Рефлексия как этап современного урока в рамках реализации ФГОС


 
Институт развития образования
Республики Башкортостан
Проектная работа
«Рефлексия как этап современного урока
в рамках реализации ФГОС»
Выполнил: учитель начальных классов
МБОУ СОШ №12 г. Октябрьский
Мирибян И. Н.
г. Октябрьский
2014 г.Содержание
Введение
1. Понятие «рефлексия»
2. Классификация рефлексии
3.Приемы организации рефлексии на уроке
Приложение 1
Приложение 2
Заключение
Список литературы
Введение
6 октября 2009 года в силу вступил новый образовательный стандарт, в котором, помимо всего прочего, содержатся требования к рефлексивным умениям учащихся. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое внимание уделяется следующим моментам: «…на ступени начального общего образования осуществляется… формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,… излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; … определение общей цели и путей ее достижения… осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих…»
Но учителю необходимо формировать рефлексивные умения своих учеников не только, потому что этого требует стандарт. Эти умения крайне важны для каждого человека, для благополучия российского общества. Учитель берёт на себя огромную ответственность формировать наше будущее общество, другими словами он обеспечивает стабильность и благополучие жизни других людей и самого себя. Чтобы быть успешным в современном мире, ребёнок, кроме определённых умений, знаний и навыков, должен овладеть ещё и умением планировать, контролировать, анализировать собственную деятельность, ставить перед собой новые учебные задачи и находись способы их решения. От учителя требуется создать развивающую среду, в которой ребёнок становится субъектом, заинтересованным в само изменении и способным к нему. Для создания такой среды на уроке необходим этап, называемый рефлексией.
1. Понятие «рефлексия»
Прежде всего, необходимо дать определение понятию «рефлексия». Существуют несколько определений этого понятия.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)
Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов).
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Обобщая определения, приходим к следующему выводу: рефлексия является самопознанием, самонаблюдением за собственными психическими состояниями и действиями. Она обращает человека на самого себя, помогает ему увидеть достоинства и недостатки собственной деятельности, определить цели и задачи для дальнейшей работы и делать выводы по уже проделанной. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
2.Классификация рефлексии
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.(Приложение 1)
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Классификация рефлексии:. 1. По содержанию: • Устная рефлексия • Письменная рефлексия. 2. По цели: • Рефлексия эмоционального состояния • Рефлексия деятельности • Рефлексия содержания. 3. По функции: • личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная) • интеллектуальная рефлексия . 4. По типу урока: • После усвоения зун • Промежуточная рефлексия • Контрольная рефлексия • Итоговая рефлексия. 5.По способам проведения: • Анкета • Вопрос • Символ • Таблица • Ситуация • Рисунок. 5. По форме деятельности: • Фронтальная (выборочная) • Индивидуальная • Групповая • Коллективная
3.Приемы организации рефлексии на уроке
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1. «Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2. Использование различных изображений:
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

3.«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

4. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

5. Эмоционально-художественное оформление.
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Рефлексия деятельности
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.
Варианты:
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…" и т.п.
2.Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / усталстало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
3.Рефлексия "Благодарю…".
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
4.Рефлексия "Плюс – минус – интересно".
Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
П (плюс) М (минус) И (интересно)
5.Рефлексия "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
6. Оценочная лесенка
Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий.

7. На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
8left0. «Мишень»
9. “ Пятерочка “
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
10. «10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0________10
„Мы“ 0________10
„Дело“ 0________10
11. «Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял
Рефлексия содержания учебного предмета
1. «Поезд».
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика.

«Волшебный мешочек»

Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»
3. «Поляна»
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

4. «Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Заключение
Таким образом, рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом важно, чтобы в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм оказывается неэффективным. Проведение рефлексии позволяет ученику осознавать свою индивидуальность и уникальность.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.  Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. 
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе: статья/ Г.В. Ахметжанова, Т.Г. Воробьёва. Т.: Вектор науки ТГУ. № 1(23), 2013.
3. Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник/ В.П. Дудьев. М.: Владос, 2008.
5. Сиразетдинова Л.З. Эффективные приемы рефлексивной деятельности младших школьников: Методические рекомендации для учителей/ Л.З. Сиразетдинова. М.: Вече, 2013.
Приложение 1.
Использование приемов рефлексии на уроке
Математика 1 класс УМК «Планета знаний»
Тема урока: Ура! Путешествие…
Тип урока: овладение новыми знаниями.
Цель: Формировать представление о понятии километр.
Задачи: Образовательные:
формировать представление о километре в соответствии со смыслом задания;
способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
готовить к усвоению решения текстовых задач
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: километр
Межпредметные связи: математика, окружающий мир, чтение.
Ресурсы:
Основные: Башмаков М.И., Нефедова М.Г., Математика. Учебник для 1 класса, часть 1, стр. 106-107.,Рабочая тетрадь № 1 стр.56
Дополнительные: презентация «Устный счет», набор цифр для каждого ученика, магнитная доска, рисунок поезда с вагончиками, картинки животных, смайлики , солнышко, тучка для рефлексии.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Этап урока Действия учителя Действия
учеников Планируемые результаты
УУД
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-уточнить тип урока. - Дети, нам тепло? (Да)
-В классе нашем светло? (Да)
- Прозвенел уже звонок? (Да)
- Уж закончился урок? (Нет)
- Только начался урок? (Да)
- Мы хотим учиться? (Да)
- Значит можно вам садиться!
Ответы детей( Да!)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
2. Актуализация опорных знаний.
Цели:
-организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. Ребятки, у меня в рукам телеграмма от Незнайки. К нему в гости ехали его друзья- лесные жители и заблудились. И он просит помочь найти его друзей. Поможем ему?
Значит мы с вами отправляемся в путешествие. А на каком виде транспорта, угадайте.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд)

