Коменский 400 лет назад. Механизм обучения, приводящий к результатам, он называл «дидактической машиной», для которой важно отыскать цели, средства достижения этих целей и правила пользования этими средствами. Таким образом, вырисовывается своеобразная модель «цель — средства — правила их использования — результат», которая является ядром педагогической технологии. Данная модель актуальна и сегодня. Технологизация образовательного процесса — это прежде всего ориентация на конечный результат, подчинение всего процесса четко поставленной цели. В этой связи главным показателем технологичности образовательного процесса является четкое прописывание, определение места и роли каждого элемента учебного процесса, взаимная согласованность и взаимное соответствие всех его компонентов, всех подсистем и уровней. Говорить о технологизации учебного процесса можно применительно к различным его структурным уровням — учебному процессу в целом, блокам дисциплин, отдельным дисциплинам, формам и методам обучения, взаимодействию преподавателя и ученика и т.д. 
Сегодня, я бы хотела поделиться с вами методикой преподавания, которая называется «Мерседес».
Информацию можно получить везде, из книг, интернета и т.д., но чем же отличается информация от знания? Давайте проверим, насколько наше понимание совпадает.
Информация – это информация, мы её получаем, а знание – это тогда, когда мы берем нашу информацию и пропускаем её через себя, мы должны её прочувствовать, применить. Если вы не продели это на своем опыте, нельзя сказать, что это знание, вы обладаете лишь информацией. Я действительно верю, что знание – это опыт, он может передаваться от учителя к ученику. В Индии с 7 лет ученик ходит за мастером и наблюдает, как он охотится, как готовит кушать и т.д, это информация, её бесполезно брать из книг, за ней нужно наблюдать, впитывать в себя, в ней нужно находиться. У меня это понимание с детства, я всегда ходила за своими родителями, наблюдала за ними и впитывала информацию, и теперь, я не хуже мужа могу забить гвоздь или приготовить ужин, как делает это моя мама. Это впиталось и осталось со мной. К чему я это говорю, выступая в живую, я тоже хочу, чтобы вы получили частичку меня, не просто получили информацию, что преподавать английский нужно так или учить его нужно так, а именно прочувствовали это.
Сегодня я хочу познакомить вас с методикой, которая называется «Мерседес». Казалось бы, какая связь, а дело вот в чем, в какой то момент сформировалась определенная формула изучения языка. Опять же говорят об опыте, я сама, как нормальный русскоговорящий человек изучала английский язык. Моя сестра, старше меня на 1 год, тоже училась на факультете иностранного языка, и однажды, придя с университета, она рассказала, что они там смотрели фильм на английском языке и с тех пор, это стало наше семенной традицией. Сначала, как то было страшно учить этот язык без среды, не зная этих людей. Было интересно все, как они одеваются, как они говорят и т.д. Нельзя вот так взять и оторвать язык от людей, Хотя в школах , при изучении языка так и происходит. Конечно, не у всех есть возможность уехать за границу, быть там, жить там. Это очень сложно и финансово и морально, организовать свою жизнь в другой стране, да еще и с другим языком. Существуют люди, которые считают, что язык можно выучить только так, находясь в это среде. Кто-нибудь из вас тоже так считает? У меня есть друзья, которые какое-то время пробыли в Америке и по их приезду, я говорила, ну что, давай поделимся, расскажи, как там все у тебя происходило «Let`s catch up to the news», на что мне отвечали, а ты знаешь, а никак, я понимать то стал, а говорить так и не могу. У американцев нет времени что-то объяснять и если вы не понимаете, то чаще всего можно услышать «forget it!»
Я сама, изучая язык, в том числе и по фильмам, чувствовала, что чего-то не хватает. Потому что есть невероятное количество тонкостей, о которых ни в школе, ни в университете, никто не рассказывает. Таких бытовых моментов, как например, случаи в метро или кафе.
Есть одна беда, мы начинаем переводить калькой слова на английский язык, за исключением тех людей, которые смотрят фильмы на английском языке. Для вас не секрет, что я после 2 курса, ездила в Америку, и там, я встретила очень хорошего человека, ему было уже за 50, и мы разговорились и я спросила. «Are you married? If It`s not a secret». На что мне ответили « Bad English!» Так никто не говорит. Нужно говорить «If I may ask». Понимаете? Мне хотелось говорить как они, а не шаблонами или калькой.
В чем же заключается методика «Мерседес»
Представим, что весь круг занимает 100 %, значит на каждую часть приходится примерно 33.3 %. Это ваши усилия, согласитесь, изучение – это всегда усилия. Когда мы не прилагаем усилий, мы стоим на месте. Поднимаясь в гору, мы тоже прилагаем усилия, без этого не взобраться на нее, ничего не получится достичь.
Поток. В зависимости от вашей цели идет поток. Это как вода из крана, если вам нужно быстрее помыть посуду, например, вы открываете кран побольше. На примере сериалов, в среднем , поток составляет 2 серии в день, 1 утром и 1 вечером, 1 серия в среднем длится 20 минут, т.е. на это вами затрачивается 40 минут в день.
Разбор. Разбор представляет собой набор лексики, не слова, а целые выражения или даже фразы,предложения, которые вы выписываете и заучиваете цельно! Не учите слова списками, как это предлагают всегда в школах и университетах, только запомнив слово в предложении вы сможете с легкостью его вспомнить в конкретно ситуации. Запоминайте грамматические конструкции , только те , где присутствует суть.
Использование в конкретной ситуации. Не забывайте, что наш круг поделен на равные части! Т.е. просмотр сериала, разбор его на лексику и грамматические конструкции и применение в конкретных ситуациях, только так можно добиться результата.
Одна моя подруга, смотрела сериал, делала разбор и говорит, ну нет у меня результата, я спросила, а сколько времени в день ты уделяла применению? Все должно быть в равном количестве!
Еще один совет, просмотрите 1 сезон, сделайте полный разбор, после этого, возвращаемся на 1 серию этого сезона, потом снова и снова, к третьему просмотру , вы уже сможете обойтись без субтитров, гарантировано!
Как показывает практика, для достижения заданных результатов обучения необходимо многостороннее, многоуровневое согласование и соподчинение всех элементов образовательного процесса, ориентация всех субъектов на определенный конечный результат. А сам образовательный процесс должен иметь еще один показатель — уровень или степень его технологичности. 
Солтүстік Қазақстан облысының
Білім басқармасы
Управление образования Северо-Казахстанской области
«Технологизация образовательного процесса, как ресурс обновления содержания школьного образования»
(доклад на школьном этапе II Республиканских педагогических чтениях «Инновации и опыт в образовании : «Взгляд во времени»)
Выполнила : Лысенкова В.В.
Учитель английского языка
Г. Петропавловск, 2016 г