Индивидуализация в разноуровневом обучении.


Индивидуализация при разноуровневом обучении в математике
Принцип индивидуализации обучения исходит из необходимости ориентироваться не на «среднего» ученика, а на всех и каждого.
Уже три года наша школа участвует в муниципальном проекте «Основная школа-пространство выбора». Учителя математики с самого начала приняли в этом проекте активное участие. Внедрение проекта в первый год осуществлялось в параллели 5-х и параллели 7-х классов. Суть в том, что применяется поточно-групповой метод обучения в основной школе при изучении предметов, в том числе при изучении математики. Происходит деление на группы в каждой параллели. В 5-х классах такое деление происходило по виду деятельности, а в 7-х классах – уровневое деление. В настоящее время мы отказались от этого метода в младших классах. В проекте участвуют только 7-9 классы. В 7 классах у учащихся начинают проявляться более выраженные способности к математике и их интересы при этом совпадают с желанием развивать эти способности далее, поэтому в параллели 7-9 классов создаются группы разного уровня – это группы «базовый уровень» и «сложный уровень». Не классы, а именно группы на потоке. Ребята продолжают учиться в своих классах, но на уроки по алгебре идут в свои группы: одни в группу «базовый уровень», а другие – в группу «сложный уровень». При этом за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению учебным материалом, творческому его применению. На протяжении обучения действует система проверочных работ и тестирования, состоящих из трех частей: А, В и С. В любой момент, если ученик изъявит желание перейти в другую группу, ему будет предоставлена такая возможность.
Группа «базовый уровень» - это базовый уровень, определенный образовательным стандартом. Если ученик успешно дошел до запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то он и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки. Если он претендует на более высокий уровень знаний (а это всегда его выбор), то целесообразно оценивать его, исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Это тоже справедливо. Чтобы добиться более высоких результатов, ему потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Специфика группы: 1. Отработка базовых знаний, умений на решении многочисленных аналогичных примеров, то есть доведение действий до автоматизма. 2. Решаются задания уровня А ( в учебнике* это задания 1-го блока), задания уровня В и С (это задания 2-го блока) предлагаются в индивидуальном порядке. 3. Работа по образцу. 4 Применяются элементы проблемного обучения, частично-поискового метода. 5. Для домашней работы предлагаются задания уровня А и на выбор задания уровня В.
Группа «сложный уровень» - это уровень, где требуется применить полученные знания при решении задач повышенного и высокого уровня сложности. При получении неудовлетворительных оценок учащийся может перейти в группу «базовый уровень». Специфика группы: 1. Отработка базовых знаний и умений на устных упражнениях. 2. Решение нестандартных задач. 3. Различные способы решения задачи. 4. Акцент на самостоятельной работе, при этом каждый ученик находится на своем уровне продвижения, а учитель выполняет роль консультанта. 5. Для домашней работы даются задания уровня В и на выбор задачи уровня С.
Общие положения для групп:
учебные занятия проводятся по одному и тому же учебнику, по одной и той же программе, различия в тематическом планировании составляют не более 10%;
одно и то же количество учебных часов – 3 часа в неделю;
не углубленное изучение предмета;
в домашнюю работу включается креативное задание – это задача не обязательно математического содержания (см. Приложение 1) с последующим разбором его решения;
в конце изучения каждой небольшой темы дается проверочная работа, включающая задания трех уровней;
самостоятельные, контрольные работы также составлены с учетом трех уровней, включая базовые задания, задания повышенной трудности и сложные задания;
отметка зависит от процента выполненной работы (см. Приложение 2)
Качество полученной отметки учениками в группах различное, поэтому в целях объективной и реальной картины успешности и уровня обученности 1 раз в месяц проводятся мониторинговые тематические тестовые работы в четырех вариантах (см. Приложение 3), рассчитанные на один урок. Эти работы состоят из трех частей: А, В и С. В части А - 10 заданий с выбором ответа. В части В – 4 задания с кратким ответом. За каждое правильно выполненное задание частей А и В дается 1 балл. Часть С включает 3 задания, которые нарастают по сложности и соответственно оцениваются 2, 3 и 4 баллами. Одно из заданий части С – креативная задача. Первичный балл затем переводится в тестовый (см. Приложение 4) и полученные результаты заносятся в балльно-рейтинговую таблицу по каждой параллели. Отметка за такую работу не ставится в журнал.
