Урок русского языка в 4 классе на тему Части речи. Имя существительное. Повторение изученного в 3 классе


Урок русского языка в 4 классе.
Автор: Дудка Н.Н., учитель начальных классов МБОУ гимназии №2 г. Сальска
Тема: «Части речи. Имя существительное. Повторение изученного в 3 классе»
Цель: повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме "Имя существительное".
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь различать имена существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»; имена существительные мужского, женского и среднего рода, изменять существительные по числам и падежам
Личностные:
- Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Коммуникативные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Ход урока.
Организация класса.
- Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
-На уроке надо быть очень внимательными. Вы готовы? Играем! Найди лишнее слово:
1) Весна, Оля, липа, травка, берёза, площадь, ёлка.
(Оля – имя собственное;
берёза- 3 слога;
площадь- 3 склонение).
2) Отец, папа, пенёк, яблоко.
(папа- 1 скл., все согласные твёрдые;
Яблоко – 3 слога, звуков больше, чем букв)
- Что общего у всех этих слов? (Это имена существительные).
-На уроках русского языка в 4 классе мы продолжим изучение имён существительных. Но для этого сначала необходимо разобраться, что мы уже знаем об имени существительном, а что нам необходимо ещё узнать. Кто сможет сформулировать тему нашего урока исходя из вышесказанного?(Повторение знаний об имени существительном)
Итак, начнём.
III. Актуализация знаний и их применение в различных ситуациях.
- Вспомнить, что вы уже знаете об имени существительном поможет план:
(На доске:
1. Что обозначают имена существительные?
2. На какие вопросы отвечают имена существительные?
3. Постоянные признаки имён существительных.
4. Непостоянные признаки имён существительных)
- Прочтите первый пункт плана. Что обозначают имена существительные? (Устные ответы об-ся)
- Работаем дальше. На какие вопросы отвечают имена существительные?
Минута чистописания.
Кто? Что?
-Эти два вопроса помогают распределить имена существительные на две группы. Какие? (Одушевлённые и неодушевлённые)
Словарная работа.
Распределите данные слова на эти группы, подчеркните орфограммы:
Улица, квартира, директор, комната, собака, берёза, библиотекарь, автомобиль, рабочий.
(Выполняют самостоятельно, проверка – слайд презентации)
- Догадайтесь, о каком животном идёт речь в предложении:
Жучка радостно прыгала вокруг Вани и громко лаяла.
- Какими грамматическими признаками отличаются слова собака и Жучка? (нарицательное и собственное.)
-Что ещё, кроме кличек животных, могут обозначать имена собственные?
- Какое орфографическое правило написания имён собственных вы знаете? (написание с заглавной буквы)
-Придумайте и запишите предложение с именем существительным собственным. (Проверка-зачитываются несколько предложений).
- Переходим к третьему пункту плана: Какие постоянные признаки имеют имена существительные?
Какие из постоянных признаков существительных мы уже обсудили на уроке? (Одушевлённые или неодушевлённые; нарицательные или собственные).
-Какой ещё постоянный признак имеют имена существительные?
( Род),
(если дети затрудняются- предложить распределить данные существительные в три группы, если затруднений не возникнет, то это упражнение выполняется после разбора вопросов)
Радость, праздник, счастье, учёба, тетрадь, карандаш, лагерь, машина, утро, огород, помидор, морковь, молоко, картофель, дерево, хозяйство, аллея, пальто.
- Как вы определяли род существительных?
-Какое орфографическое правило связано с определением рода имён существительных? (Написание мягкого знака на конце существительных женского рода единственного числа после шипящих)
-Давайте проверим, как вы умеете применять данное правило на практике. (Комментированное письмо «цепочкой»):Верный товарищ, резиновый мяч, горячая печь, скорая помощь, солнечный луч, известный врач, летучая мышь, тяжёлый багаж, спелая рожь.
Запись под диктовку:
Волшебный карандаш.
У дедушки был удивительный карандаш. Он мог нарисовать лунную ночь, солнечный луч, золотую рожь, нежный белый ландыш. Дедушка был художником.
ФизминуткаОбобщение и систематизация знаний.
- Какие признаки имён существительных мы повторили ( ответьте одним словом. (Постоянные).
- Как вы думаете, что нам необходимо повторить далее
( непостоянные признаки имён существительных)
-Какие непостоянные признаки данной части речи вы можете назвать? (Число, падеж, роль в предложении).
Запишите данные имена существительные, изменив форму числа:
Книга, пальто, столы, расчёска, лес, молоко, ножницы, телефоны.
- С какой трудностью вы столкнулись? Какой вывод можно сделать? (Есть существительные, которые всегда употребляются в форме или единственного или множественного числа).
-Как надо изменить формулировку задания, чтобы выполнить его без исключений слов (Запишите данные имена существительные, изменив, где это возможно, форму числа).
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- Назовите их. Что изменяется в слове при изменении по падежам?
Как по-другому называется изменение по падежам? (склонение).
Из данных существительных 1 вариант выберет и просклоняет существительное единственного числа мужского рода, 2 вариант- единственного числа женского рода:
Сестра, самолёты, город, берёзки.
Рефлексия
1. На уроке я работал…                       активно/ не активно
2.Своей работой на уроке я…           доволен / не доволен
3.Урок для меня показался…           коротким / длинным
4.За урок я…                                      не устал / устал
5.Мое настроение стало…                лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был…           понятен / не понятен
Рассмотрите таблицу.
Имя существительное
Постоянные признаки Непостоянные признаки
Собственное/нарицательное число
Одушевлённое/неодушевлённое падеж
Род Роль в предложении
Тип склонения Все ли признаки имён существительных вы уже знаете? Какие признаки будут изучаться на последующих уроках?
Инструктаж выполнения домашнего задания.
- Для изучения новой темы нам необходимо провести наблюдение над особенностями склонения имён существительных. Для этого я попрошу вас дома просклонять существительные и выделить окончания:
1 ряд: мама, озеро, площадь
2 ряд: дядя, сын, помощь
3 ряд: берёза, пень, тетрадь