-Перед вами на столах поезд с вагончиками и два смайлика. В конце урока вы должны выбрать правильное понравившееся задание и отметить его смайликом.
- Но чтобы наш поезд тронулся, мы должны с вами посчитать.
Устный счёт
- сосчитайте от 3 до 8;
- обратно от 8 до 3; от 2 до 6; от 5 до 1; от1 до 5.
- Молодцы, всё верно. А вот и наши вагончики. ( показать)
- а чтобы узнать, сколько их у нашего поезда, мы должны с вами решить примеры.
2-1 = 1
1+1 = 2
2+1 =3
9-5 =4
3+2 =5
(цепляю вагончики)
- Назовите чётные числа.
- А теперь нечётные.
- Хорошо! Всё правильно. Все вагончики мы прицепили и можем отправляться в путь.
- И вот первое задание, чтобы спасти лесного жителя. Давайте вспомним состав числа 10 и запишем числа в домики.
- Молодцы! Всё верно.
О! А вот и наш первый пассажир.
(цепляю к вагону белку)
Да.
(поезд)
Дети выходят к доске, получив результат, поднимают вверх руки.
Дети выходят к доске и записывают состав числа 10.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.(Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
(Коммуникативные УУД).
(Личностные УУД)
(Регулятивные УУД)
3.Формулирование темы урока, постановка цели.
Цели:
-организовать формулирование темы урока учащимися;
-постановка цели урока детьми с помощью учителя. Мы с вами движемся дальше.
) звучит музыка мы едем, едем, едем…
Отправляясь в путешествие, полезно знать, что большие расстояния измеряют в километрах.
Мы с Настей и остальными ребятами начали искать ответы на вопросы:
- Какие были в старину меры длины? Почему они не используются в наше время? Провели исследование и составили свои первые проекты.
- Молодцы, ребята! Вы со своей задачей справились и мы нашли ещё одного животного.
мышка – цепляю к вагону.
- Но люди заметили, что такие единицы измерения как дюйм, фут, пядь , локоть были неудобны, т.к. размер стопы, локтя у каждого человека индивидуален. Да и большие расстояния так измерить нельзя, да и неудобно.
- Пользуемся ли мы сейчас ими или нет?
Отрывок из мультфильма 38 попугаев
- Люди долго изучали единицы длины и пришли к такому выводу:
Что большие расстояния удобно измерять километрами.
- Если мы с вами обойдём нашу школу вокруг 10 раз – это и будет 1 километр.
Понятно.
- А теперь у нас в гостях герои из мультфильма и предлагают вам отдохнуть.
(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА) С помощью учителя формулируют тему урока
Выступает ученик:
Когда я читала дома сказку про Дюймовочку, я встретила новое слово дюйм. И мне стало интересно: Что же такое дюйм? И какие единицы измерения были раньше?
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя . (Регулятивные УУД)
4.Работа над новым материалом.
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новые знания в речи;
-организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.
- Мы с вами отправились от станции 0.
- Сколько км мы должны проехать до конца нашего путешествия?
- Сколько км мы уже проехали?
- Сколько км нам осталось проехать?
Давайте запишем равенство. Откройте все тетради на с.60. найдите №2 под буквой а, а к доске пойдёт …и запишет нам равенство.
5+5 =10
А теперь давайте проверим. Если у вас равенство записано так, то покажите кружок, если не так – то треугольник.
- Правильно, молодцы, все справились с заданием и у нас следующий пассажир.
медведь – цепляю к вагону
- Ой, что мы слышим? Мы не заметили зайчика и проехали мимо. А посмотрите какой он грустный сидит. Давайте вернёмся за ним?
- На каком расстоянии мы сейчас находимся от начала станции? Если мы проедем ещё три км расстояние от начала станции увеличится или сократиться? Правильно, расстояние от начала станции сократиться, а расстояние пройденное поездом увеличиться.
- Давайте запишем равенство. Найдите в тетрадях №3 под буквой а и запишите, а к доске пойдёт и запишет…. Давайте проверим. Если у вас равенство записано так, то покажите кружок, если не так – то треугольник.
- Правильно, молодцы и мы с вами нашли зайчика
- А сейчас мы с вами отдохнём и сделаем физкультминутку для глаз.
(ФИЗКУЛЬМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ)
- Какого же лесного жителя мы должны спасти?
Правильно, белочку. Белочка расставила знаки сложения и вычитания в неравенствах и просит помочь проверить правильно ли она выполнила задание?
Ну вот, мы нашли ещё одного друга Незнайки.
Дети с помощью учителя отвечают на поставленные вопросы.
Выбирают запись к составленному рассказу и рисунку.
Рефлексия деятельности
Работа у доски.
Рефлексия деятельности
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
5.Закрепление
Цели:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. - Ребята, посмотрите, а вот уже показался и домик Незнайки. Да и сам он спешит домой встречать гостей. Незнайка шёл домой, он дошёл до грибочка, вдруг увидел бабочку впереди и побежал к ней. На сколько шагов он продвинулся вперёд? На 3 шага.
- В какой точке он оказался? В точке 5.
- Давайте запишем равенство в тетрадях. От какой точки начинал двигаться Незнайка? Сколько шагов он сделал до грибочка, а до бабочки. Правильно. Какой ответ у вас получился?
Переходим к выражению, которое начинается с числа 5. Пока Незнайка бежал к бабочке, он потерял ботинок, пришлось ему вернуться. Заодно он решил проверить, нет ли ещё грибов на старом месте.
- В какой точке он оказался?
Запишем равенство: 5-1-1=3 (проверим)
Затем Незнайка сделал два шага вперёд, а затем ещё два шага. В какой точке он оказался теперь?
Запишем равенство: 3+2+2 = 7 (проверим)
- Присел отдохнуть под ёлочку и заметил, что снова потерял ботинок и ему пришлось вернуться. Он повернулся и нашёл ботинок. В какой точке он его потерял? Запишем равенство: 7-1=6
- Обулся, увидел впереди цветок и побежал к нему. В какой точке рос цветок?
- И ему до дома осталось несколько шагов.
- Сколько шагов осталось сделать Незнайке до дома?
- А вот уже подъезжают к нему гости.
Дети выполняют задание и объясняют выбранный результат.
Составляют по картинкам задачу и предлагают решение, затем записывают решение в тетрадь. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Пропедевтика решения задач(ПознавательныеУУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок(РегулятивныеУУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - Незнайка был очень рад, что вы показали дорогу его друзьям. И прислал вам в награду вот этот волшебный дворец. Давайте посмотрим что в нём? Он вам передаёт вот такие вкусные конфеты.
Наш урок подходит к концу, что интересного запомнилось с урока? Выделите смайликом ваш вагончик.
Вспомните, какая была тема урока?
- Молодцы! Я вами очень довольна. Вы работали замечательно. А теперь давайте посмотрим, какое настроение у вас осталось от урока.
Дети оценивают свою работу и прикрепляют веселых смайликов на вагончик.
« Солнышко и тучка».  Ребята сравнивают свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение- солнышко, если не очень- то тучка.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Приложение 2.
Карточки для рефлексии
Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудным
7. Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно
Ребята, дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока

Ребята, впишите в каждую колонку таблицы ответ на вопрос:
Что понравилось на уроке? Что не понравилось на уроке? Любопытные факты, о которых узнали. Что бы ещё хотелось узнать?
Ребята, напишете номера заданий, с которыми вы легко справились, на листочках, которые останутся на дереве, а с заданиями, которые вам непонятны, на опавших листочках.
Ребята, напишите на яблочках, которые собрал ежик, номера заданий, с которыми вы справились самостоятельно. А на яблочках, которые оставил, номера, в которых вам потребовалась помощь.
400050030480
2400300426720308610083820
Ребята, закрасьте то яблочко, которое соответствует количеству понятого вами нового материала на нашем уроке.

Ребята, пожалуйста, продолжите фразы:
Было интересно …
Было трудно…
Я выполнял задания …
Я выполнял задания …
Я понял, что …
Теперь я могу …
Я приобрел …
Я научился …
У меня получилось …
Я смог …
Меня удивило …
Мне захотелось …
Я бы не повторил такой ошибки, как …

Ребята, нарисуйте себя после того, что вы усвоили после изучения новой темы, на одной из ступенек лестницы:
1 – испытываю затруднения;
2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

3

2

1
Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:

Ребята, обведите человечка, который соответствует вашим знаниям по данной теме: