Урок русского языка. Имя прилагательное, закрепление.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
муниципального образования,
городской округ Симферополь
Республики Крым
Конкурс «Педагогический дебют»
Конспект урока по русскому языку на тему:
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
2 – Г класс
Подготовила:
Учитель начальных классов
Хахина Ольга Петровна
Симферополь, 2015 г.
Русский язык
Тема: Обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное»
Тип урока: урок обобщения
Цели: способствовать обобщению знаний об имени прилагательном; создать условия для закрепления умения задавать вопросы к имени прилагательному; определять признаки: связь с именем существительным; число (единственное и множественное); роль в предложении и русском языке.
Планируемые результаты (предметные): овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Универсальные учебные действия (метапредметные): принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности; учувствовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать своё собственное.
Личностные: проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Оборудование: презентация, карточки для выполнения заданий, толковый словарь С. И. Ожегова.
Ход урока:
Организационный момент. Положительный настрой.
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучикзаглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил,аккуратности, уверенности в знаниях.
- Настал новый день! Сегодня мы с вами снова вместе, мы спокойны, добры, приветливы, а главное здоровы. Вдохните глубоко, почувствуйте свежесть этого дня и теплоту солнечных лучей. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
- У вас на партах лежит смайлик, выберите тот который подходит к вашему настроению. У вас хорошее настроение, у меня тоже. Надеюсь оно будет сопровождать нас весь урока до конца.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня начать наш урок я бы хотела начать с таких слов.
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник,
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык!
- О каком языке идет речь?
- О русском.
- Эти слова я прочитала в очень интересном журнале.
- Кто любит из вас читать журналы? Какие журналы читаете вы?
- Сегодня мы отправимся на экскурсию в издательство журнала «Мурзилка» и попробуем себя в качестве авторов, напишем статью для этого журнала.
- Во время нашей экскурсии вы сами будете себя оценивать с помощью листа самооценки. После выполнения каждого задания вы будете оценивать себя самостоятельно: «+» если справились, «-» - если не справились.
- А знаете ли вы кто такой автор? (Ответы детей)
Автор – создатель какого-нибудь произведения. Толковый словарь С.И. Ожегов
- Авторы – писатели должны писать каллиграфически. Что значит писать каллиграфически? Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία – «красивый почерк»).
- При помощи чего, мы можем выработать красивый почерк? (При помощи минутки чистописания)
- Минутка чистописания. Подготовим руку к письму. Игра-упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот. Игра-упражнение «Согреем пальчики». Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку, и наоборот.
- Ребята, что помогает людям общаться друг с другом и понимать друг друга? (Речь.)
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений, из слов.)
- Из чего состоят слова? (Из звуков.)
- Посмотрите на экран, произнесем звуки.
[п], [т], [р], [к], [ф], [с], [ш].
- Какой звук лишний? Почему? ([р], так как все звуки глухие и парные по глухости-звонкости, а этот звук звонкий и непарный.)
Выходят два звука [р] и [р’] рассказывает про себя: [р] я согласный, звонкий, твёрдый. Имею пару по твёрдости-мягкости - этот звук [р’] (выходит этот звук)– я согласный, звонкий, мягкий. На письме я обозначаюсь буквой Рр [эр].)
- Сегодня эта буква будет гостьей на нашем уроке.
Алгоритм написания букв Р р:
заглавная буква Р (начинаю писать сверху вниз наклонную линию, не доведя до нижней рабочей строки, закругляю влево, увожу до середины строки, верхний элемент пишется слева направо «полуовал»);
«р» состоит из двух элементов. Начинаем писать от верхней строчной линии наклонную линию, которая ведется к середине межстрочной линии. Второй элемент: закругляется под верхней строчной линией и переходит в прямую наклонную линию, которая возле нижней строчной линии снова закругляется вправо.
2 строчка. Письмо слов.
- Прочитайте слова. Их мы запишем на второй строке.
русский Русь Россия (при написании проговариваются орфограммы)Задание 1. Оценивание – напоминание уч-ся- А какое слово здесь лишнее? Почему? (лишне слово русский – последние два слова это имена существительные, а слово русский прилагательное, также эти слова пишутся с большой буквы, потому что это имена собственные)
- Как вы думаете о чем будет наша статья? (наша статья будет об имени прилагательном)
- Ребята, а что нам нужно, чтоб написать хорошую статью? (нам нужно повторить все, что мы знаем об имени прилагательном)
- Правильно, так скажите какова тема нашего урока? (Тема нашего урока «Обобщение знаний по теме имя прилагательное»).
