Урок в форме регламентированной дискуссии Проблема связанного азота

Регламентированная дискуссия: «Проблема связанного азота».
Итоговый урок по теме: «Азотсодержащие органические соединения»
10 класс, МОУ СОШ № 7 город Камышин Волгоградской области.
Учитель химии Золотарева Татьяна Генриховна.

Дидактические цели:
Развитие у учащихся умений отбора необходимых знаний из большого объема информации, умения анализировать и делать выводы из совокупности фактов;
Систематизирование и расширение знаний учащихся по теме «Белки», расширение здоровьесберегающей составляющей раздела «Азотсодержащие органические соединения».
Определение своей гражданской позиции по обсуждаемым вопросам в рамках заданной проблемы.
Методические задачи:
Формирование умения вести дискуссию, умения оперировать фактами, обобщения и прогнозирования, обоснованности отстаивания своей собственной точки зрения;
Развитие интереса к предмету химия через объединение знаний по органической и неорганической химии, межпредметных связей с биологией, экологией и другими предметами;
Совершенствование навыка самостоятельной работы с дополнительной литературой и сети Интернет и использовании данных навыков в жизни.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, прибор для проведения химических экспериментов.

Реактивы: гидроксид натрия, хлорид меди (2), раствор белка куриного яйца.

Ход урока.
Ориентировочно-мотивационный этап.
Учитель химии. Здравствуйте ребята! Добрый день коллеги и гости нашего класса. Мы рады приветствовать вас в стенах экологической школы № 7. Сегодня мы присутствуем на необычном уроке, к которому мы готовились не один день. Тема урока «Проблема связанного азота», и как вы наверное уже поняли наш урок из раздела «Химия элемента азота». На уроке мы будем говорить о биологическом значении азота и его соединений. Ведь без связанного азота на Земле жизнь невозможна.
Ведущий ученик. Человечество всегда волновало его будущее. Мы хотим жить в чистом и прекрасном мире. А передовые умы человечества работают над воплощением этой идеи в жизнь. Еще в конце 19 века раздались голоса ученых о надвигающейся на человечество опасности азотного голода. Окруженная морем изобилия молекулярного азота воздуха земля (почва) испытывает постоянный острый хронический азотный голод. В атмосфере Земли содержится огромная масса молекулярного азота, между тем эффективность земледелия все время ограничена недостатком азотного питания растений, ведь связанный азот из почвы все время уносится. Дефицит связанного азота растет вместе с ростом народонаселения, с ростом интенсификации сельскохозяйственного производства. Нас не может не волновать эта проблема. Что предпринимает человечество для того чтобы прокормить себя? Минеральные удобрения и результаты их применения, генномодифицированные продукты и воздействие их на организм человека: мы хотим знать, что мы едим? Полезно это или вредно?
Учитель химии. Для проведения урока выбрана необычная форма регламентированная дискуссия.
Правила регламентированной дискуссии:
Каждый ученик дискуссии имеет право на личную точку зрения. Чужое мнение также нужно уважать.
Необходимо соблюдать регламент выступлений
А. ответ на вопрос задания 5 минут
Б. постановка дополнительных вопросов 1 минута
В. возражения 3 минуты.
Г. выступление по вопросу задания - 10 минут
Группа имеет право:
А. ответить по заданию 1 раз
Б. ответить на дополнительный вопрос 1 раз
В. задать дополнительный вопрос 3 раза
Г. высказать возражение 1 раз
Нормы поведения
А. один говорит все слушают
Б. говорящего выкриками не перебивать
В. слово ведущего закон
Г. высказывания должны быть корректными.
В регламентированной дискусси
·и оценивается все: регламент, поведение, полнота ответа, умение вести дискуссию.
Выше всего ценится сотрудничество, инициатива и взаимодействие.
При подготовке к уроку учащиеся были разделены на группы «Химики», «Биологи», «Экологи», «Экономисты» и «Домохозяйки». В каждой группе две подгруппы оппонентов, которые рассуждают над достоинствами и недостатками высказанных гипотез и рассуждений. Три ученика выступают в роли экспертов. Они приготовили презентации по темам: «Азот. Соединения азота», «Азотные удобрения и их влияние на организм человека», «Генномодифицированные организмы». Остальные ребята группа «Социологов» подводит итог дискуссии, проанализировав работу групп и экспертов и разрабатывает обращение к правительству РФ.
Ведущий ученик. Какие цели и задачи нами определены:
Цель: Развитие умений отбора необходимых знаний, умений анализировать и делать выводы по совокупности фактов, используя различные источники информации по заданной теме.
Задачи:
Формирование умения вести дискуссию, умения оперировать фактами, обобщения и прогнозирования, обоснованности отстаивания своей собственной точки зрения;
Развитие интереса к предмету химия через объединение знаний по органической и неорганической химии, межпредметных связей с биологией, экологией и другими предметами;
Совершенствование навыка самостоятельной работы с дополнительной литературой и сети Интернет и использовании данных навыков в жизни.
Операционно- исполнительский этап.
Учитель химии. Слово предоставляется эксперту № 1 «Азот. Соединения азота». По окончании выступления учитель проводит эксперимент, подтверждающий наличие азота в белке куриного яйца (биуретовая реакция).
Приложение 1.
Затем выступает эксперт № 2 «Азотные удобрения и их влияние на организм человека». По окончании его выступления в группах проводится дискуссия. Учитель следит за соблюдением правил дискуссии.
Приложение 2.
Эксперт № 3 выступает по теме «Генномодифицированные организмы». После его выступления дискуссия продолжается.
Приложение 3.
Итоги дискуссии проводит группа «Социологов».
Приложение 4.
Рефлексивно-оценочный этап.
Учитель химии. Невозможно не согласиться со сказанным.
Мы должны знать, что мы едим? Если мы считаем себя образованными, воспитанными и культурными людьми мы должны заботиться о своем здоровье и здоровье близких нам людей. И в этом состоит наша гражданская позиция.
Но работа наша еще не окончена. Мы решили продолжить ее в следующем учебном году. Нас интересует мнение жителей нашего города, да и всей страны в целом по заданной теме и мы обязательно обратимся к ним на страницах Интернета.
Выставление отметок проводится с учетом мнения приглашенных учителей. Оценивается работа в группе и отдельно работа экспертов. Старшие группы вносят коррективы, касающиеся индивидуального участия каждого участника группы. После чего учитель объявляет окончательные результаты. Каждый ученик получает оценку свое работе на уроке.
Заключительное слово учителя.
Ребята мы с вами плодотворно потрудились сегодня, выполнили все поставленные задачи, и мне хотелось бы услышать ваше мнение об уроке.
После выступлений ребят, учитель предлагает высказать свое мнение всем желающим.

Фото на память.



























































15