Конспект урока окружающего мира по теме Весна: пробуждение природы

Весна: пробуждение природы.
Цели: - развитие у младших школьников стремления к познанию окружающего мира - развитие образного мышления, любознательности учащихся и бережного отношения к природе.
Задачи:
учить детей наблюдать и выделять характерные признаки весны;
определять последовательность событий в природе и их связи;
показать детям смену состояний природы, времен года;
Оборудование
- презентация “Весна – пробуждение природы”
- диск КМ «Окружающий мир»
- разрезные карточки
- набор картинок для коллективной работы
- учебник Вахрушева и тетрадь к нему
Проблемный вопрос: Как мы узнаем, что на смену зиме пришла весна?
Содержание
Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. Приветствие, улыбнулись, подарили свои улыбки гостям. В помощь на урок возьмите с собой внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
Дети сидят командами. У каждой команды картинки природы четырех времен года. Эти же картинки на слайде презентации ИД .
- Посмотрите на картинки у вас на столах, расположите их по порядку , как они идут в календаре.
- Какое время года скоро наступит по календарю? Найдите у себя на парте соответствующие картинки, подойдите (1 человек от команды).
Дети «захватывают» картинку и при помощи учителя экспортируют в программу Notebook
- Рассмотрите картинки, выбранные вами, О чем будем говорить на уроке?
- Какого числа, по календарю начинается весна?
А в природе не всегда этот день совпадает с фактическим ходом весенних изменений. Она наступает по - разному, иногда позже, иногда раньше. Весна сменяет зиму незаметно, постепенно. – Что происходит с природой весной?
Определяется тема урока “Весна – пробуждение природы”.
Какие весенние месяцы вы знаете? Прослушайте загадки о весенних месяцах, скажите о каком месяце идёт речь.
Какие признаки этого месяца вы услышали?
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мокнет, тает,
Грач горластый прилетает. (Март)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд,
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц – это (Май).
Откройте учебник на стр. 38. Давайте рассмотрим картину Алексея Саврасова.
Картина на сладе презентации. Какое время года изобразил художник? Весна, март
Кто знает, как называется эта картина?
Назовите характерные признаки весны на этой картине.
Дети находят признаки весны и отмечают их маркерами.
На ней хорошо видны первые проталины. И грачи, которые начинают ремонтировать свои гнезда .


Работа по группам
Придумайте рассказы по рисункам.
Как вы думаете, почему тает снег и начинается ледоход на реке?

– лёд на водоёмах темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и постоянно тают. В это время очень опасно ходить по льду, так как он может подломиться, очень опасно играть во время ледохода на льду.

У деревьев с наступлением весны начинается сокодвижение, набухание почек
Первичное закрепление знаний.
Обобщаем сказанное и отвечаем на проблемный вопрос:
- Как мы узнаем, что наступила весна?
Составление схемы: солнце – потепление – признаки весны
Варианты: у детей на столах. В группе определяют последовательность событий
таяние снега
появление проталин
таяние льда
ледоход на реке
прилет птиц из теплых краев
набухание почек
цветение растений – первоцветов
становится теплее
увеличивается продолжительность дня.


Ответы детей проверяются по ИД. Дети в программе Notebook перемещают ответы в правильном порядке.

Вывод:
Узнаем весну по приходу тепла и увеличению продолжительности дня. Тает снег и лед, прилетают птицы, распускаются листья, появляются первые цветы.


Показ слайдов “Первоцветы”.
Почему их назвали первоцветами?
-

Многие собирают огромные букеты весенних цветов. Хорошо ли это? (Ответы детей)
- Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в “Красную книгу”. “Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней?

Ведь недаром говориться: “Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”
. Чтение стихотворений детьми. Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я и ты, Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны И не будет красоты.
Дерево, цветок, трава и птицы Не всегда умеют защититься Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни!
Я должен над цветами наклониться. Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать.
Запомните правило: “Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.”
Работа с программой КМ найди «лишние» цветы. Покажи цветы, которые не растут в весеннем лесу

Учитель спрашивает детей о том, как животные встречают весну.
- птицы

- звери и насекомые по диску КМ

Проверка знаний.
Работа по тетради.
- Определи, что встречается весной, а что не встречается
Проверка по ИД.

Работа с диском «Что лишнее на картинке»

- Исправить ошибки в тексте, (задание №4).
Проверка по ИД


Разноуровневое домашнее задание (по выбору):
Раскрасить картину так, чтобы зима на ней превратилась в весну, отмечая все признаки весны
Выучить стихотворение о весне.
Узнать народные приметы и оформить их в дневнике наблюдений.
Ученики выбирают самостоятельно.
Рефлексия.
Учитель спрашивает детей:
- Какие чувства вызывает у вас приход весны?
- Кому сегодня солнышко улыбается и дарит свои лучи?











13PAGE 15


13PAGE 14115



На 1-м рисунке зима.

На 2-м весна.

Месяц май

Работа по учебнику



С нами зимует синица




15