Программа самообразования Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Тайшета



ПРОГРАММА
САМООБРАЗОВАНИЯ
Грамзиной Светланы Александровны, учителя русского языка и литературы









2013-2017 год
Образование среднее специальное
Тулунское педагогическое училище,1987 г.
Квалификационная категория – первая, 04 декабря 2012 год
Курсы повышения квалификации:
-«Преподавание русского языка и литературы в свете современных требований к обучению и воспитанию школьников», Иркутский ИПКРО, 2009г., 72 часа
«Структура и программное обеспечение компьютера», «Центр информатики вычислительной техники» г. Тайшет , октябрь 2012 г.
Методическая проблема: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования
Цели:
- внедрение инноваций, исследовательской и опытно- экспериментальной деятельности,
- использование ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности,
- развитие учебно- познавательной компетенции учащихся,
- формирование способности учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности,
- повышение теоретического, научно- методического мастерства и компетентности учителя.
Задачи:
Изучение современной литературы по теме самообразования.
Внедрение инновационных технологий, повышая научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания предмета.
Изучение психологических и возрастных особенностей школьников.
Проведение целенаправленной работы с одаренными детьми.
Применение разнообразных форм работы в урочное и внеурочное время.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Ожидаемые результаты:
- разработка адаптационных программ по предмету,
- обобщение опыта через участие в работе ШМО, РМО, конкурсах педагогического мастерства, НПК, мастер-классах, проектах,
- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета.

Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специальная методическая, научно- популярная литература, Интернет, медиа-информация, вебинары, методические семинары, консультации, мастер-классы, конференции, курсы повышения квалификации, мероприятия по обмену опытом

Формы самообразования:
- индивидуальная (через индивидуальный план)
- групповая (через участие в деятельности методического объединения, организации работы творческих групп, через участие в жизни школы, публикации своих материалов)
Направления самообразования:

Основные направления
Действия и мероприятия
Сроки
реализации

Профессиональное
1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3. Повышать квалификацию на курсах для учителей
4. Изучать инновационные методы работы учителей
5. Составление рабочей программы в соответствии с ФГОС ООО
2013-2017
 
 
 
 регулярно
 

Психолого-педагогические
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
 
регулярно

Методические
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по предмету
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения
3. Принимать активное участие в работе районного, школьного МО учителей
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей через посещение методических семинаров, через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу мультимедийных презентаций
9. Составление собственных адаптационных программ факультативного (элективного) курса по предмету
10. Выступать с докладами по теме самообразования на ШМО, РМО, научно-практических конференциях, мастер-классах
11. Размещать материал по обобщению опыта работы в сетях Интернет
12. Использование средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений по внедрению инновационных образовательных технологий:
- блочно-модульная система обучения
- проверка и углубление знаний, умений и навыков учащихся
- развитие познавательных интересов учащихся путем проведения нестандартных уроков и организацию внеурочной деятельности
13. Организация работы со способными и слабоуспевающими учащимися
14. Подготовка учащихся к участию в олимпиаде
 регулярно
 
регулярно
 
 регулярно
 
 ежегодно
 
 
регулярно
 
 регулярно
 регулярно
 
 2013-2014
 
2013 -2014
 
 ежегодно


ежегодно

ежегодно









Регулярно

ежегодно

Информационно-технологические технологии
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по предмету, педагогике, психологии
3. Знакомство с разработками уроков с использованием ИКТ на учительских сайтах в интернет
5. Организация работы с использованием интерактивной доски
6. Использование звукового тестирования учебно-лабораторного оборудования при проведении тестов в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ.
7. Освоение компьютерных программ
8. Создать электронную почту
9. Создать персональный сайт для регулярного размещения своих наработок
регулярно
 регулярно
 
регулярно
 
 2013-2017

2013-2017


Регулярно
2013 г
2013-2014

Охрана здоровья
1.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.
регулярно
 
 регулярно


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность

Диагностический
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта
2013-2014
Школьные и районные МО
Изучение литературы


Прогностический
1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов.
2013-2014
1.Выступление на заседании школьного МО учителей.

Практический
1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы.
2012-2015
1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:
«Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках русского языка и литературы».
2.Открытые уроки на муниципальном уровне.
3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 

Обобщающий
1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы.
2014-2015
1.Выступление на заседании районного МО учителей
2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3.Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках русского языка и литературы».
4.Консультативная помощь учителям и учащимся. 

Внедренческий
Распространение опыта работы.
2014-2015
1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»
2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте
3. Участие в конкурсах

 
Реализовать целенаправленную встречу ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся, мне позволяет технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) – являющаяся дидактическим ресурсом личностно ориентированного обучения.
Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД» необходимо и достаточно
- диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;
- создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;
- выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Дифференциация обучения - обучение на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1.   Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
2.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
3. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящиеся к стратегии модернизации образования. .
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы разработки учащимися примерных тем проектов, исследовательских работ
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
Творческое сотрудничество с учителями – предметниками.
4. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
Участие в заседаниях ШМО образовательной области «Филология», педагогических советах.
Практические выходы (доклады, рефераты) – на РМО учителей русского языка и литературы, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета до 65%
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой самообразования на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
Обобщить опыт по исследуемой теме.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15