Занятие с элементами тренинга: Оказание первой медицинской помощи при травмах различного происхождения.


Оказание первой медицинской помощи при травмах различного происхождения.


Цели и задачи:
Образовательные:
Систематизировать, обобщить и проконтролировать изученные теоретические сведения и полученные теоретические навыки (основные приёмы) оказания первой медицинской помощи;
Обобщить умения по определению повреждения, его характерных признаков, формы, степени тяжести и осуществлению безотлагательных мер доврачебной помощи себе и окружающим;
Развивающие:
Развивать логическую мыслительную и лаконично-грамотную практическую деятельность учащихся посредством форм и приёмов сюжетно-ролевой, интеллектуальной, состязательной, тренинговой игр и использования наглядно-образных и тематических средств воздействия на их чувственные органы (эмоциональную сферу) и умственные катализаторы;
Воспитательные:
Повлиять на отношение учащихся к процессу милосердия и помощи как закономерному поведению и явлению бескорыстного оказания спасения нуждающимся;
Формировать потребность нести людям добро, чуткость, внимание, систему нравственных качеств и мотивов помощи, сочувствия и сопереживания.

Ход занятия.
Ведущий: Ребята! Для того, чтобы оказывать помощь людям, спасать их, человеку необходимо, прежде всего, быть добрым. Ведь доброта – это стремление человека сделать счастливым других людей, облегчить их участь, страдания в любой экстремальной ситуации, а часто и предоставить единственный шанс на жизнь. Также известно, что всякий человек в деле познается. А дело спасения, оказания медицинской помощи требует максимального овладения грамотными и профессиональными знаниями и приёмами доврачебной помощи пострадавшим.
Цель нашего сегодняшнего занятия: в процессе интеллектуального турнира и практического тренинга показать на деле ваши знания, умения, навыки и доказать себе, нам, что с любой травмой вы справитесь легко, уверенно, квалифицированно.
А скажите, убеждены ли вы, что следует спасать жизнь пострадавшему человеку? Может быть, не стоит рисковать собой? Подумаешь, упал кто-то, мне некогда, другие помогут. Зачем совершенно посторонние люди прыгают в воду, увидев тонувшего, кидаются, не раздумывая, в огонь и пламя на крики о помощи.
(Ребята высказывают свое мнение).
Подытожив ваши ответы, можно сказать следующее:
Помощь оказать себе и другому –
Это обязательное условие, право слово.
Будет светел и чист
Каждый прожитый лист,
Если долгом своим ты считаешь,
Жизнь другому спасать
И добро совершать,
Если людям в беде помогаешь.
Так и бывает в жизни. Сегодня помогли вы, а если случится, что завтра вам потребуется чья-то помощь, вы её непременно получите. Будьте мужественны, сострадательны и участливы к чужой боли, всегда помните о чётких, последовательных действиях при оказании помощи и наши заповеди:
Не паникуй!
Не навреди!
Осложнения предотврати!
Страдания облегчи!
Непременно спаси!
(Дети прикрепляют табличку с заповедями к магнитной доске)

