Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» п.г.т.Уренгой ПУРОВСКОГО района
629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Уренгой, 4 микрорайон дом 39 А. тел.(факс) 34934 9-31
Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся.
(Из выступления на кустовом методическом объединении учителей физической культуры)
Шарипова Лида Рифовна,
учитель физической культуры,
высшая квалификационная категория.
 Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности.
Одним из направлений образовательной инициативы « Наша новая школа» является совершенствование учительского корпуса. «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего».
Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы. А это во многом зависит от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей образования
А что такое «компетенция»? Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить несколько наиболее значимых.
-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.
- Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
- Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.
- Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
-Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
- Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности
- Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
- Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
-Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:
-  компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,
-   компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,
-   компетентность в целеполагании учебной деятельности,
-    компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,
-   компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),
-    компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,
-    компетентность в разработке программ деятельности и поведения,
-    компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
-    компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,
-    компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),
-   компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
Что должен уметь компетентный педагог?
-   Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
-   Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;-   видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
-   проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
-   чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
-   связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;
-   закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
-   планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
-    ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
-    в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
-    привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;
-     привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;
-     оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
-     оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
-     видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать, что:
-     нужно быть готовым к постоянным переменам;
-     строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
-     главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;
-     любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
-    по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;
-    передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
-    придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;
-     следовать мелочным правилам и инструкциям.
Таким образом,. компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).В новой школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.
Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:
-    как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий
– носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;
-   как повысить мотивацию обучающихся;
-   как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе;
-   как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.п.
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.
С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:
-  диагностирования, тестирование;
-  определение путей совершенствования профессиональной компетентности.
2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
-  Обучение на курсах повышения квалификации,  в том числе в дистанционном режиме и др.
-  Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.
-   Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
-  Участие в различных конкурсах.
-  Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
-   Обобщение и распространение опыта.
-   Аттестация.
-   Творческий отчет.
-   Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.
-   Самообразование.
-    Разработка системы стимулирования деятельности учителя.
3 этап. Анализ деятельности учителя.
-   Обобщение опыта.
-    Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов. Самоанализ деятельности.
В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства  помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.