Исследовательский проект «Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников».


-815340-891540Муниципальное общеобразовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа»

Тема работы:
«Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников».
Вид методической продукции:
исследовательский проект.
Атмановская Надежда Николаевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
2015год
Содержание: страница
1.Аннотация
2. Пояснительная записка
2.1.Введение
2.2.Цели, задачи, участники проекта
2.3.Предполагаемые результаты
2.4. Методы исследования и сроки реализации
2.5.Практическая значимость работы
2.6. Этапы реализации проекта
3. Подготовительный этап
3.1. Изучение теоретических и методических материалов о проектной деятельности, об универсальных учебных действиях
3. 2. Диагностика родительского коллектива, коллектива учащихся
4.Стартовый этап
4. 1 Введение элементов исследовательской деятельности
в структуру уроков начальной школы
4. 2 Знакомство учащихся с видами и формами учебных проектов,
с этапами их выполнения
5. Апробационный этап
5.1 Формирование умений и навыков проектной деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта
6. Внедренческий этап
6.1 Формирование основных УУД в процессе проектной деятельности учащихся в урочной деятельности
6.2. Организация проектной деятельности во внеурочной занятости уч-ся
6. 3. Оценка эффективности реализации проекта
6.4. Мониторинг
6.5. Заключение
6.6. Предложения по распространению опыта
6.7. Список литературы
7. Приложение 3
4
4
5
6
6
6
7
7
7
10
10
10
11
11
11
11
11
13
16
17
18
20
21
1. Аннотация
В современном обществе мы переживаем сегодня изменения во всех сферах, эти изменения не могли не затронуть и образовательную систему нашей страны.
Все школы с 2011года начали работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту(ФГОС). ФГОС ориентирован на новые образовательные результаты, где развитие личности обучающегося основывается на усвоении универсальных учебных действий (УУД), а познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.
Детей надо учить по-новому, ведь проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию к жизни в современном обществе.
Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию, воспитанность. ФГОС нацелен на смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться их самостоятельно добывать и использовать. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то ему легче будет реализоваться в современном обществе.
1 сентября 2011года перед каждым учителем особенно остро встали вопросы: Как учить? С помощью чего учить? Как проверить соответствие результатов поставленным целям? Как освоить новый метод обучения?
Ответить на эти вопросы я попыталась в данном проекте. Разработанный проект представляет собой апробированную систему внедрения проектной деятельности, включающую в себя сочетание урочной и внеурочной деятельности. Проект содержит план и этапы реализации. Приведены результаты реализации опыта и перспективы дальнейшего развития. Реализовывая данный проект я доказала, что использование проектной деятельности в начальной школе приводит к повышению мотивации, к более прочному усвоения знаний, формированию и развитию надпредметных умений и как следствие, повышению качества знаний. На примере учащихся своего класса я попыталась показать, как повлиял проектный метод на формирование УУД, а в особенной степени групповые проекты помогают развивать коммуникативные УД.
Работа по методу учебных проектов способствует реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, стимулируя интерес учеников к знанию и обеспечивая возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
"Руководящей основой нашей дидактики
пусть будет исследование и открытие метода,
при котором учащихся меньше бы учили,
учащиеся больше бы учились"
Я.А. Коменский.
2. Пояснительная записка
2.1. Введение
В современном мире все более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования, в условиях быстро меняющейся среды. Современные социальные запросы направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее умение учиться. Федеральные государственные образовательные стандарты внесли значительные изменения в структуру и содержание, цели и задачи образования. Ранее образование было направлено на то, чтобы вооружить учащегося знаниями, а теперь акцентируется внимание на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, как основы учебной деятельности.
 Необходим переход от пассивного обучения к активной деятельности над заданиями с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в процессе овладения знаниями, к активному участию обучающихся в выборе содержания и методов обучения.
Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности, а не только ответ на вопрос, что ученик должен знать.
Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Ведь, как известно начальное образование, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.
Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать учение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний?
На мой взгляд, проектная деятельность учащихся позволяет строить учебный процесс и внеурочную деятельность в соответствии современным требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта. Ведь основной тезис современного понимания метода проектов звучит так: «Все, что я познаю, я знаю для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить».
