Статья Активизация познавательной деятельности на уроках математики в рамках ФГОС ООО.


Активизация познавательной деятельности на уроках математики в рамках ФГОС ООО.
Уланова Ю. А.
учитель математики высшей категории
МБОУ «Гимназия №13»г. Ульяновска
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон ДьюиСовременное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. В связи с этим в сфере образования идет поиск нового содержания и новых форм обучения, создаются новые образовательные технологии, так как перемены, происходящие в обществе, определяют приоритетные направления развития общего образования. Одним из них является обеспечение перехода на новые образовательные стандарты, развивающий потенциал которых обеспечивается системно-деятельностным подходом.
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Чтобы избежать проблему утраты познавательного интереса учащихся к учению ,вообще и на уроках математики в частности надо изжить скуку на уроке, сделать учение интересным для учащихся, разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству
Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.
- интерес к предмету. Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
- сознательность. Занятия по данному предмету не интересны, но ученик сознаёт их необходимость и усилием воли заставляет себя заниматься.
- принуждение. Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.
Источники формирования познавательных интересов на уроках математики
- содержание учебного материала;
- организация познавательной деятельности учащихся, то есть методы и приемы, используемые учителем в обучении.
Внутри одного урока каждый источник познавательного интереса не действует изолированно, а находится во взаимосвязи с другими источникам интереса. В группу стимулов, содержащихся в первом источнике, входят:
новизна содержания учебного материала;
практическая значимость содержания знаний;
историзм.
Новизна содержания учебного материала- важный стимул, побуждающий познавательный интерес. На уроках ознакомления с новым материалом учащиеся узнают новые понятия, выявляют новые свойства и закономерности, находят новые способы действий. У части детей сам факт познавания чего-либо неизвестного для них вызывает интерес. Для других изучаемый материал только тогда вызывает интерес, когда его содержание смогло их поразить, удивить, озадачить (новые факты, новые сравнения, новый аспект подачи нового материала, новые формы деятельности, новые способы решения задачи).
Практическая значимость содержания знаний
При изучении нового материала пытаюсь раскрыть его практическую значимость. Например, при изучении темы «Пропорция» (6 кл) рассказываю учащимся о Золотом сечении и о его присутствии в окружающем мире. Увидев его важность, учащиеся начинают добросовестнее «грызть гранит науки».
Чтобы у учащихся не возникало представление о «сухости» математики, оторванности её от жизни, показываю взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром.
Например, при изучении темы «Симметрия» (6 кл) демонстрирую репродукции архитектурных сооружений и нерукотворных творений природы – листочки растений, цветы. Тем самым подвожу учащихся к мысли, что математика – это не только стройная система теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. Рассказы о связи математики с другими науками, природой, активизируют внимание учащихся, развивают интерес к математике, расширяют кругозор.
Историзм
Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое немаловажное значение . Историзм на уроках математики выступает не только в библиографических материалах, но и фактах из истории. Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Приведу несколько примеров, терминов вызвавших у учащихся особый интерес. Тема «Четырёхугольники» ( 5 кл. ) - «Трапеция» – латинская форма греческого слова «трапедзион» – столик. От этого же корня происходит слово «трапеза», означающее по-гречески стол и т.д. Не только реальные исторические события, но и легенды вызывают интерес у учащихся. При изучении темы «Законы сложения» (5кл) рассказываю учащимся о немецком математике К. Ф. Гауссе и его способе счёта в детском возрасте, решаем исторические задачи, задачи из арифметики Л. Толстого и С.Рачинского. А при изучении темы «Признаки делимости»(6 кл.) решаем задачу- легенду. В ней рассказывается, что, когда один из помощников Магомета – мудрец Хозрат Али садился на коня, подошедший человек спросил его:
- Какое число делится без остатка на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9?
Мудрец ответил:
- Умножь число дней в неделе на число дней в месяце (считая, что в месяце 30 дней) и на число месяцев в году.
Прав ли Хозрат Али? Почему?
Второй источник познавательного интереса организация познавательной деятельности учащихся. Традиционная система обучения в школе, которая до недавнего времени была доминирующей, построена в основном по принципу «слушай меня, повторяй за мной, делай, как я». Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки.
