«ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»


Методическая разработка
«ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Кубрак Светлана Николаевна, преподаватель высшей категории
ГПОУ «Донецкий лицей профессионально-технического образования»
Необходимость использования Интернет-ресурсов в процессе обучения в современном мире обусловлена следующими факторами:• быстрый и дешевый доступ к требуемой информации;• возможность общения (скайп, электронная почта) с одногруппниками по учебным вопросам, а также возможность связаться с преподавателем;• доступ к научно-исследовательской и статистической информации при подготовке к занятиям (облегчение выполнения заданий);• возможность в любое время получить доступ к энциклопедической информации (в том числе фото- и видеоинформации);• доступный поиск новостей (в том числе экономических, юридических новостей, исторических сводок, выступлений общественных деятелей, биографий);• дистанционное обучение в режиме он-лайн. Если для студентов основным преимуществом использования глобальной сети является удобный, доступный и простой способ поиска необходимой информации, то для преподавателей можно выделить следующие основные преимущества использования Интернет-ресурсов:• быстрый поиск учебных материалов для проведения занятий;• возможность быстрого получения доступа к нормативно-правовой базе .• поиск и получение информации о проводимых конференциях, программах, конкурсах и грантах, отправка заявок, тезисов, статей, докладов и выступлений на конференциях и дальнейшая публикация своих работ;• повышение квалификации на основе материалов и информации, находящейся в глобальной сети и др.; К основным преимуществам для студентов использования сети Интернет в учебном процессе можно отнести:• повышение компьютерной грамотности (улучшение навыков обращения и работы с компьютером и Интернетом);• выработка и совершенствование навыков самостоятельного поиска необходимой информации и работы с ней, а также обучения и исследования;• формирование практических навыков. Ярким примером использования глобальной сети Интернет в образовательном процессе является дистанционная форма обучения. Эта относительно новая форма обучения является альтернативой наиболее распространенному в настоящее время традиционному образованию.Дистанционное обучение стало возможным благодаря быстрому развитию Интернет-технологий, повсеместному распространению компьютеров не только в работе организаций, но и дома и их популяризацией. К данной форме обучения наиболее близок современный девиз «образование в течение всей жизни» (поддерживаемый Болонским процессом), который сменил «образование на всю жизнь» вследствие таких причин, как быстрое обновление информации и знаний. В настоящее время необходимым становится именно непрерывное образование, когда человек вынужден учиться всю жизнь вследствие быстрого устаревания некоторых видов информации. Отличительной чертой дистанционной формы образования является возможность студентам самим искать и получать требуемые знания при помощи информационных ресурсов. Следует заметить, что информационные ресурсы глобальной сети в процессе обучения используют не только студенты данной формы образования, но и всех других форм, т.к. поиск информации в Интернете доступен практически каждому и значительно экономит время. К информационным ресурсам Интернет, используемым в процессе обучения, можно отнести:• базы данных, информационные системы, справочные файлы, словари, справочники;• обучающие системы, курсы, программы для самообразования;• обучающие видео- и аудиозаписи;• электронные библиотеки (газеты, журналы, книги в электронном варианте);• курсы дистанционного обучения;• электронная почта  и др.
Рассмотрим преимущества использования Интернета на примере преподавания уроков литературы
Преимущества использования инновационных технологий на уроках литературы:1. Занимает небольшой промежуток времени (обычно, при условии, что скорость подачи информации будет высокой).2. Развивает умение работать с вариативной информации.3. Способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять, выбирать.4. Развивает познавательный интерес к предмету. Проблема заключается в том, каким образом воспользоваться ресурсами Интернета непосредственно в ходе образовательного процесса. В рамках традиционной системы преподавания предмета целесообразно источники информации по Интернету распределить, например, на три части:1) информационные ресурсы, которые можно использовать в качестве формы урока (интернет-урок);2) информационные ресурсы, которые можно использовать для подготовки к уроку;3) информационные ресурсы, которые можно использовать в пределах внеурочной деятельности.  В основу такого разделения ресурсов можно взять принцип размещения информации на сайтах, качество информации, ее насыщенность терминами, именами, датами и т.д.
