Статья по теме Формирование деятельностных способностей младших школьников на уроках русского языка в контексте требований ФГОС НОО


ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников.
Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Учитель должен осознать, что именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, следовательно, деятельность каждого ученика на уроке должна быть осмыслена, личностно значима. Ребёнок должен понимать: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Технология деятельностного метода обучения - это структура учебной деятельности, которая включает в себя систему деятельностных шагов, представленных в виде схемы (опорного сигнала-алгоритма), помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности.
Но для того чтобы подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, где каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, необходимо создать условия для познавательной активности учеников. Средства же, методы и приёмы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя, таким образом, знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств своих воспитанников, уровень подготовки класса, свою профессиональную зрелость, педагогическую интуицию и творческий потенциал. В связи с этим мы выбрали тему своего исследования: «Формирование деятельностных способностей младших школьников на уроках русского языка в контексте требований ФГОС». Целью нашего исследования является выявление наиболее эффективных условий формирования деятельностных способностей младших школьников на уроках русского языка в контексте требований ФГОС. Мы предположили, что формирование деятельностных способностей младших школьников на уроках русского языка будет эффективным если:
-на уроках использовать специальные формы работы, мотивирующие к выполнению языковой деятельности учащихся;
-предлагать задания эвристического характера;
-обеспечивать условия, предполагающие самостоятельное изучение языковых объектов.
В течение всего периода нашего эксперимента мы старались создавать благоприятные условия для создания положительной мотивации к учебной деятельности. С этой целью мы создавали такую атмосферу на уроках русского языка, которая бы снижала у школьников чувство неуверенности и тревожности.
Основными приёмами, помогающими наладить такую атмосферу, для нас были: обращение к ученику только по имени; вербальные похвалы и одобрение; сохранение ровной поощрительной интонации во время занятий.
На каждом уроке русского языка мы старались предложить учащимся что-то новое, необычное. Мы пришли к выводу, что младшие школьники предпочитают объяснение нового материала повторению; легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к занятию.
Если нам приходилось выполнять большие по объёму задания, то мы предлагали выполнить только часть упражнения, которая по силам ученику. При этом между учащимися возникает негласное соревнование, кто больше сможет сделать.
Уроки мы начинали с установки на деятельность. Ученик должен ощутить себя в ситуации успеха. Он должен захотеть преодолеть трудности. Можно предложить различные варианты мотивов:
стремление самостоятельно решать интересные задачи;
попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей;
рассмотреть свою деятельность с точки зрения ее пользы для самого ученика.
Важно, что должна учитываться и роль педагога, который превращается в консультанта, не навязывающего свою точку зрения, знания, убеждения, а позволяющего ученику стать соучастником.
Для формирования деятельностных способностей у обучающегося необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности: говорения, чтения, аудирования и письма. Для реализации личностно-деятельностного подхода на уроках русского языка эффективным будет обучение в сотрудничестве, самостоятельная деятельность, игровые технологии. 
Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность, на наш взгляд, необходимо:
связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
В учебную деятельность мы старались вводить элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
На уроках русского языка можно использовать следующие игры:
Расшифруйте анаграммы (если какое- либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами ( греч. «ана»- пере, «грамма»- буква): «липа»- «пила»).
Условие:
Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно – игровую ситуацию.
Задание:
Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (бор, роза, раб), слово (волос, вол ), чувство (ус, вот). Методические цели и задачи:
Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся;
развитие речи учащихся;
сплочение коллектива;
развитие коллективизма у учащихся;
воспитания у учащихся чувства языка.
Эстафета восторга (к теме «Глаголы и их роль в нашей речи»)
Задание:
Используя данные глаголы, обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения.
Условие:
Для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения.
Методические цели и задачи:
дети знакомятся с глаголами, выражающими чувства;
знакомятся с синонимами, синонимическим рядом; учатся различать
оттенки синонимов;
обогащение словарного запаса учащихся;
развитие речи учащихся;
развитие чувства коллективизма у учащихся;
воспитание у учащихся чувства языка.
Мы старались создать оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся, так как заметили, что ученикам часто не хватает навыков самоконтроля.
Через самостоятельную работу и систему контроля и самоконтроля учитель сопровождает ученика в ситуациях, требующих волевых усилий. Всё это способствует развитию деятельностных способностей.
Нами поощрялось стремление учащихся к самостоятельности. Большинство упражнений, которые мы предлагали на уроках русского языка, были основаны на взаимопроверке или на самопроверке. Вопросы беседы при изучении нового материала мы формулировали так, чтобы побуждать учащихся самостоятельно находить ответы. Наиболее целесообразными видами самостоятельных работ учащихся на уроках русского языка, на наш взгляд, можно считать следующие:
списывание с различными видами заданий;
подбор примеров на изучение правил;
работа со словами с непроверяемым написанием;
различные виды творческих работ;
работа над ошибками.
Объяснение нового материала нужно планировать так, чтобы в него входило как можно больше самостоятельных заданий и дети, наблюдая, сами делали сопоставления, чтобы они подводились к самостоятельным выводам, сознательно усваивали формулировки изучаемых правил и определений. С этой целью изучение нового материала можно практиковать на материале самостоятельной работы учащихся (как метода обучения), которую они выполняли дома или в классе. Например, приступая к изучению сложных слов, учитель даст самостоятельную работу такого характера: списать с доски следующие слова, выделив в них корни.
После каждого вида самостоятельной работы мы обязательно проверяли сделанное, обеспечивая тем самым эффективность урока.
Мы также предлагали задания:
- дать обоснованную оценку ответу товарища;
- различные творческие задания;
- публичные выступления по полученным результатам.
Это развивает внимание к тому, о чем говорится на уроке, формирует социальную смелость, заставляет быстро ориентироваться в материале и самостоятельно мыслить.
В ходе проведения формирующего этапа мы старались создавать ситуации по анализу познавательных и практических действий. В соответствии с третьим условием гипотезы мы предлагали задания эвристического характера.
Основными приёмами работы здесь можно назвать проблемные, частично-поисковые задания. Такие задания позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями; создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. Для поддержки познавательной активности можно предложить школьникам особые ролевые ситуации, связанные с взаимообучением; мы предлагали им попробовать оценить устные и письменные ответы одноклассников, то есть выступать в роли эксперта, консультанта, предварительно вооружив экспертов критериями по оцениванию ответов. На уроке у нас были хранители знаний - ученики, которые подводили итог занятию. Для активных учащихся мы заготавливали задания более сложного уровня. Например, они готовили письменные документы, рассказывающие об историческом событии, явлении в языке, о возникновении лингвистического закона.
Мы подбирали задания так, чтобы для одних учащихся обучение опиралось на эмоциональную основу, для других на интеллектуальную, а для третьих на волевую. Именно постоянные усилия эмоционального, интеллектуального, волевого характера формируют у младших школьников активную социальную позицию, что является одной из важнейших задач образования.
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Для учителя деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Важнейшей задачей становится воспитание ученика-исследователя. Достижение поставленных целей возможно при использовании деятельностного метода , который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Литература
Быстрова Е.А. Подходы и принципы обучения русскому языку //Обучение русскому языку. – М., 2012.
Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2009.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.

.

15