Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования второго поколения

«Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования второго поколения»

Здоровый образ жизни занимает пока не первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Поэтому важность решения этой проблемы как никогда актуальна при переходе на Стандарты второго поколения. Если учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тогда можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Уже в первый класс часть детей приходит с отклонениями в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается, а число близоруких детей, с нервно – психическими расстройствами, нарушениями осанки увеличивается.
Приоритетным направлением в деятельности учителя начальной школы должна стать системная работа с учащимися на первой ступени обучения. Создание здоровьесберегающей среды в классе; использование в учебном и воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий - наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности, для самореализации ребёнка в дальнейшей жизни.
Применение здоровьесберегающих технологий в моей практике выражается через привитие навыков здорового образа жизни.
Формы работы:
- утренняя гимнастика, пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;
- простейшие навыки оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- правила личной гигиены;
- физкультминутки и подвижные перемены;
- проветривание и влажные уборки кабинетов;
- чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
- массовые оздоровительные мероприятия (спортивно – оздоровительные праздники, тематические часы здоровья, выход на природу, экскурсии);
- работа с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно – теоретических и практических занятий в родительском лектории);
- нестандартные уроки (уроки – игры, уроки – соревнования, театрализованные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки – конкурсы, уроки – обобщения, уроки – концерты, уроки – экскурсии, уроки творчества, уроки взаимообучения учащихся).
Необычность уроков активизирует учащихся к познанию, воспитывает любовь к окружающему, благотворно воздействует на состояние физического и психического здоровья школьника.
Урок в рамках здоровьесберегающих технологий провожу при выполнении обязательных условий:
- плотность урока не более 80 %;
- 4 – 7 видов учебной деятельности,
- средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 мин.,
- наличие 2 – 3 эмоциональных разрядок,
- чередование позы детей,
- присутствие физкультминуток и динамических пауз,
- использование учебно – познавательной игры,
- создание ситуации успеха как «сильным», так и «слабым» обучающимся,
- необычность подачи учебного материала,
- система учебных требований,
- формирование ответственного отношения к учению,
- рефлексия поведения обучающихся класса,
- создание ситуации взаимопомощи,
- взаимопроверка.
Использую различные методы мотивации и стимулирования учебной деятельности: эмоциональные, познавательные, разумная организация учебного процесса, волевые, социальные.
Эмоциональные:
- поощрение,
- учебно – познавательная игра,
- создание ярких наглядно – образных представлений,
- стимулирующее оценивание,
- свободный выбор задания,
- постановка системы перспектив,
- удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные:
- опора на жизненный опыт,
- познавательный интерес,
- занимательность содержания,
- новизна учебного материала,
- необычность подачи учебного материала,
- выполнение творческих заданий,
- создание проблемной ситуации,
- побуждение к поиску альтернативных решений.
Разумная организация учебного процесса:
- постановка цели урока совместно с детьми,
- чёткое структурирование учебного материала,
- логическое изложение учебного материала,
- своевременное чередование более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых,
- доброжелательное отношение к учащимся,
- создание благоприятного психологического климата в классе.
Волевые:
- предъявление учебных требований,
- информирование об обязательных результатах,
- формирование ответственного отношения к учению,
- познавательные затруднения,
- самооценка деятельности и коррекция,
- рефлексия поведения,
- прогнозирование будущей деятельности.
Социальные:
- развитие желания быть полезным Отечеству,
- побуждение подражать сильной личности,
- создание ситуации взаимопомощи,
- поиск контактов и сотрудничества,
- заинтересованность в результатах коллективной работы,
- взаимопроверка,
- рецензирование.
В связи с разными способностями обучающихся в моём классе имеется необходимость в дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Обучаясь по единой программе и одному учебнику, школьники усваивают материал по – разному: практически – действенно, словесно – логически, наглядно – образно. Но ущемлёнными в классе никто не должен чувствовать. Поэтому учу детей самоконтролю и самооценке, способной поддержать уверенность в себе. А если оценку ставит учитель, то необязательно всегда озвучивать её, во избежание отрицательных эмоций, неправильной реакции класса. Предпочитаю качественное оценивание, которое состоит из словесного комментария и рекомендаций.
Целью образования в современной школе является создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности, для самореализации ребёнка в дальнейшей жизни. Способом достижения этой цели является деятельностный подход к обучению – ученик – активный участник процесса обучения, а учитель – организатор учебной деятельности.
Л. В. Выготский говорил: «Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причём, чем активнее деятельность. Тем быстрее развитие» Я полностью поддерживаю эту линию. Такой подход к обучению и является одной из основ здоровьесберегающих технологий.
В настоящее время можно уверенно утверждать. Что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит. Что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
15