Информационные ресурсы, которые можно использовать в качестве формы урока (интернет-урок)  К информационным ресурсам, которые можно использовать в качестве формы урока, в первую очередь можно отнести сайты, где информация размещается на одной web-странице, скорость увеличения фотографий и изображений высокая, а загрузка страниц не занимает много времени. Поэтому, ресурсы сети Интернет могут быть использованы в качестве: 1. Музея.Нет возможности поехать на экскурсию в Государственный музей
Л.Н. Толстого? Тогда можно совершить виртуальную экскурсию по музею (сайт http://www.tolstoymuseum.ru/).2. Учебника.В Интернете всегда можно найти электронные версии учебников. Кроме того, всегда можно составить список сайтов по определенной теме, которым ученики могут воспользоваться на уроках. Например, сайты, посвящённые
А.П. Чехову: http://www.antonchehov.org.ru/ ,
http://www.yalta.chekhov.com.ua/start_r.php4 (Дом- музей А.П.Чехова в Ялте) 3. Словаря, энциклопедии, справочника.Работу с новыми терминами, понятиями, именами тоже можно организовать через Интернет. Это способствует облегчению восприятия нового слова, его запоминания. С этой целью можно использовать Википедию.Такая студенческая работа может быть как групповой, так и индивидуальной. При групповой работе студенты могут обрабатывать не один, а несколько разделов сайта. Обратите внимание, что большинство подобных сайтов имеют свои поисковые системы. Это облегчает поиск необходимой информации. Например, на сайте «Мифологическая энциклопедия» достаточно ввести слово для поиска на главной странице. К тому же, используя подобные сайты, можно организовывать уроки в нетрадиционной форме - уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-исследования.
Информационные ресурсы, которые можно использовать для подготовки к уроку.  В этот раздел отбирались те ресурсы, которые могут быть использованы при подготовке к уроку: - сайты, содержащие объемные тексты и это требует анализа и обработки информации, подачи ее частями; - сайты, которые содержат методические разработки, обмен опытом, теоретическое обоснование использования тех или иных методов, приемов и форм работы;- сайты музеев.Дополнительные ресурсы для организации урока:
http://gold.stihophone.ru - виртуальныйпоэтическийтеатр«Золотой - Стихофон»;
http://www.audiopedia.su/ - школьнаяфонохрестоматия,аудиозаписи радиопередач и др.;http://edu-lider.ru/category/shkolnaya- kollekciya/kollekciya-audio/ - школьная коллекция аудиозаписей
http://www.gumer.info/ - библиотека Гумер - гуманитарные науки http://www.artclassic.edu.ru - Российский образовательный портал. Информационные ресурсы, которые можно использовать во внеурочной деятельности Внеурочная деятельность включает в себя научно-исследовательскую работу, участие в олимпиадах, телекоммуникационных проектах. В организации исследовательской работы в рамках телекоммуникационных проектов интернет-ресурсы могут быть использованы в качестве источника информации, способа общения с партнерами проектов и как инструмент участия в сетевых проектах.  Удаленные олимпиады, интернет-олимпиады, телекоммуникационные проекты, научно-исследовательская деятельность с использованием ресурсов Интернета в свою очередь создает все условия для самообразования, расширения кругозора, развития глобального мышления.
Примеры интернет-олимпиад: http://ymnica.com/informatcia - интернет-олимпиада «Умница»  http://artolymp2010.narod.ru/zadanie_mxk1.html - пример дистанционной олимпиады по задачами различных туров по предметам.
<help@ya-yuniy-geniy.ru> - Я-юный гений
Выделяя преимущества использования Интернет-ресурсов в процессе обучения, не следует забывать и о недостатках такого применения глобальной сети. Так, например, поиск необходимой информации усложняется огромным объемом материалов, содержащихся в сети Интернет, а также отсутствием в них какой-либо структуры. Еще одним недостатком такого способа получения информации является побочные ссылки, которые отвлекают внимание студентов от основной задачи. Поэтому применение Интернет-ресурсов в процессе образования должно быть проконтролировано преподавателем, как на заключительной стадии работы, так и в процессе выполнения выданного задания. Качество обучения студентов не улучшается от того, что им становятся доступны новые технологии. Качество обучения напрямую зависит от методов, форм и способов, которыми пользуются студенты, применяя такие технологии в образовательном процессе. Глобальная информационная сеть Интернет не может заменить книги, учебники и занятия с преподавателем, но она является лучшим средством для получения углубленных знаний по большинству предметов для всех желающих учиться.
Литература:1. Канаво В.А. Интернет - технологии в образовании. Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сб.науч.статей. Выпуск первый.- Москва: ИОО МОН РФ, 2004. - 186 с. - С.73-79. [Электронный ресурс]: http://www.teacher-edu.ru.2. Преимущества интернета в образовании. 16 сентября, 2012. [Электронный ресурс]: http://www.chieftec-ru.com.Literature