С 1сентября 2011 года я начинала работать по ФГОС по Образовательной системе «Перспектива». Новое зачастую пугает и нас педагогов и родителей. В класс, в основном, пришли обычные первоклассники. В самом начале обучения было проведено диагностическое исследование, которое показало, что у первоклассников при завышенной самооценке, почти отсутствует мотивация к получению знаний и практически отсутствуют коммуникативные способности.
Передо мной встала проблема: как имея почти обычных детей и не очень заинтересованных родителей дать максимальное развитие обучающимся, сохранив их здоровье, их любознательность, качественно сформировать в них универсальные учебные действия.
Хотелось ввести в практику своей работы проектную методику, но, как известно желания мало, необходимо было изучить теоретический материал по данной методике, правильно её организовать в системе учебной деятельности.
Возможно, исследовательская и проектная деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных учебных действий.
Именно поэтому я решила провести исследование по теме «Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников».
2.2. Цели, задачи, участники проекта
Гипотеза исследования — проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Цель работы: организация проектной деятельности младших школьников. Объектом исследования является процесс развития коммуникативных универсальных действий учащихся
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
изучить теоретический материал о формировании и развитии универсальных учебных действий младших школьников;
разработать материалы для организации проектной деятельности;
исследовать влияние проектной деятельности на формирование универсальных учебных действий;
В успешной реализации данного проекта заинтересованы:
учителя средней ступени обучения, так как умение выполнять проектные задания существенно повысят мотивацию к учению в среднем звене;
родители, так как успешная реализация проекта положительно скажется на успешной адаптации, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей детей;
учебное заведение, так как, улучшение результатов по контрольным письменным работам, участие в проектной деятельности благоприятно отразится на статистических данных школы;
сами учащиеся, так как реализация этого проекта позволит им участвовать в выполнении интересных творческих заданий, повысит их культуру, разовьёт самостоятельность в добывании новых знаний.
Участниками проекта стали учащиеся моего класса (1,2,3,4), их родители.
Руководство работой над проектом осуществляется с моей стороны.
Учащиеся (в составе 10 человек) получают первичные навыки проектной деятельности, выбирают тему проектной работы, планируют и организуют работу по теме, совершенствуются в разнообразии проектных работ и т.д.
Родители оказывают материальную, теоретическую, моральную поддержку учащимся, а также, являясь представителями социума, выполняют консультационную роль.
2.3. Предполагаемые результаты.
В результате работы по этой теме, я предполагаю формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий:
Добывание знаний непосредственно из окружающей среды;
Владение приёмами действий в нестандартной ситуации;
Владение современными средствами информации;
Умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию, её преобразовать, сохранить и передать;
Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
Умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, высказать своё мнение;
Иметь свою точку зрения, уметь грамотно отстаивать её;
Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.
2.4. Методы исследования и сроки реализации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
изучение и анализ методической литературы и документальных материалов;
обобщение педагогического опыта;
педагогическое наблюдение;
анализ результатов ученической деятельности;
устный и письменный опрос учащихся;
тестирование;
анализ результатов исследования.
Сроки реализации проекта: 2011-2015учебный год
2.5. Практическая значимость работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности организации проектной деятельности младших школьников при изучении различных дисциплин вне зависимости от образовательной системы.
2.6. Этапы реализации проекта:
№ Наименование этапа Сроки Деятельность
1. Подготовительный этап (2011-2012 уч. год) -сентябрь, октябрь
1 класс Изучение теоретической базы.
Диагностика, анкетирование учащихся, родителей.
2. Стартовый этап (2011-2012 уч. год) ноябрь-май
1 класс Введение элементов проектной, деятельности в структуру уроков и внеурочную деятельность учащихся;
Знакомство учащихся с видами и формами учебных проектов, с этапами их выполнения.
3. Апробационный этап (2012-2013 уч. год)
2 класс
Формирование умений и навыков проектной деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта.
4. Внедренческий этап (2013-2014 уч. год),
3 класс
(2014-2015 уч. год)
4 класс Формирование основ универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Мониторинг.
3.Подготовительный этап
(сентябрь-октябрь 2011-2012 уч. год) - 1 класс
3.1 Изучение теоретических и методических материалов о проектной деятельности, об универсальных учебных действиях.
Метод проектов был разработан в начале XX века, а называли его первоначально методом проблем. Его разработал американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. В нашей стране этот метод первым попытался использовать в 1905году русский педагог С.Т.Шацкий, а в последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во всех странах мира.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.