Я работаю в группе «сложный уровень» во всех трех классах с 7 по 9-й. Метапредметный результат достигается осуществлением учащимся выбора группы. В моей группе есть дети с математическими способностями, но есть дети и со слабой математической подготовкой. Некоторые из них по результатам четвертной отметки переходят в «базовую» группу, а другие продолжают обучение в «сложной» группе, хотя отметки остаются невысокие. В этом учебном году мои девятиклассники, которые обучались по этой технологии с 7-го класса, сдавали экзамен. Предметный результат следующий: из 23 выпускников ОГЭ по математике на «4» и «5» сдали 78%, остальные 5 человек получили отметку «3». Имея трехлетний опыт работы по этой методике, вижу некоторые ее минусы. Не всегда дети делают выбор группы по уровню. Часто они выбирают учителя, или идут по пути наименьшего сопротивления и выбор делают в пользу хорошей отметки. Особенно это заметно в более младших классах. В таких случаях в работу должен включаться тьютор. Плюс в том, что ребенок берет на себя ответственность за то, какую отметку он будет получать – качественную или не очень, учится делать правильный выбор в соответствии со своими способностями и возможностями. И, наконец, проверить себя, на что он вообще способен, или не способен.
* УМК: А. Г. Мордкович. Алгебра-7. Часть 1. Учебник.
А. Г. Мордкович и др. Алгебра-7. Часть 2. Задачник.
Л. А. Александрова. Алгебра-7. Контрольные работы. / Под ред. А. Г. Мордковича.
Л. А. Александрова. Алгебра-7. Самостоятельные работы. / Под ред. А. Г. Мордковича.
Е. Е. Тульчинская. Алгебра-7. Блицопрос.
В. В. Шеломовский. Электронное сопровождение курса «Алгебра-7» / Под ред. А. Г. Мордковича.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Креативные задачи
Есть два шнура, каждый из которых горит по часу, но горит неравномерно. Как с помощью этих двух шнуров и спичек отмерить 45 минут?
Инспектор проверявший школу и присутствующий на уроках, был в шоке оттого, что все дети тянули руки как будто знают ответ. И кого бы ни спросил учитель, ответ действительно всегда был правильный. Но мы - то знаем, что такого быть не может. Как это получилось?
Дано слово из 4 букв, но еще оно может быть записано 3 буквами. Обычно можно записать 6 буквами, а затем 5 буквами. Отродясь содержало 8 букв, а изредка состоит из 7 букв. Что это за слово?
Хозяйке необходимо испечь 6 пирожков. Как ей справиться за 15 минут, если на сковороде помещается только 4 пирожка, а с каждой стороны пирожок должен печься 5 минут?
Кошка – 3, лошадь – 5, петух – 8, ослик – 2, кукушка – 4, лягушка – 3, собака - ?
Вы стоите перед тремя выключателями. За непрозрачной стеной три лампочки в выключенном состоянии. Вам нужно произвести манипуляции с выключателями, зайти в комнату и определить, к какой лампочке относится какой выключатель.
Стоит стена из бетона высотой в 3 метра, длиной в 20 метров и весом в 3 тонны. Как ее повалить, не имея никаких вспомогательных средств и инструментов?
Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река, у берега которой находился плот. Он выдерживает на воде или отца, или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и сыновьям?
Один рыбак купил себе новую удочку длиной 5 футов. Домой ему приходится добираться общественным транспортом, в котором правилами запрещено перевозить предметы длиной более 4-х футов. Как необходимо упаковать удочку, чтобы проехать в общественном транспорте, не нарушая правил?
На столе лежат девять монет. Одна из них — фальшивая. Как при помощи двух взвешиваний можно найти фальшивую монету? (Фальшивая монета легче настоящих.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица оценивания письменных работ в группах
Отметка Базовый уровень Сложный уровень
«2» Выполнено 50% и менее уровня А Выполнено менее 100% уровня А
«3» Выполнено от 50 до 80% уровня А, при этом не выполнены задания части В и С Выполнен полностью уровень А или уровень А и часть уровня В(20 – 25%)
«4» Выполнено от 80 до 100% уровня А и часть уровня В(50%) Выполнены полностью уровни А и В или выполнены полностью уровень А, до 75% - В и часть С (30%)
Замечание: могут быть варианты
«5» Выполнены полностью уровни А и В Выполнены полностью уровни А и В и часть С(от 30%)
Замечание: могут быть варианты
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тематический срез за апрель в параллели 7-х классов
Вариант 1
Часть А
А1. Приведите одночлен к стандартному виду.

