Контрольная работа (тест) по русскому языку и культуре речи.

Контрольная работа (тест) по русскому языку и культуре речи.

Вариант 1
Раздел «Фонетика, орфоэпия, грамматика»
1.Отметьте номера слов с ударением на первом слоге
1)крови (анализ); 2)кухонный; 3)гусеница; 4)камбала; 5)атлет; 6)изредка; 7)квартал; 8)тефтели.
2.Твердый согласный произносится перед Е в слове:
1)бассейн; 2)термин; 3)анестезия; 4)фонетика; 5)таверна.
3. Сочетание «ШН» произносится на месте «ЧН»:
1)скучный; 2)точный; 3)полуночник; 4)дачный; 5)нарочно
4. С родительным падежом не употребляются предлоги:
1)к, по; 2)без, около; 3)вокруг, у; 4)возле, для; 5)от, до.
Раздел «Лексикология и фразеология»
5. Соотнесите данные термины с их значением:
1)Эпитет- 2)Сравнение- 3)Метафора- 4)Аллегория- 5)Литота-
6)Перифраза- 7)Синекдоха- 8)Метонимия-
1)оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков;
2)иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа;
3)красочное определение;
4)выражение, содержащее преуменьшение силы, размера, значения;
5)разновидность метонимии;
6)перенос значения на основе сходства признаков;
7)сопоставление двух явлений
8)перенос значения на основе смежности.
6. Отметьте пары слов, не являющиеся синонимами
1)очи-глаза; 2)парикмахер-брадобрей; 3)вирши-стихи; 4)добрый-злой; 5)премудрый-мудрый
7. Отметьте номера предложений, в которых встречается тавтология:
1)Он всего лишь описал случай, который случился с ним.
2)Она по праву завоевала первое место и призовой кубок.
3)Необходимо поурочное планирование уроков.
4)Летом дни длятся длиннее.
5)Я поднял голову, а у него шапки нет.
6)Когда выступающий выступал, все внимательно слушали.
Раздел «Морфология»
8. Отметьте номера слов среднего рода:
1)пари; 2)бра; 3)запевала; 4)зимовье; 5)медаль; 6)меню; 7)рояль; 8)пианино; 9)фойе; 10)шампунь.
9. Отметьте те наименования профессий и должностей, которые не имеют родовых пар:
1) генерал; 2) директор; 3)доктор наук; 4) кондуктор; 5)машинист; 6)машинистка; 7)маникюрша; 8)ткачиха; 9) балерина; 10)солист.
10.Найдите ошибки, связанные с определением рода существительного.
1)Интервью с актером близился к концу.
2)Свои знания мальчик почерпнул со страниц псалтыря.
3)В универмаге продается красивая тюль.
4)Кофе готовилось недолго.
5)Мы приехали к многоводному Миссисипи.
11. Найдите ошибки, связанные с употреблением причастий:
1)Бойцы, сражающие на улицах города, держались до последнего.
2)Мы увидели гнездо чайки, разорившее хищником.
3)Видневшиеся вдалеке дома казались маленькими.
4)Раскрылись набухавшие на деревьях почки.
5)Перед нами березка, колеблемая ветром.
Раздел «Орфография»
12. Отметьте номера слов, где пишется буква:
О- 1)л..терея; 2)трфарет; 3)мкулатура; 4)квычки; 5)пнорама;6)навждение.
Ь- 1)вишен 2)барышен 3)нужно увидется; 4)он нравится; 5)должен был удатся;6)не жалуешся.
Н- пишется во всех словах ряда:
1)несвязаый свитер; зарифмоваый;
2)лакироваый, рождеый в неволе;
3)кипячеое молоко; смышлеый;
4)мучеик, бешеый;
5)куплеый, зваый гость;
6)невидаый, серебряый
13. Отметьте номера слов, где написание дефисное:
1)(пол) Азии; 2)(пол)ягоды; 3)(фото)лаборатория; 4)(кино)студия; 5)(пол)листа;
6)(член)корреспондент; 7)(бледно)красный; 8)(штаб)квартира; 9)(пол)шестого.
14. Отметьте номера слов, где написание слитное:
1)(киловатт)час; 2)(био)механика; 3)(полу)вековой; 4)(по)двое; 5)(контр)адмирал;
6)(пол)статьи; 7)(в)четверо; 8)(место)пребывание; 9)(вице)губернатор.
Раздел «Синтаксис и пунктуация»
15. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире:
1)Наука __это неустанная многовековая работа мысли.
2)Пейзаж___не вывеска к прозе и не украшение ее.
3)Жить на Земле__великое счастье.
4)Высота этого здания___пятнадцать метров.
5)Я ___лишь ваш восторженный почитатель.
16. Отметьте номера пропусков, где ставится запятая:
Вы опоздали на свидание___на деловую встречу___а то____и вовсе не пришли___сославшись потом на нездоровье или другую причину.
1__ 2___ 3___ 4___
17. Отметьте номера предложений, где верно расставлены знаки препинания:
1)С самого раннего утра убегаю на пруд, или в рощу, или на сенокос, или к жнецам.
2)Деревья и травы летом и в самом начале осени по-весеннему сочны и свежи, и привлекательны.
3)Дом весь был окружен этими видами, этим воздухом да полями, да садами.
4)Сокол сидел на сухом дереве и как будто дремал, но вдруг увидел какую-то птицу и помчался за ней.
18. Отметьте номера предложений с нарушениями синтаксической нормы:
1)Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал рассказ.
2)Этому учеников воспитывали в школе.
3)Поэт воспевает о преданности Родине.
4)Облака надвигались на друг друга.
5)Четыре рыболовецкие судна вышли в море.
6)Сережа бросился в постель, уткнувшись в подушку.
19. Отметьте номера предложений, где на месте пропуска ставится двоеточие:
1)Я поднял глаза____высоко в небе проносились перелетные птицы.
2)В течение всего дня погода менялась несколько раз___то светило солнце, то шел дождь.
3)Небо покрыто облаками___звезд не видно____теней нет.
4)Организаторы похода заранее предупредили____в пути будет трудно.
5)Он попробовал пошевелить рукой___она не двигалась.
Раздел «Текст. Стили речи. Типы речи»
20.Отметьте верное высказывание: функциональный стиль и тип данного текста:
Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова!» Значит, на такого человека можно положиться - он выполнит свое обещание без напоминания. Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили – забыли. Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или другую причину. Вас попросили по пути опустить письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю. «В конце концов, не на этом строятся отношения между людьми»,- думают некоторые. И ошибаются. Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным. Как же стать таким человеком?
1)научно-популярный стиль, повествование;
2)публицистический стиль, рассуждение;
3)публицистический стиль, повествование;
4)разговорный стиль, рассуждение.
Критерии оценки:
30- 50% выполнения теста - «3»
51- 79% выполнения теста – «4»
80- 100 % выполнения теста – «5»
15