В основе метода проектов лежит развитие:
познавательных навыков учащихся;
умений самостоятельно конструировать свои знания;
умений ориентироваться в информационном пространстве;
умений проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта;
критического и творческого мышления.
Проектный метод даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия. Сплачивает детей, развивает коммуникативность.
Проектная деятельность предоставляет большие возможности для перехода от учения как процесса запоминания к самостоятельной деятельности, и от ориентации на среднего ученика к дифференцированному обучению.
Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Выбор тематики проектов может быть различным для разных ситуаций. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей. А дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования.
В рамках проектов любого типа (Приложение1) можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы учителем.
Включать школьников в проектную деятельность необходимо постепенно, начиная с первого класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом будут выполнять довольно сложные проекты. При организации проектной деятельности в начальной школе мы учитываем психолого-физиологические особенности младших школьников. (Приложение 2)
В процессе работы над проектом у ученика формируется различные универсальные учебные действия. (Приложение 3)
3. 2. Диагностика родительского коллектива, коллектива учащихся.
Для того, чтобы родители были моими помощниками в проектной работе, вовлекать их в процесс я начала в 1классе. Провела родительское собрание «Проект?! Есть желание – будет и результат» (Приложение 4), на котором познакомила родителей с теоретическими основами проектной деятельности. По итогам собрания договорились о практическом взаимодействии, а родители получили памятки “Родителям, чьи дети выполняют проект”. (Приложение 5). В конце собрания было проведено анкетирование родителей с целью определения значимости проектной деятельности детей и готовности родителей к сотрудничеству. (Приложение 6)
Результаты анкетирования показали: 5 родителей (50%), разделяют мнение о необходимости формирования в начальной школе основ проектной деятельности учащихся и выступают «за апробирование проектной деятельности в классе»; 2 родителя (20%) придерживаются мнения «мне всё равно»; 3 человека (30 %) считают, что «это не нужно для моего ребёнка».
Можно было сделать вывод: родители понимают необходимость формирования основ проектной деятельности учащихся. Значит если продумать формы сотрудничества, можно рассчитывать на помощь родителей.
Далее были проведены наблюдения, беседы, анкетирование учащихся с целью выявления уровня: информационной грамотности, навыков самостоятельной работы (учебно-познавательные), навыки работы в группах, коллективе (коммуникативные); интереса детей к этому виду работы и деятельности, мотивации к проектной деятельности. (Приложение 7)
4.Стартовый этап(2011-2012 уч. год ноябрь-май 1 класс)
4. 1 Введение элементов исследовательской деятельности
в структуру уроков начальной школы
На данном этапе я ориентировалась на мнение педагогов о том, что программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию универсальных учебных действий. (Приложение 8)
Используя на уроках технологию продуктивного чтения, я обучала детей вести диалог с автором: задавать вопросы, делать предположения, находить подтверждение в тексте и т.д. В учебниках по всем предметам содержатся задания, позволяющие осуществлять формирование УУД. Эти задания взаимосвязаны, объединены единым стилем, уровнем требований на всех предметах начальной школы.
Большое место я старалась отводить технологии проектной деятельности. Организация массовой работы школьников над проектами позволяет существенно дополнить усилия по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволяет продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике.
4. 2 Знакомство учащихся с видами и формами учебных проектов,
с этапами их выполнения.
Следующий шаг –“практика”, где я уже предлагала учащимся “пробные” самостоятельные исследования. Использование умений и навыков в нестандартной ситуации.
Проект «Зачем нам алфавит?» (Приложение 9) являлся творческо-информационным, долгосрочным, коллективным проектом. Идея работы над проектом возникла по завершению букварного периода. Основной вопрос: как люди используют алфавит в жизни? Цель: закрепление знаний букв русского алфавита, знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни, осознание необходимости знания алфавитного порядка букв, развития интереса к изучению русского языка, литературы, развитие творческих способностей.
В программу проекта входили: интервьюирование работников школы, библиотеки, работа по поиску литературы в школьной библиотеке, конкурс рисунков «Старинные буковки» и т.д. В завершении прошла защита исследовательских работ. Учащиеся познакомились с разными видами презентаций результатов, учились овладевать умениями аргументировать собственные суждения. А также исследование мнения родителей и учеников о проектной деятельности и степени участия в ней.