А2. Произведением одночленов является и

А3. Выполните возведение в степень
4) 16a12b16
А4. Представьте выражение в виде одночлена стандартного вида

А5. Приведите подобные члены многочлена –3а+4b+7a–b.
1) 4a+4b; 2) –4a+3b; 3) 4a+3b; 4) 11a+5b.
А6. Определите степень одночлена

А7. Найдите значение выражения (6,2а – 3) + (4 – 7,2а) при а = –2,5.
1) 1,5; 2) –3,5; 3) 3,5; 4) –1,5.
А8. Решите уравнение (24 + 5х) – (7х + 8) = 4.
1) –6; 2) 10; 3) 6; 4) – 10.
А9. Упростите выражение

А10. Выполните умножение

Часть В
В1. Упростите выражение
В2. Найдите корень уравнения 0,8 + 0,2х(8х – 3) = 0,4х(4х – 5).
В3. Замените М таким многочленом, чтобы равенство было верным. В ответе запишите значение М при a = – 1, b =1.
В4. Преобразуйте выражение в многочлен стандартного вида.
Часть С
С1. Хозяйке необходимо испечь 6 пирожков. Как ей справиться за 15 минут, если на сковороде помещается только 4 пирожка, а с каждой стороны пирожок должен печься 5 минут?
С2. Известно, что при некотором значении х значение выражения равно 7. Найдите, чему равно при этом значении х значение выражения
С3. При каком значении параметра а уравнение не имеет решений?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Шкала перевода первичного балла в тестовый.
Первичный
балл Тестовый
балл
1 3
2 8
3 13
4 18
5 23
6 28
7 33
8 38
9 43
10 48
11 52
12 56
13 60
14 64
15 68
16 72
17 76
18 80
19 84
20 88
21 92
22 96
23 100
Литература:
Алгебра. 7 класс: сборник тестов и контрольных заданий / авт. – сост. Т. Ю. Дюмина, А. А. Махонина. – Волгоград: Учитель, 2011 г.
Алгебра. 7 класс. Тематические тесты. Промежуточная аттестация / Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион – М, 2011 г.
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 7 класс / сост. Л. И. Мартышова. – М.: Вако, 2011 г.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.
http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-ped-tech20/481-ped-tech4).
http://www.libsid.ru/individualnoe-obuchenie-i-organizatsiya-dosuga-detey/individualnoe-obuchenie/technologiya-individualizatsii-obucheniya.
 Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 8 класс / Сост. Л.Ю. Бабушкина. - М.:ВАКО, 2010.
Алгебра. 8 класс : сборник тестов и контрольных заданий / авт.-сост. Т.Ю.Дюмина. - Волгоград : Учитель, 2010.
Слуцкий Л.Б., Александрова Л.А. Математика. Диагностические работы для проведения аттестации. 5,8,9 классы. - М.: ВАКО, 2013.
Тесты по алгебре: 8 класс: к учебнику А.Г. Мордковича "Алгебра. 8 класс" / Е.М. Ключникова, И.В. Комиссарова. - М.: Издательство "Экзамен", 2010.