Конспект урока по русскому языку в разноуровневом поликультурном классе на тему Что такое синонимы?


Крылова Светлана Юрьевна
Учитель начальных классов. Школа №2065
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе «Школа России»
Тема урока: Что такое синонимы?
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Фонетическая разминка: слоги с Ч + слова ключ, источник.
Ча-ща-ша ач-ащ-аш - чаща – плач - плащ-шалаш-шапка.
Чу-щу-шу уч-ущ-уш – ключ - щука – шуба – ученик – уши.
Синтаксическая минутка (на доске запись):
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.
- Определите, сколько предложений в тексте. Запишите текст, правильно оформляя начало и конец предложений.
- В первом и третьем предложениях подчеркните основу предложений. (Основы предложений: осень пришла, птицы улетели.)
- Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (Пришла)
3.Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте еще раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась.)
У слов наступила, началась, пришла близкие значения.
В данном случае, слова употребляются в прошедшем времени (действие уже свершилось), если бы мы употребили эти слова в настоящем времени (начало действия), то сказали бы - наступает, начинается, приходит.
Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения.
4.Работа по теме урока.
- Откройте учебник на стр.52, прочитайте тему урока. (Что такое синонимы?)
- Кто уже может ответить на этот вопрос? (Синонимы – это слова с близким лексическим значением.)
- Упр.66 (стр.52)
- Прочитайте. Какие слова обозначают одно и то же? (Родник, ключ) ИНофонам показывается картинка.
-Одинаково или по-разному они произносятся? (По-разному)
- Запишите слова ключ, родник, источник.
Давайте составим предложения из слов (слова на доске): среди, бьёт, сухой, ключ, травы; в, чистая, и, вода, прозрачная, роднике.Какие предложения у вас получились? (Среди сухой травы бьёт ключ. Вода в роднике чистая и прозрачная.)Добавьте, эти предложения к тексту, который вы записали в начале урока. (Дети читают получившийся текст)
Затем предлагается 2 варианта текста (на доске или карточках) , во втором варианте пропущены прилагательные:
А) Таблица для слабых : во торой колонке пропущены прилагательные - пусть пронаблюдают и скажут о различиях.
По голубому небу плывут пушистые облака. Яркие лучи солнца освещают лесную поляну. По небу плывут облака. Лучи солнца освещают поляну.
Б) Для более сильных учеников предлагается восстановить прилагательные по памяти или придумать свои.
5.Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется, бабочка кружится, вьется.
Над цветком цветок летает, и порхает, и порхает.
Назовите из стихотворения слова – синонимы. (Взвился вверх, кружится, вьётся, летает, порхает.)
Слова разные по звучанию, но близкие по смыслу называются – синонимы. Мы находили синонимы.
В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь в конце учебника русского языка на странице 141.) Откройте его и посмотрите какие слова в нем написаны.
6.Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
7.Рефлексия.
Карточка «Соедини синонимы» и составь словосочетания:
Вариант 1
Неразговорчивый отважный
Несложный чудесный
Неудачный молчаливый
Смелый ошибочный
Прекрасный простой
Вариант 2 инофонамУстно составь словосочетания прилагательное+ и существительное: обрати внимание на родовые окончания существительных и согласование прилагательных с существительными/ Слова для выбора:
Мужчина, задача, решение, солдат, погода
Вариант 3 инофонамУстно составь словосочетания прилагательное + и существительное и соедини линиями прилагательные, близкие по значению (синонимы) Существительные для выбора (предлагаются учащимся, с очень слабым владением русским языком – мальчик, ответ, текст, поступок, день)
(Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка.)8.Подведение итогов урока.
- Какой новый термин узнали на уроке? (Синонимы)
- Какие слова называют синонимами? (Разные по написанию, но близкие по смыслу)
- Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы? (Речь становится более точной, эмоциональной)
9.Домашнее задание.