- Какую цель мы ставим перед собой? (повторить все, что мы знаем об имени прилагательном)
- Какие перед нами стоят задачи? (усовершенствовать знания об имени прилагательном; развивать орфографическую зоркость, речевую культуру, интерес к языку; воспитывать нравственные качества личности и любовь к природе. )
Обобщение и систематизация знаний.
- Ну вот цели и задачи мы определили, теперь вернемся к нашему заданию. Чтоб немного облегчить нашу работу, редакция журнала, предлагает нам план для написания статьи.
«Занимательное имя прилагательное!»
1.Прилагательное – это…?
2.Что оно обозначает?
3.На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
4.С какой частью речи оно согласуется?
5.Как изменяется?
6. Каким членом предложения является?
7. Для чего служит в речи?
- Я думаю, вы согласны с редакцией, что наша статья будет называться «Занимательное имя прилагательное» ? (вывешиваю надпись на плакат)
- Итак, мы с вами отправляемся на экскурсию в редакцию журнала «Мурзилка». (вывешиваю на доску плакат с планом здания)
- Ребята посмотрите, а дверь-то внутрь заперта. Чтобы открыть её, нужно выполнить задание. Готовы?
- Нам с вами нужно разгадать анаграмму. А кто-нибудь из вас знает, что такое анаграмма?
- Тогда давайте обратимся к словарю.
Анагра́мма (от греч. ανα- — «за» и γράμμα — «письмо»)  — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. 
- Это значит, что нам с вами нужно переставить буквы таким образом, чтоб получилось два слова. Внимание на экран.
АСТЬ ЧЕРИ (часть речи)
- Ребята, а с какими частями речи мы уже знакомы? (имя существительное, глагол, имя прилагательное.)
- Правильно. Можем ли мы ответить на первый вопрос нашего плана? Прочитайте вопрос. (имя прилагательное это часть речи)
- Молодцы. (вывешиваю ответ на плакат)
- Дети, посмотрите, а что у нас впереди? (уч-ся читают с плаката, что впереди живой уголок)
- А хотите узнать, кто живет в живом уголке этой редакции? (Да)
- Я буду называть имена прилагательные, вы должны догадаться о ком пойдет речь и назвать это слово.
Бурый, мохнатый, косолапый……. Медведь
Рыжая, хитрая, осторожная…………Лиса
Маленький, юркий, колючий………… Ёж
Злой, голодный, серый……………Волк
Зимой белый, летом серый……….Заяц
- А как можно назвать их одним словом? (Животные)
- Правильно. А какие часть речи помогла нам узнать животных? (ответы детей)
- При помощи чего? (эти прилагательные называли признаки этих животных, то есть описывали их).
- Умнички, вы наверно и сами не заметили, а ведь вы только что ответили на второй вопрос плана. Так что же обозначает имя прилагательное? (имя прилагательное обозначает признак предмета: ответ вывешивается на плакат) Задание 2. Оценивание – напоминание уч-ся- Ребята, животные приглашают нас отдохнуть.
Физкультминутка
- Отлично, отдохнули, а теперь двигаемся дальше? Перед нами кабинет главного редактора, он очень любит животных. У него есть замечательный друг. Назовите его. (на слайде грустный попугай Кеша ) (дети это попугай)
- Ребята, а наш гость (звук [р] ) не знает, кто такой попугай, расскажем ему?
Выступает один ребенок.
Попугаи семейство птиц отряда  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5" \o "Попугаеобразные" попугаеобразных. Включает около 330 видов. Они имеют: крючковатый нос, когтистые лапы, окрашены попугаи необыкновенно ярко: все цвета радуги сияют на перьях! Умные, степенные птицы. Живут долго – до 120 лет. Родина их – жаркие страны, а пища – фрукты, ягоды, орехи, семена, пыльца и нектар цветов.
Некоторые из этих птиц, если их учить, начинают разговаривать.
- Ну, что звук [р], тебе понятно?
- Ребята вы знаете, этого попугая зовут Кеша, я думаю вы заметили, что он грустный? Это все из-за того, что у него возникли трудности с выполнением задания, которое поручил ему редактор. Поможем ему?
Задание на карточках. Работа в парах.
- Вам необходимо правильно соединить, с помощью стрелок, подходящие по смыслу слова с именем прилагательным

Проверка по слайдам на экране.
- Что помогло вам правильно соединить слова? (Мы ставили от имени существительного вопросы к имени прилагательному).