5. Апробационный этап(2012-2013 уч. год сентябрь-декабрь 2 класс)
5.1 Формирование умений и навыков проектной деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Учащиеся строят свою работу, основываясь на понимании поэтапности проекта. Моя роль состоит в том, чтобы направлять мысли и действия учащихся в нужном направлении. (Приложение 10)
6. Внедренческий этап(2012-2013 уч. год январь-май 2 класс и 2013-2014 уч. год 3 класс)
6.1 Формирование основных УУД в процессе проектной деятельности учащихся в урочной деятельности
На 2012-2013, 2013-2014 уч.годы, я разработала для своего класса план продолжения работы в этом направлении.
1. Выбор тем для мини-проектов по предметам (окружающий мир, русский язык, литературное чтение, технология и др.)
2. Выбор индивидуальной или групповой формы работы над проектом.
3. Выбор темы для участия в школьной конференции, работа над проектами.
4. Реализация учебных проектов на уроках и во внеурочной деятельности.
На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это развитие универсальных учебных действий учащихся.
Перечислю некоторые реализованные проекты:
во 2 классе (2012-2013 уч. год)
Предмет Вид проекта Название проекта, участники Результат Развитие УУД
Окружающий мир Познавательный,
индивидуальный «Моя малая Родина» Выступление с сообщениями.
Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Личностные
чтение Познавательный, коллективный «Учимся успешному чтению» (Приложение
11) Участие в выставке «Дневник читателя»
(Приложение 12) Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Личностные
Русский язык Познавательно-практический, групповой «Рассказ о слове»
(Приложение 13) Практический материал для учителей начальной школы Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Личностные
Межпредметный Творческий,познавательный, коллективный «Профессии наших родителей» групповой проект Книжка-раскладушка для воспитанников детского сада) Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Личностные
Познавательный, групповой «Растения Красной книги Челябинской области»
коллективный Книжка раскладушка Материал для уроков окр.мира Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Личностные
в 3 классе (2013-2014 уч.год)
Предмет Вид проекта Название проекта, участники Результат Развитие УУД
Окружающий мир Познавательный, групповой «Многообразие растений»
«Богатый мир животных»
групповой Выступление с рефератами на уроке
Альбом «Знай растения родного края» Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные
Социальный, индивидуальный «Осторожно, животные!»
Выставка фотографий
Выступление с сообщениями Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Личностные
Изобразительное искусство Технология Творческий, коллективный «Помогаем Деду Морозу»
Участие в школьных конкурсах рисунков, плакатов, поделок, украшение класса Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные
Межпредметный Творческий, коллективный «Как у нашей елочки…» Выступление в детском саду
Проведение новогоднего праздника в классе Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные
в 4 классе (2014-2015 уч.год)
Предмет Вид проекта Название проекта, участники Результат Развитие УУД
Математика Познавательный, практический, групповой «Покупка учебников родительским комитетом»
(Приложение 14) Рекомендации для родителей Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные
Окружающий мир Познавательный, индивидуальный "Заочное путешествие по республикам РФ". Выступление с презентацией.
Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные
6.2. Организация проектной деятельности во внеурочной занятости уч-ся.В соответствии с требованиями нового стандарта в нашей школе организована внеурочная деятельность.
Интеллектуальное направление представлено кружком «Учусь принимать решение» (Приложение 15). Цель разработанной программы: «Формирование универсальных учебных действий (УУД) школьников»
В программу кружка входят игры и тренинги на развитие наблюдательности, восприятия, внимания; упражнения на выбор темы, составление плана действий, непосредственное проведение мини- исследований; организация индивидуальных, групповых проектов.
Духовно-нравственное направление – это кружок «Я – гражданин России». Кружок дает широкие возможности для проектной деятельности. Изучение истории Родины, традиций русского народа позволяет создавать групповые, классные проекты, проекты социальной направленности. (Приложение 16)
Проект «Учимся успешному чтению» организованный во 2классе получил своё продолжение, в 3 – 4классах организовали занятия по программе внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения «Первоклассная газета». (Приложение 17)
Полный курс включает в себя комплексное использование трёх инструментов формирования умений работы с информацией:
Пособие «Первоклассная газета» (формирование у школьников умений работы с информацией посредством использования пособия во внеурочной деятельности);
СМЕЛЫЙ раунд конкурса «ЭМУ-Эрудит» (мониторинг уровня развития умений работы с информацией);
Пособие «Комплексные работы» (мониторинг уровня развития умений работы с информацией посредством выполнения заданий пособия «Комплексные работы»).