Теперь мы посмотрим обучающий фильм, после которого посоревнуемся в умении и сноровке оказания первой медицинской помощи, у кого по результатам тестирования окажется самый высокий коэффициент человеколюбия и доброты.
Предлагаю разделиться на две команды.
Как дома, так и в любом путешествии нужен комплект необходимых препаратов, лекарств, принадлежностей, чтобы своевременно оказать помощь при болезни или несчастном случае. Не сомневаюсь, что с конкурсом «Аптечка » вы благополучно справитесь и научитесь составлять аптечку и пользоваться ею.
Конкурс «Аптечка».
Задание: Укомплектовать аптечку домашнюю и аптечку походную необходимыми препаратами, медикаментами, чтобы она была функционально полноценна для оказания первой помощи при вызванной болезни или несчастном случае.
Комплект домашней аптечки: аспирин, пенталгин (обезболивающее) настойка валерианы, корвалол, настойка пустырника, бромгексин, мукалтин, сода пищевая, левомицитин, активированный уголь, нашатырный спирт, нитроглицерин, но-шпа, нафтизин, галозолин, синтомициновая мазь, тетрациклиновая мазь, йод, зеленка, фурацилин, марганцовка, термометр, бинт, вата, жгут, пипетка, эластичный бинт.
Комплект походной аптечки: перевязочный материал, индивидуальный перевязочный пакет, капли от насморка, зубной боли, жидкость для отпугивания насекомых, противоинфекционный препараты, ножницы, жгут, сердечные средства, жаропонижающие, болеутоляющие средства, нашатырный спирт, марганцовка, йод, тавегил, вазелин, опись содержимого с краткой аннотацией по правильному использованию.
Кровотечения после травм – особо опасный вид травмирования. Тяжело страдает потерпевший при общем замерзании. И чтобы знать, что делать при таких сложных состояниях предлагаю рассмотреть на компьютере рисунки, изображающие методы первой медицинской помощи.
(Просмотр плакатов с комментариями воспитателя и ответами детей).
Предлагаю вам новое испытание.
Информация и способы решения некоторых вопросов брейн-ринга могут пригодиться в самых непредвиденных обстоятельствах. Рискнёте определить свои способности на брейн-ринге?
Брейн-ринг. (За каждый правильный ответ команда получает жетон).
Вопросы.
Острое гнойное воспаление края века. (Ячмень)
Необходимая часть роллинга, защищающая роллера от травм. (Экипировка)
Самый опасный пит наружного кровотечения (Артериальное)
Повреждение тканей тела из-за высокой температуры. (Ожог)
С какого возраста разрешено ездить на заднем сиденье мотоцикла? (С 12 лет)
Любое повреждение кожи. (Рана)
Средство пожаротушения. (Огнетушитель)
Средство, применяемое для рассасывания травматических гематом. (Мазь Вишневского)
Травма, возникающая от потертостей в виде волдыря. (Мозоль)
Что нельзя делать при повреждении живота? (Давать пить)
Смещение концов костей в суставах. (Вывих)
Выхождение крови из кровеносных сосудов.(Кровотечение)
Виды ожогов. (Термический, химический, лучевой)
Средства, убивающие болезнетворные бактерии. (Дезинфицирующие)
Наимение опасное наружное кровотечение. (Капиллярное)
Опасные болезни, вызываемые раневыми инфекциями. (Столбняк, гангрена)
Средства защиты органов дыхания. (Ватно-марлевая повязка, респиратор, противогаз)
Внезапное или быстрое нарушение дыхания вплоть до остановки. (Удушье, асфиксия)
Повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи и кости. (Ушиб)
Осложнение от слишком затянутого жгута. (Омертвение тканей)
Какую повязку накладывают на рану? (Стерильную)
Травма, при которой инородное тело (кость, стружка, игла) попадают под кожу, под ноготь. (Заноза)
Дезинфицирующий раствор для промывания раны. (Фурацилин)
При кровотечениях каких участков тела применяем жгут? (Конечности)
Чем обрабатывают (дезинфицируют) рану? (Йод, зеленка, марганцовка, перекись водорода)
Скопление жидкой или свернувшейся крови в тканях с образованием полости в месте травмы. (Гематома)

Чуть раньше вы смотрели рисунки с правилами оказания помощи. А теперь посмотрим, как вы запомнили все, о чем мы говорили.
Тур «Алгоритм».
Каждому члену команды выдаётся файл с запрограммированной постоянной информацией и вопросами, помогающими дать последующий ответ в пропуски для переменной информации. Конверт с алгоритмом своей команде выбирает любой игрок. Команды получают либо алгоритм «Помощь пострадавшим при общем замерзании», либо алгоритм «Помощь при кровотечениях». Затем ответы сверяются.