- А какие именно вопросы вы ставили? Отвечают по одному ученику. (Какая? Какой? Какое? Какие? )
- Итак, мы с вами ответили на 3 вопрос.
- Так на какие же вопросы отвечает имя прилагательное? (Ответ вывешивается на плакат)
- Отлично! Ребята, скажите мне, а с какой частью речи мы согласовали имена прилагательные в упражнении Кеши? (с именами существительными) (ответ вывешивается на плакат) Задание 3. Дети оценивают друг друга
- Дети посмотрите, перед нами открылась дверь следующего отдела, как он называется? (Это литературный отдел)
- Сюда авторы присылают свои произведения, чтоб их напечатали. А ученики нашего класса подготовили для этого отдела небольшую сценку.
Сценка «скромные просители»
 - Эта сценка расскажет нам почему же имена прилагательные связаны именно с именами существительными?
     Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у имен прилагательных собственного числа. И решили они попросить его у имен существительных.
– Дорогие имена существительные! Мы мечтаем, чтоб вы стали нашими самыми близкими друзьями и одолжили нам свои формы числа.
Имена существительные посовещались немного и решили принять предложение имен прилагательных.
- Мы будем очень рады иметь новых друзей! И с удовольствием одолжим вам свои формы числа.
Так и живут до сих пор имена Прилагательные. Чтобы согласовываться с именами Существительными, берут у них напрокат формы числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
- Спасибо, ребята. Так, что одолжили имена прилагательные у имен существительных? (числа)
    - Ребята вы засиделись, мы с вами сейчас немного поиграем. Я буду называть имена прилагательные в единственном числе, а вы мне во множественном:
Теплая
Яркая
Внимательная
Большая
Пушистая,
а теперь наоборот, я вам множественное число, а вы мне единственное
Новые
Старые
Белые
Звонкие
Ласковые
- Дети, а что мы делали с именами прилагательными играя в эту игру? (Мы изменяли их по числам)
- Совершенно верно, и мы с вами дали ответ на 5 вопрос нашего плана. Как изменяются имена прилагательные? (по числам, ответ на плакат) Задание 4. Оценивание – напоминание уч-ся- Ребята, Кеша предлагает нам заглянуть в отдел журналистики. Редактор поручил ему задание: помочь журналистам разобрать два предложения.
- Предлагаю поработать вам в «4». Перед вами на карточках предложение, необходимо выполнить синтаксический разбор предложения, т. е. выделить в нем главные члены и второстепенные.
Расцвели красные розы.
(Объясняют по одному человеку от «4»)
- Так каким членом предложения является имя прилагательное? (Имя прилагательное это второстепенный член предложения).
- Молодцы, вот и дали мы с вами ответ на 6 вопрос нашего плана (Ответ вывешивается на плакат) Задание 5. Оценивание – напоминание уч-ся
- Наша экскурсия подходит к концу, перед нами последний отдел – «отдел печати»
Физкультминутка для глаз.
Отдел печати
- В этом отделе печатают статьи журнала, и как мне подсказывает наш друг Кеша, у работников возник вопрос: им пришло два текста и они не знают какой из них напечатать?
- Эти тексты перед вами, прочитайте их:
Наступила  весна.                       Наступила ранняя весна.
Тает снег.                                    Тает последний снег.
Журчат ручьи.                             Журчат звонкие ручьи.
Светит солнце.                            Светит ласковое солнце.
Летят птицы.                               Летят перелётные птицы.
- О чем первый  текст? (О весне.)
- А второй  текст о чём? (О весне.)
- Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?( Наличие прилагательных.)
- А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте? (Они сделали текст более выразительным.)
- Так какую же роль играют имена прилагательные в русском языке?
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была выразительной, яркой.
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Подведение итогов:
- Итак, посмотрим, что у нас получилось? Читаем что вышло на плакате:
Имя прилагательное.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Имя прилагательное согласуется с именем существительным, изменяется по числам и является второстепенным членом предложения.
Имена прилагательные делают речь более красивой, яркой, интересной,
- Как вы думаете, мы справились с поставленными целями в начале урока?
Рефлексия:

- А теперь посмотрим на ваши листы самооценки, подсчитайте сколько + вы собрали в сумме? (Выставление оценки, сопоставление самооценок детей и мнения учителя)
Оценивание
Д/З творческое написать свою статью об имени прилагательном
- На этой прекрасной ноте мы заканчиваем наш урок. Поднимите смайлик с тем настроением, которое у вас сейчас.
- Спасибо вам ребята, за такую прекрасную компанию для прогулки.