Часто проект рождается из проблемного вопроса, возникшего на уроке, и получает продолжение в работе кружка. Составляя рабочие программы кружков, я старалась провести такие параллели с учебным материалом школьных предметов.
Вот некоторые проекты, получившие реализацию во внеурочной деятельности:
Класс Наименование проекта Вид проекта Результат УУД
1 «Эти удивительные ладошки» Творческий, групповой Поделки для украшения комнаты, подарки маме. Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные
1 «Наша школа – наш класс» (Вихарева В., Дудник Н., Новикова Н.) Познавательный, индивидуальный Выставка стенгазет Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные
2 «Моя родословная» Исследовательский, индивидуальный Презентация на родительском собрании Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные
2 «Памятные места нашего поселка»
Познавательный, индивидуальный Выступление с презентацией на родительском собрании Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные
3 «Масленица широкая» Творческий, коллективный Представление для детского сада Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные
4 «Что мы знаем о Земле?» Познавательный, групповой Выступление с защитой проекта на семинаре учителей РМО
Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные
4 «Помоги будущему первокласснику» Социальный, групповой Выступление перед будущими первоклассниками и их родителями. Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные
4 «Мы помним их имена»
«Вклад моей семьи в Победу»
Дудник Н.
«Книга памяти поселка Крутоярский»
Вихарева В., Новикова Н.
Познавательный, исследовательский, информационный, групповой Выступление перед учащимися 1-4классов и их родителями с презентацией работ. Представление материала для педагогов школы. Практический материал для поселковой библиотеки, жителей поселка в лице администрации поселения и школьного музея.
Участие в школьной научно-практической и районной конференции. Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные
6. 3. Оценка эффективности реализации проекта
Наименование проекта класс Результат – уровень
Творческий проект – «Эти удивительные ладошки» - Вихарева Вера
1 Мастер-класс для учащихся начальной школы 1место
Творческо-информационный – «Зачем нам алфавит?» 1 Выступление в дет. саду, «Праздник Прощание с Азбукой»
Творческо-информационный – «Памятные места нашего поселка» 2 Благодарность.
Выставка фотографий «Моё любимое место».
Познавательный – «Моя малая Родина» 2 Познавательный – «Учимся успешному чтению» 2 Участие в школьной выставке «Дневник читателя» - 2место в номинации «Самый внимательный читатель» Новикова Н.
Творческий – «Широкая масленица» 3 По сценарию организован праздник в Доме Культуры для дошкольников.
Познавательный – «Что мы знаем о Земле?» 4 Выступление с защитой проекта на семинаре учителей РМО
Социальный – «Помоги будущему первокласснику» 4 Выступление перед будущими первоклассниками и их родителями.
Познавательный, исследовательский, информационный проект – «Мы помним их имена». 4 Вихарева В. Новикова Н. «Книга памяти»
Научно-практическая конференция школьная 1место. Районная – участие.
Хочу на примере проекта «Книга памяти» рассказать об этой трудной, но интересной работе. Мы посвятили свою работу 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. Выбор темы был не случаен: он связан с тем, что единственная связь, соединяющая нас с эпохой Великой Отечественной войны – ветераны, именно им мы посвятили свою работу по созданию КНИГИ ПАМЯТИ.
Работа по сбору материала велась в течение двух лет и по итогам этой работы мы решили создать материал для школьного музея. На классном часе мы вместе с детьми выбрали тему.
1 группа собирала информацию о жителях поселка вернувшихся с фронта и проживающих в поселке после войны
2 группа провела исследования знаний учащихся школы о ветеранах ВОВ.
3 группа провела конкурсы рисунков и стихов о войне;
4 группа готовила вместе со мной презентацию.
Мы поставили перед собой цель: познакомиться с боевым прошлым земляков, участников Великой Отечественной войны.
Задачи:
1) Собрать сведения о земляках-участниках Великой Отечественной войны.
2) Рассказать о воинах земляках ученикам школы.
3) Пополнить фонд школьного краеведческого музея собранным материалом.
Всем классом мы посетили школьный и районный музеи.1группа учащихся встретилась с родственниками, живущими сейчас в поселке, ветеранов проживающих после войны в поселке. А так же связались по интернету с теми, кто мог помочь по сети интернет.
После завершения работы ребята прошли по всем классам начальной школы и продемонстрировали ее результаты – рассказали и показали, что узнали и увидели сами.