Алгоритм «Помощь пострадавшим при общем замерзании»

Согревать (Что? Где?)
Растирать тело до покраснения кожи (Чем?)
Двигать осторожно (Что?)
Давать понюхать (Что?)
Дать выпить (Что?)
Вызвать (Кого?)


Алгоритм «Помощи при кровотечениях».

Определить (Что?)
Поднять (Что?)
Прижать (Что? Чем?)
Наложить (Что?)
Обработать кожу (Чем?)
Наложить (Что?)
Не забыть (О чем?)
Обездвижить (Что?)
Доставить (Куда?)


Кровотечение из носа – всегда лишь симптом травмы или какой-либо болезни, бывает длительным или обильным, поэтому опасным для жизни. Остановить носовое кровотечение, вам посильна такая задача?
Тогда за дело.
Тренинг – ситуативная сюжетно-ролевая задача «Окажи себе помощь при носовом кровотечении».
Сюжет: я – пострадавший, я – лекарь.
Задание: выбрать среди имеющихся на столе необходимые средства самопомощи, правильно и последовательно выполнить действия по оказанию помощи себе, комментируя их.
Задание выполняется одним представителем от каждой команды. Для них заготовлены одинаковые комплекты средств, необходимые для демонстрации практического тренинга.
Комплект средств.
Стул. Тарелка. Вода (можно в пластиковых бутылках). Полотенце. Лед. 3%-ный раствор перекиси водорода. Вата.
На последнем этапе я хочу проверить, узнали ли вы что-то новое и не забыли ли уже пройденное. Предлагаю решить кроссворд. (Кроссворд с ключевым словом «Безопасность» вывешивается на магнитной доске. За каждый правильный ответ даётся жетон.)
Вопросы:
1.Общее или местное (участков тела) переохлаждение организма при длительном пребывании на холоде.
2. Стихийное бедствие, возникающее от толчков земной коры, во время которого нельзя укрываться в подвалах, в тоннелях, возле домов, линий электропередач.
3. Нарушение зрения – заболевание, возникающее часто у школьников, пренебрегающих правилами чтения, письма, просмотра телевизора и т. п.
4. Состояние мышц, вызванное длительным пребыванием в холодной воде, опасное при плавании.
5. Инфекционная болезнь, поражающая клетки иммунной системы, передающаяся при половых контактах, при переливании крови, беременности и кормлении грудью.
6. Перемещение населения из места чрезвычайной ситуации (ЧС) на безопасную территорию.
7.Периодическое толчкообразное расширение стенок артерий, говорящее о нарушении сердечной деятельности, при его учащении или ослаблении.
8. Стихийное бедствие, возможное на любой территории из-за нарушения водного экологического равновесия, вызванного строительством ГЭС.
9. Перемещение (перенос) раненых из опасного места и доставка в медицинское учреждение.
10. Повреждение связок, мышц, сухожилий и других тканей без нарушения их анатомической целостности.
11. заразная болезнь, которой заражаются через грязные руки и пищу, особенно через немытые овощи и фрукты.
12. Волдырь, заполненный жидкостью, вздутие на коже, которое образуется из-за тесной обуви, ожога, садовых работ и т.п.

Ответы: 1. Обморожение. 2. Землетрясение. 3. Близорукость. 4. Судороги. 5. СПИД. 6. Эвакуация. 7. Пульс. 8. Наводнение. 9. Транспортировка. 10. Растяжение. 11.Дизентерия. 12. Мозоль.

Итог занятия.
Ребята, теперь давайте подсчитаем, какая команда набрала больше жетонов и стала победительницей нашего интеллектуально-практического турнира. (Подсчитываются баллы, награждаются победители, второй команде – утешительные призы).

Мы заканчиваем наше путешествие. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта, человеколюбие, добродетель. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают как солнце, возвращают раненому жизнь, дают шанс к исцелению от травм. Я необыкновенно рада, что вы все совершенно бескорыстно готовы спасать людей.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, поддержка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
15