Статья Аттестация учителя как фактор повышения качества школьного образования


В.М.Чуносова, учитель начальных классов
МОБУ «СОШ №10 им. Д.Г.Новопашина», г.Якутск

Аттестация учителя, как фактор повышения качества школьного образования

Высокое качество образования невозможно без профессионального развития педагога. И здесь важным фактором повышения профессионализма педагогического работника выступает аттестация. Обязанность в прохождении аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, закреплена федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1].
Аттестация педагогов – это путь для непрерывного повышения профессионального и личностного роста - с одной стороны, и стимул развития системы школьного образования - с другой. Ведь не секрет, что любые достижения в области школьного образования обеспечиваются, прежде всего, систематической, целенаправленной работой педагогов для главных субъектов образовательной деятельности – обучающихся. Поэтому аттестация педагогов не должна быть самоцелью, прежде всего, она должна быть направлена на совершенствование системы школьного образования в интересах ребенка.   
В настоящее время в разных сферах деятельности широко применяются самые различные процедуры аттестации сотрудников, используются рейтинговые принципы учета персональных достижений. Всё это направлено на повышение качества деятельности, адекватной решаемым задачам. Аттестация является одним из важнейших инструментов развития, а не просто автономным актом оценки. В сфере образования применение аттестационных процедур к педагогическим работникам обозначилось достаточно давно, но в последние годы она стала складываться в новую систему оценки труда педагога, в контексте постоянных процессов модернизации образования.
Актуальность проблемы совершенствования системы государственной аттестации педагогических кадров обусловлено, с одной стороны, необходимостью повышения качества подготовки выпускников общеобразовательных школ в условиях глобализации и интеграции национальных экономик, с другой - потребностью обеспечения инновационных процессов в общеобразовательных организациях в условиях создания единого образовательного пространства [2].
Эффективность аттестации  возрастает при обеспечении объективного комплексного оценивания педагогической деятельности в межаттестационный период. Оценка и самооценка педагога в данном случае выступают не только индикатором уровня профессиональной компетентности, но и позволяют наметить пути дальнейшего самосовершенствования педагога.
Экспертиза педагогической деятельности проводится в соответствии с утвержденными критериями и учитывает качественное усвоение обучающимися образовательных программ, всестороннее развитие детей с результативностью участия в различных конкурсах, олимпиадах, творческих и спортивных соревнованиях, наличие системы воспитательной деятельности.
Также, особое внимание при аттестации учителя уделяется эффективности педагогической деятельности по реализации образовательного процесса, а именно, наличие системы использования методов, средств, организационных форм обучения, применение педагогических технологий, ИКТ-компетентности.
Одним из важных показателей учителя, претендующего на первую и высшую квалификационную категорию, является участие в инновационной и экспериментальной деятельности. Это рассматривается как вклад педагога в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.
Повышение качества образования невозможно без личностного профессионального роста педагога. Учитель с квалификационной категорией обязан транслировать среди педагогического сообщества опыт практических результатов своей профессиональной деятельности, активно участвовать в работе методических объединений. Только активность учителя, его желание продвигаться самому может дать ход всестороннему развитию школьников.
Аттестация педагога - процесс многоуровневый и требует не только от педагога определенных усилий в качественной презентации своего педагогического опыта. Важным условием в прохождении аттестации на квалификационную категорию является методическое сопровождение процесса аттестации на нескольких уровнях.
Первый уровень - сопровождение аттестации учителя в образовательной организации, где организационное обеспечение реализуется в педагогическом коллективе:
- изучение опыта работы претендентов на категории через трансляцию открытых занятий, творческих отчетов, презентации материалов из опыта работы;
- организация работы администрации, методических объединений в целях накопления и систематизации материалов о результатах и качестве работы аттестуемых и оказание им методической помощи через проведение групповых и индивидуальных консультаций по разъяснению нормативно-правовых основ аттестации и экспертизы, помощь в оформлении аттестационных документов.
Второй уровень - муниципальная поддержка педагогов в период аттестации. Роль муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, заключается:
- в обеспечении образовательных учреждений методическими разработками, рекомендациями, пособиями по вопросам аттестации, экспертизе;
- в разработке основных направлений, форм и методов организации методической работы и внешнего мониторинга с учетом требований квалификационных характеристик и результатов аттестации: создание собственного банка данных (нормативно-правовых документов, приказов, опыта работы педагогов, получивших первую и высшие категории, авторских программ, результатов опытно-экспериментальной работы и т.д).
Третий уровень – методическая помощь на региональном уровне в подготовке аттестационных документов учителя, подлежащих экспертизе. Для аттестующихся педагогических работников проводятся групповые и индивидуальные консультации по вопросам их прав, обязанностей, нормативным основам процесса аттестации, изучается и анализируется практика подготовки и проведения аттестации кадров в образовательных организациях.
Таким образом, всесторонняя методическая помощь при прохождении педагогом аттестации с целью установления квалификационной категории способствует росту числа квалифицированных педагогических кадров. Это, в свою очередь, приводит к повышению эффективности труда учителя и, как следствие, повышению качества школьного образования. Аттестацию педагогических кадров можно определить как механизм управления карьерой учителя, поскольку присвоение квалификационной категории является значимым формальным показателем позитивного развития профессионализма учителя, при этом в ходе аттестации происходит осознание им собственных целей и результатов деятельности.
Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Лисовская, Н.Б., Пискунова, Е.В., Трощинина Е.А., Аттестация педагогических работников как способ оценки профессиональной деятельности, Электронный Научный журнал «Современные проблемы науки и образования», 2015 г.










15