Эта работа сплотила не только учащихся, но и их родителей. Ребята получили урок любви к Родине, стойкости в испытаниях, готовности прийти на помощь друг другу. Учащиеся Вихарева Вера и Новикова Настя представили свою работу на школьной научно-исследовательской конференции и заняли первое место, приняли участие в районной конференции. Высокую оценку этой работе дал заместитель директора научно- исследовательской работой краеведческого музея Антипин Николай Александрович и предложил нам дальнейшее сотрудничество. «Книгу памяти» преподнесли в подарок жителям поселка. Главным результатом проекта стало организация и проведение акции «Бессмертный полк» 9мая в поселке (Фотоматериалы).
6.4. Мониторинг(Приложение18,19,20,21)
Для проведения мониторинга использовались различные методики:
тест на определение самооценки «Лесенка»; методика «Что такое хорошо и что такое плохо»; беседа о школе. Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации; методика «Рисование по точкам»; «Найди отличия» (сравнение картинок); задания проблемно-поискового характера;
методика «Рукавички»; методика «Левая и правая стороны»; методика «Узор под диктовку»; методика «Корректурная проба» (буквенная, значки) и другие.
По результатам мониторинга, который проводился на протяжении всего времени работы по новым стандартам можно сделать следующий вывод:
В процессе проектной деятельности младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень, повысился уровень качества знаний, созданы условия для разностороннего развития личности, начато формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности, повысилась мотивация к обучению. Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию. Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию универсальных учебных действий, а в большей степени коммуникативной компетентности школьников.
6.5. Заключение.
Актуальность исследования проблемы формирования универсальных учебных действий обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода,
от цели усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий как эффективного средства обучения предмету. Таким образом, «важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектной деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к проектной работе. Выполняя проекты в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем(Фотоматериалы). Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Практическая работа по формированию навыков проектной работы убеждает, что проектная деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время многогранна. Переоценить ее значение трудно. Правильная организация проектной деятельности, уже на начальном этапе обучения, позволяет формировать:
интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификация);
информационные умения (работать со словарями, справочной литературой, получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц);
коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку), тем самым развить универсальные учебные действия.
Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только проектной деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников.
Гипотеза исследования — проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников, полностью подтвердилась.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
6.6. Предложения по распространению опыта
Инновационный поиск новых средств, приводит нас педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов.
Данный метод помогает преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения, помогает наладить совершенно иные взаимоотношения с учащимися, дает учащимся возможность самовыражения и самореализации.
Работая над проектами, нужно учитывать некоторые правила:
1. Все исследования должны быть безопасными. Эксперименты проводятся только под наблюдением взрослых. Даже безвредные на первый взгляд предметы могут стать опасными в определённых условиях.
2.Принцип уважения к жизни. В опытах и исследовании не должно быть жестокого отношения к животным, нарушения экологических систем, нарушения этики.
3.Исследование – это такой же процесс открытия, как и наука. А «научный подход» - это метод, который используется при проведении исследований и научных опытов. Он включает в себя несколько этапов:
определение проблемы или постановка задачи
выдвижение гипотезы
проведение эксперимента для получения данных, запись результатов
вывод о том, верной или нет, оказалась выдвинутая гипотеза
4.Зараннее обдумайте, как вы будете представлять свой проект
5.Когда вы выбираете тему своих научно-исследовательских проектов, берите что-нибудь подходящее вашим интересам, чтобы не только учащимся, но и вам нравилось работать. Тогда в процессе исследования вы будете заниматься тем, что доставляет вам удовольствие!
Собранный материал по проектному методу может быть полезен учителям начальной школы, которые хотят преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения. Поможет наладить совершенно иные взаимоотношения с учащимися. Педагоги, заинтересовавшиеся методом проектов, могут использовать в своей работе разработки проектов, рабочих программ по внеурочной деятельности.
Используя метод проектов, все желающие смогут дать учащимся возможность самовыражения и самореализации.
Я же буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования проектной деятельности на уроках и внеклассной работе.

6.7. Список литературыАсмолов А.Г., Бурминский В.Г., Володарская И.А.и др. Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова– М.: Просвещение, 2010.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). - М.: Баласс, 2010.
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: практическое пособие для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2011.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа. – 2005. - №9.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа. – 2004. - №2.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Учебная литература. 2005.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2010.