Урок русского языка по теме Имя прилагательное. Закрепление


Разработка открытого урока по русскому языку во 2-м классе на тему "Имя прилагательное"
Кононова Тамара Ивановна, учитель начальных классов
Класс: 2
Тема урока: Имя прилагательное.
Форма урока: урок-игра.
Цель: Развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета; осознано употреблять их и ставить к ним вопросы. Обогатить словарный запас учащихся. Воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе, развитие чувства прекрасного.

Задачи:
Обучающая:
закрепить понятие об имени прилагательном
совершенствовать умения использовать имена прилагательные в своей речи;
Развивающая:
развивать познавательный интерес к изучению материала, используя активные формы обучения;
развивать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы;
развивать внимание, логическое мышление, способствовать развитию речевых навыков учащихся.
Воспитывающая:
воспитывать чувства взаимопомощи, развивать чувство прекрасного, аккуратность.
Результаты урока:
Личностные:
- ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес
Метапредметные:
-регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
- коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Предметные:
- Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.
Наглядные пособия, ТСО: фишки, , карточки, , компьютер, экран, проектор.
ХОД УРОКА
Организационный момент
– Сегодня у нас будет необычный урок-игра. Вас ожидают интересные игры- задания, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.
– Итак, начнём урок.
-- Ребята! Скажите! Какое время года сейчас? -- Как вы догадались?
( Птички поют, ручей журчит, солнышко светит.)
-- Пришла весна! Кругом светло, тепло. Всем нам весело и радостно стало!
( Слайд 1)
 Прежде, чем изучать новую тему я хочу вам сказать, что за свою работу на этом уроке вы будете получать сегодня необычные отметки - картинки с изображением солнца. И кто больше всех за урок наберет таких картинок, получит хорошую отметку.

2 Минутка чистописания
Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию.
Прочтите на доске слова. ( Слайд 2 ) --  Найдите среди данных слов "лишнее",
(Прекрасный, прелестный, прозрачный, пушистый, б..жит)
Почему слово «б..жит» лишнее? Т.к. все слова начинаются на букву П. . и отвечают на вопрос ( какой? ) , а слово бежит -- глагол.
Сегодня будем писать прописные буквы Пп, слоги-слияния с этой буквой и слова. Записанные на доске, вспоминая правильное соединение букв.
- А сейчас вспомним правила письма.Тетрадь правильно кладу,Ручку правильно держу, За посадкой слежу,С чистотою я дружу, На «отлично» напишу!
  - Запишите в тетради число, классная работа, чистописание.

3 Знакомство с именем прилагательным.
На доске слова в два столбика :
Мёд                          весёлыеТрава                        сладкийПоле                         зелёнаяДети                           большое
Прочитайте слова 1 группы. По какому признаку объединены слова в первом столбике? (Они отвечают на вопросы кто?, что? Это имена существительные)
– Прочитайте слова 2 группы. .– А что общего у слов во втором столбике? (Они отвечают на вопросы какой? Какая? …)
-- Как называют такие слова? ( Слайд 3 )вывод 1. – Молодцы, эти слова называются именами прилагательными. Они отвечают на вопросы какой?, какая?, какие?, какое? . ( Слайд 4 )
-- Какие можно составит словосочетания?
-- Запишите составленные словосочетания в тетрадь. ( Слайд 5 )– Прочитайте и определите, о ком идёт речь.   ( Слайд 6 )текст: У него уши, хвост, шерсть.
текст: У него длинные уши, короткий хвост. Летом шерсть серая, а зимой белая.
– Какие слова во втором тексте помогают догадаться, о ком говорится в тексте?
Спишите текст , подчеркните имена прилагательные волнистой чертой. ( Слайд 7 ) -- Для чего в нашей речи нужны имена прилагательные? Вывод 2 – Это Имена прилагательные «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину нарисованную предметами, т.е. именами существительными. Имена прилагательные украшают нашу речь! В предложениях прилагательные обозначаются волнистой чертой.
– Молодцы, правильно!   ( Слайд 8 ) - Какие признаки могут обозначать имена прилагательные? ( Слайд 9)
Приведите примеры:
• по размеру: узкий, широкий
• форме: Круглый, овальный
• запах: душистый, нежный
• вкус: сладкий, горький
• цвет: синий, белая
• внутренние качества человека и животных: храбрый, хитрый
• внешние качества человека: красивая, симпатичная.
Вывод 3– Форма, цвет, размер, вкус – это признаки. Значит, что обозначают имена прилагательные? (Признаки предмета). Имена прилагательные обозначают признак предмета и служат для описания и уточнения имён существительных. ( Слайд 10 )
4.Физминутка ( Слайд 11 )
5.Закрепление. Самостоятельная работа. ( Слайд 12 ) Работа в парам
Задание на карточках I ВАРИАНТ. 1. Имя прилагательное – это _______________, которая обозначает _______________ и отвечает на вопросы _______________. 2. Укажи группу слов, которая является именами прилагательными. а) дождь, школьный, молоко; б) молочный, дождливая, школьное; в) школа, дождь, молочный. 3. Прилагательные изменяются _______________________________________________ 4. Допишите подходящие по смыслу имена существительные, поставьте вопрос к этому существительному стройная __________________ душистые _________________ голубое ___________________ сосновый _________________ Проверка устно
– Молодцы! (раздаёт фишки-монетки)
Игра «Кто это? Что это?» ( Слайд 12 )– Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова. Побеждает тот, кто соблюдает дисциплину (больше наберёт фишек).
– Добрая, любимая, родная – …Интересная, библиотечная, любимая – …Хитрая, рыжая, пушистая – …Вкусный, шоколадный, свежий – …
Круглый, деревянный, обеденный – …
6 Рефлексия
- Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведём итог:
Подумайте и выскажите свои мысли, начиная словами:
Сегодня на уроке мы работали …
Я доволен …
Мне понравился….
Я узнал….
Мне было трудно…
7. Итог урока
На ваших партах фишки, чтобы оценить свою работу, сосчитайте их и оцените свои знания. Какую отметку вы заслужили?
-- Всем спасибо за работу на уроке. МОЛОДЦЫ!
8. Домашнее задание ( Слайд 14 )
Приложение:
1. Имя прилагательное – это _______________, которая обозначает ___________________________________________________________ и отвечает на вопросы _______________________________________. 2. Укажи группу слов, которая является именами прилагательными. а) дождь, школьный, молоко; б) молочный, дождливая, школьное; в) школа, дождь, молочный. 3. Допишите подходящие по смыслу имена существительные, поставьте вопрос к этому существительному стройная __________________ душистые _________________ голубое ___________________ сосновый _________________ 1. Имя прилагательное – это _______________, которая обозначает ___________________________________________________________ и отвечает на вопросы _______________________________________. 2. Укажи группу слов, которая является именами прилагательными. а) дождь, школьный, молоко; б) молочный, дождливая, школьное; в) школа, дождь, молочный. 3. Допишите подходящие по смыслу имена существительные, поставьте вопрос к этому существительному стройная __________________ душистые _________________ голубое ___________________ сосновый _________________ 
1. Имя прилагательное – это _______________, которая обозначает ___________________________________________________________ и отвечает на вопросы _______________________________________. 2. Укажи группу слов, которая является именами прилагательными. а) дождь, школьный, молоко; б) молочный, дождливая, школьное; в) школа, дождь, молочный. 3. Допишите подходящие по смыслу имена существительные, поставьте вопрос к этому существительному стройная __________________ душистые _________________ голубое ___________________ сосновый _________________