Рабочая программа по музыке для 4 класса на основе ФГОС, с учетом авторской программы Е.Д. Критской






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
4 класс
2015 - 2016 учебный год


Составитель: Сидорук Ж.Ю.

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.3 класс»: Учебник для учащихся 4 класса, М., Просвещение, 2007.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы», М., Просвещение, 2013.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2005;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)
Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч ( из расчета 1 час в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по музыке.

Изучение музыки в 4 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Заложены возможности предусмотренного ФГОС как формирования у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного
вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.


Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 3 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого полугодия:
2 четверть – 16 урок «Обобщающий урок 2 четверти»;
4 четверть – 34 урок «Обобщающий урок 4 четверти».
Так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки: « Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.
В календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:


Содержание программы предмета «Музыка» 4 класс (34ч)
«Россия-Родина моя» - 3 ч
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие жанров народных песен. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
«О России петь – что стремиться в храм» - 1 ч
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
«День, полный событий» - 5ч
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
«В концертном зале» - 4ч
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).Различные виды музыки: инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
«В музыкальном театре» - 7ч
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька».Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 4 ч
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. и полюбившихся песен всего учебного года.
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 3ч
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта.






Учебно-тематический план

Разделы и темы
Всего часов
Количество
Характеристика деятельности.




теорети-ческие
Контрольные



Россия-Родина моя.
3




1
Россия – Родина моя
Мелодия. «Ты запой мне ту песню»

1
-
Знать/понимать: певческие голоса, произведения С. Рахманинова.
Уметь:
– проникаться эмоциональным содержанием музыки;
– внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений;
– правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам,
размышлять о музыке; применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки; петь легко, звонко, напевно

2
Россия – Родина моя
«Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

1

Знать/понимать: жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности.
Уметь применять
вокально-хоровые навыки в пении, ясно, грамотно произносить

3
Россия – Родина моя
«Я пойду по полю белому»
«На великий праздник собралася Русь!»

1

Знать/понимать: жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности.
Уметь применять вокально-хоровые навыки в пении, ясно, грамотно произносить текст


«О России петь – что стремиться в храм».
1
1

Знать/понимать: певческие голоса, виды хоров, оркестров.
– имена святых, их житие, подвиги русских святых; - понятия: стихира, величание.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

4
Святые земли Русской. Илья Муромец

1

Уметь:
– сравнивать, делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять на легато, нон легато, правильно распределять дыхание по фразе


День, полный событий.
4




5

Приют спокойствия, трудов и вдохновения
1
1


Знать/понимать: названия музыкальных инструментов.
Уметь:
– узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
– передавать настроение музыки и его изменение:
в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах


6

Что за прелесть эти сказки! Три чуда!

1

Знать/понимать: народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).
Уметь:
– определять на слух основные жанры музыки;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

7

«Приют, сиянием муз одетый..»

1

Уметь:
– внимательно слушать музыку, размышлять о ней;
– петь напевно, легко,
с хорошей дикцией,
на цепном дыхании
– проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слушают

8


Зимнее утро. Зимний вечер

1

Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки..
Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях:– исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
– петь легко, звонко, не форсируя звук


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3




9
Композитор – имя ему народ.

1

Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инструменты.
Уметь:
– узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

10
Музыкальные инструменты России

1

Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инструменты.
Уметь:
– узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

11
Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей»

1

Знать название изученных жанров и форм музыки, виды оркестров.
Уметь:
– передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально-плас-тическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
– правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией


В концертном зале
4




12

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара)

1

Знать/понимать: названия музыкальных инструментов.
Уметь:
– размышлять о музыке, применять знания,
полученные в процессе уроков музыки;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

13

«Старый замок».
«Счастье в сирене живет»
4
1

Знать/понимать: понятия- сюита, романс.
– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;
– исполнять вокальное произведение сопровождением и без сопровождения

14
«Не молкнет сердце чуткое Шопена»
Танцы, танцы, танцы

1

Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки.
Уметь:
– передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
– петь легко, свободно, не форсируя звук

15
Годы странствий.
М. И. Глинка
Царит гармония оркестра

1

Уметь:
– размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять ее образное содержание;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности


В музыкальном театре
7
1



16
Опера «Иван Сусанин». М. Глинка.
Бал в замке польского короля (2-е действие).За Русь все стеной стоим.

1

Уметь:
– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;
– определять на слух основные жанры музыки;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

17
Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка

1

Знать/понимать: певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь:
– размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

18
Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргский

1

Уметь:
– определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности музыкальных произведений;
– узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
– правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией

19

Русский Восток. «Сезам, откройся!».


1

Знать/понимать: певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь:
– размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
– ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам

20

«Восточные мотивы»

1

Знать/понимать: певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
– ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам

21
И. Ф. Стравинский.
«Петрушка»

1

Знать/понимать: и понимать творчество И. Ф. Стравинского и его особенности; народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники).
Уметь:
– внимательно слушать, сравнивать, делать разбор музыкального произведения


22
Театр музыкальной комедии.


1

Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки.
Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;
– определять на слух основные жанры музыки;
– петь легко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией


«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье..»
3




23
Прелюдия. Исповедь души.
Ф. Шопен «Революционный этюд»

1

Знать/понимать: виды оркестров, музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Уметь:
– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;


24
Мастерство исполнителя (гитара)

1

Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки.
Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер определять образное содержание
Уметь петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией

25

Патетическая соната. Л.Бетховен

1

Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки: соната.
Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления.



«О России петь - что стремиться в храм»

4




26

Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья

1

Знать: имена русских святых, традиции родного края.
Уметь:
– узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
– ясно, грамотно произносить текст, осознанно употреблять твердую атаку, округленно формировать гласные

27

Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше».

1

Уметь:
– определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
– петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией

28
Светлый праздник Пасхи

1

Знать/ понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Понимать значение колокольных звонов; сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

29
Кирилл и Мефодий


1


Знать/понимать: «житие» и дела святых Кирилла и Мефодия;
- понятия: гимн, величание
Уметь:
– исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
– петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
1




30
Народные праздники. Троица

1

Знать/понимать: народные песни, музыкальные традиции русского края (праздники и обряды).
Уметь:
– сочинять простенькие мелодии на заданный текст;
– определять на слух основные жанры музыки;
– петь, не форсируя звук, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам, определять характер разучиваемого произведения


«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье..»
3




31-32
Музыкальный сказочник
Н. А. Римский-Корсаков

2

Знать/понимать:
– творчество Н. А. Римского-Корсакова, его особенности;
– названия изученных музыкальных произведений и их авторов, художественное единство музыки и живописи. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки
Уметь:
– размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
– проявлять навыки вокально-хоровой деятельности

33
«Рассвет на Москве-реке».
М. П. Мусоргский

1

Уметь:
– определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений;
– петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией;
– узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов

34

Заключительный урок- концерт

1

Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы.


итого
34









Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса
обучающиеся должны уметь:
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Требования к результатам обучения учащихся 4 класс
Знать/понимать:
взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);
тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов;
основные формы музыки и приемы музыкального развития;
характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена.
Уметь:
выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы,города
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения музыки являются:
Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами
Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально творческой деятельности;
Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Список научно-методической литературы.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Учитель, 2004г
Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 2 класс»/3 части/, Волгоград, Корифей, 2003г.
Улашенко Н.Б. «. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Корифей, 2005г
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 3, Знак15