 Стимулы, порождённые этим источником:
проблемное обучение;
практические работы исследовательского характера;
творческие работы;
специальные приемы учителя:
Проблемное обучение
Проблемное обучение является одним из стимулов познавательного интереса. Его сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учитель организует их «добывание», «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют учащихся и вызовут напряженную мыслительную деятельность.
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
- учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- организует практическую работу исследовательского характера, в ходе которой учащиеся приходят к эмпирическим выводам, требующим теоретического обоснования.
- предлагает исследовательские задания, при выполнении которых нужно обнаружить некоторые закономерности, требующие теоретического обоснования.
Приведу пример создания проблемной ситуации.
Тема «Проценты» ( 5 класс). 
В конкурсе участвовали два класса. Из 5 «а» класса – 50% учащихся, а из 5 «б» - 40%. При подсчете оказалось, что количество участников из каждого класса одинаково. Почему?
Практические работы исследовательского характера
Большинство самостоятельных работ на уроках математики приходится на закрепление изложенного учителем материала непосредственно после его изучения и на проверку знаний учащихся. Почему не организовать самостоятельную работу поискового и исследовательского, творческого характера при изучении нового материала. Замечено, что многообразие форм самостоятельных работ, их сменяемость стимулируют активную познавательную деятельность учащихся. Такими видами деятельности являются практические работы с элементами исследования, решение компетентностных задач, задач творческого характера и т.д.
При изучении темы «Треугольник» (5 кл).
Задание. Начертите три произвольных треугольника. С помощью транспортира найдите градусные меры углов треугольников. Сделайте вывод о сумме углов каждого треугольника.
Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Учащимся можно разделиться на несколько групп, каждая группа должна решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам.
Так, при изучении темы «Золотое сечение» детям 4 групп было предложено самим найти на репродукциях известных зданий Золотое сечение , проверить это и представить другим ребятам.
Творческие работы
Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся. Они активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников.
Приведу примеры творческих заданий, которые использую в своей практике.
Составление математических задач.
Решение задач по рисункам, подготовленным учащимися.
Составление математических кроссвордов, кластеров, ребусов.
Написание сказок
Математические сочинения, доклады и рефераты.
Выполнение проектов
Так, в 5 классе выполняем проект «Путешествие в мир натуральных чисел». Для этого дети получают задания; написали рефераты «Как люди научились считать», «Старинные меры длины», «Приборы для вычисления», «Л.Н. Толстой », «С. Рачинский», «Л. Ф Магницкий и его арифметика», выполнили практическую работу и учились считать на счётах, проводили исследовательскую работу по измерению ткани старинными мерами длины, нашли и решали задачи из учебника «Арифметика» автора П . Пчёлко 1967 года издания. Работа над проектом была групповой и выполнение заняло две четверти.
В творческих работах материализуется и мысль, и усвоенные знания, и практические действия. Сила влияния творческих работ на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил.
Специальные приемы учителя.
Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, использую различные приёмы активизации учащихся на уроке. Остановлюсь на Методических уловках.
Неприятие математики многими учащимися связано с необходимостью заучивать наизусть массу формул и не всегда до конца понятных формулировок. Понимая трудности учащихся «нематического уровня», применяю разнообразные «методические уловки», мнемонические правила. Приведу примеры таких уловок. Так , при изучении темы «Действия с целыми числами» ( 6 кл ) провожу игру «Торнадо». При правильном решении примера ученик строит элемент дома ( стену, скат крыши и т.д.) , а если пример решён неверно, то наступает «Торнадо» и дом стирается. При этом ученики очень стараются решить пример верно, решение не становится рутиной, однако ещё не было случая, когда дом построился до конца.
Научить детей трудиться и мыслить – основная задача школы; учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке наглядности и технических средств. Каждое средство обучения имеет свои дидактические функции, свои возможности использования – отсюда следует и комплексное использование всех видов наглядности. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого ученика. Перед учителями школ поставлена важнейшая задача – осуществлять комплексный подход к воспитанию школьников. Но эту задачу невозможно решать без воспитания активной познавательной деятельности и самостоятельности учащихся.