СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА в 5 классе на тему Городецкая роспись


СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА в 5 классе
ФИО Болобан Элеонора Владимировна (учитель изобразительного искусства)
Наименование образовательного учреждения, район (город) МАОУ СОШ №5 Кировского района г Ростова –на -Дону
Тема занятия «Городецкая роспись»
Возраст обучающихся11-12 лет (5 класс)
Тип урока Комбинированный – урок изучения нового материала с элементами проблемного урока и урок формирования умений и навыков.
Вид урока Урок - практикум
Форма организации деятельности Индивидуальная
Цель урока:
Образовательный аспект
Воспитательный аспект
Развивающий аспект -Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи и произведений промысла.
-Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца.
-Воспитывать любовь и интерес к родной культуре
-Творческую самостоятельность, навыки работы в технике мазкового письма
Планируемые результаты
Предметные
- базовый уровень
Метапредментые результаты
- познавательные
- коммуникативные
- регулятивные -Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе городецкой росписи.
-Представление о народном промысле – Городецкая Роспись
-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.
-Планировать и контролировать этапы работы, оценивать результаты действий, извлекать необходимую информацию.
-Проявлять активность. Уметь слушать мнение одноклассников.
- Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- Находить варианты решения различных художественно-творческих задач
- Уметь организовать место занятий.
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)
Учителю:, цветные иллюстрации с изображением изделий жостово, гжели и городецкого промысла, таблицы этапами изображения элементов узоров городецкой росписи, мультимедийная презентация «Городецкая роспись», карточки с названиями промыслов, 2 шаблона разделочной доски и цветочные мотивы.
Ученику: Бумажный шаблон разделочной доски, опорные таблицы с элементами узоров городецкой росписи, краски гуашевые, кисти, палитры, стаканчики для воды, салфетки.
ЭТАПЫ УРОКА
1. Организационный момент. Проверка готовности учеников к уроку наличие принадлежностей 1 мин.
2. Объявление темы урока.
Этап получения новых знаний. Постановка проблемного вопроса пути решения которого приводят к самостоятельному определению темы урока. Знакомство с новым материалом, использование презентации. 10 мин.
3. Этап закрепления теоретических знаний. Игра: - составь орнамент. 4 мин.
4. Практическая работа. Творческая индивидуальная работа: создание эскиза росписи разделочной доски на бумажном шаблоне. Нанесите основные мотивы городецкой росписи. Создайте композицию, дополните ее листочками «в один мазок». Определение последовательности выполнения работы. 20 мин.
5. Подведение итогов. Экспресс – выставка. Анализ работ. 5 мин.
ХОД УРОКА
Организационная часть.
Учитель. Приветствует учащихся и проверяет наличие принадлежностей. Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности.
Учащиеся. Выполняют оценку (самооценку) готовности по критериям: - правильность выбора учебных принадлежностей; -правильность и аккуратность расположения принадлежностей на парте; - настрой на урок.
Объявление темы урока. Получение новых знаний. Сообщение целей и задач.
Учитель. Ребята! Обратите внимание на классную доску, сколько разных интересных предметов мы на ней видим. Некоторые вам знакомы. Назовите их. Кто их изготовил? (Презентация слайд №1)
Ученики. Мы видим разную посуду, выполненную народными умельцами.
Учитель. Какими промыслами она была выполнена?
Ученики. Называют знакомые промыслы Жостово, Гжель.
Учитель. Соотнесите названия на карточках с изображениями предметов. (учащимся предлагается соотнести уже известные два названия с группами предметов и соотнести название третьей карточки с третьей группой предметов «Городецкого промысла»).
Ученики. Соотносят названия с тремя группами предметов представленных на доске.
Учитель. С каким из этих промыслов мы еще не знакомы?
Учащиеся. С промыслом Городец.
Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Кто может подсказать тему урока? Учащиеся сами формулируют тему урока, отделяя знание от незнания.
Учащиеся. «Искусство Городца» или «Городецкая роспись». (слайд №2)
Учитель. Городецкая роспись – русский народный художественный промысел, который существует с середины 19 столетия. Промысел зародился в заволжском крае близ города Городца, неподалеку от Нижнего Новгорода. (слайд №3)
Особенность городецкой росписи состоит в том, что в ней присутствуют жанровые сцены «Чаепитие», «Свидание», «Катание на тройке» и т.д. (слайд №4). Росписью украшали сундуки, сани, детскую мебель и мелкие предметы обихода. Значительное место занимают цветочные мотивы, выписанные широко и декоративно. (слайд №5)
Наиболее распространенными мотивами являются цветы – розы, купавки, бубенчики.
Ребята! Какие вы заметили отличия в городецкой росписи от росписи гжели и жостово?
Каких знаний и умений нам не хватает для создания эскиза разделочной доски по традициям городецкой росписи?
Учащиеся. Формулируют сами, цели и задачи определив границы знания и незнания (учитель подводит к осознанию целей и задач).
Учитель. Сегодня мы постараемся научиться писать бубенчик, купавку, розан составляя из этих мотивов традиционную композицию
(слайд №6).
В цветочном орнаменте выделяют такие основные типы композиции:
- «Букет» - расположен симметрично. Как правило, украшает разделочные доски или блюда.
- «Гирлянда» - разновидность того же букета, он в данной композиции от наиболее крупного цветка расположенного в центре в стороны расходятся более мелкие цветы с листочками.
- «Ромб» - вариант гирлянды. Один или два цветка образуют центр, а бутоны и листочки расположены немного поодаль.
3. Этап закрепления теоретических знаний.
Учитель. Предлагаю поиграть. Собери цветочную композицию. ( на доске 2 шаблона разделочных досок, а на столе вырезанные элементы для цветочного орнамента: цветочки, листочки)
Учащиеся. По желанию выходят к доске и составляют композицию из цветочных мотивов.
4. Практическая работа.
Учитель. Выполните эскиз росписи для разделочной доски, используя городецкие мотивы. Поможет вам в этом таблица с изображением последовательности выполнения элементов росписи расположенная на доске. (слайд № 7 – 10)
5. Этап подведения итогов. Просмотр работ. Экспресс-выставка и обсуждение. Какой тип композиции вы выбрали? Что нового вы узнали на этом уроке? Что вам понравилось в городецкой росписи?
(слайд №11) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!