Тема: Образование плодов размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные.

Конспект урока по биологии 6 класс
Учитель: Текебаева Н.А.
Школа: СШ №21 «Победа»
Тема: Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные.
План урока.
Цель:
Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения.
Задачи: Образовательная - сформировать знания по классификации плодов и определении признаков приспособленности к распространению семян;
Воспитательная – продолжить экологическое воспитание учащихся;
Развивающая - развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями.
Тип урока:
изучение нового материала.
Методы:
объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Приёмы:
объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных вопросов и ситуаций, работа со схемами.
Оборудование:
1.Таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»;
2.Коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты);
3.Папки с цветными картинками – «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - для составление схемы, по одной на парту;
4.Листы самоконтроля - «Строение цветка» - у каждого ученика.
Ключевые слова и понятия:
плод, семязачаток, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.

Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Слайд

1.Организационный момент.
Приветствие.
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Слушают учителя


2.Проверка пройден-ного материала
Прежде чем нам с Вами преступить к новой теме, давайте вспомним и повторим биологические понятия
Работа со слайдами



3.Изучение нового материала.

1.Загадка: Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал.
Как вы думаете, о чём идёт речь?
Предполагаемый ответ: «плод»



2. Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос
«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны»
Запись вопроса на доске.
Слушают учителя



3. Открываем тетради и записываем тему урока.
Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные.
Делают запись в тетрадях



4 .Решение проблемной ситуации:
Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?
Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.
Высказывают свои предположения.



5. Беседа
Где образуется плод?
Итак, весной цветут яблони, вишни, а затем на месте цветка образуется плод
Предполагаемый ответ: «в завязи цветка»



6. Запишите определение в тетради

Запись в тетрадях: Плод – это орган цветкового растения.



7. Беседа:
Перечислите, у каких растений есть плоды.
Ответы учащихся



8. Решение проблемного вопроса (на закрепление)
Есть ли плоды у ели?
Обсуждение ответов учащихся– ель, не имеет цветков, поэтому не может образовывать плодов. Шишка это побег.



Вывод: плод образуется у тех организмов, которые имеют цветок.
Запись вывода в тетрадь



9. Как же происходит образование плода?
Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.
Самостоятельная работа с карточками с последующей самопроверкой по слайду: если справились с заданием, то на своих листах пишут МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибку, пишут - повтори строение цветка.



10.Беседа
Какие процессы, должны произойти, чтобы появился плод?
Что такое опыление?
Что такое оплодотворение?

Обсуждение предполагаемых ответов. Запись в тетради.
Вывод:
Процессы, необходимые для образования плода.
Образование цветка
Опыление
Оплодотворение
Образование плода



12. Работа с рисунком пестика и плода в разрезе.
Беседа:
Из какой части цветка образуется плод?
Запись в тетради:
После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи - околоплодник.



13. Беседа:
Самостоятельно сформулируйте определение ПЛОДА.
Обобщение и корректировка ответов учащихся
Подбирают определение понятию «Плод»
Запись определения в тетради:
Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения



14. Рассказ учителя о разнообразие плодов – демонстрация плодов (муляжей) – разнообразие плодов по форме, размерам, окраске.
Практическая работа: На партах у детей плоды (сухие и сочные).
Постановка проблемы: На какие группы вы можете разделить эти плоды?

Учащиеся рассматривают и пробуют на вкус разнообразные плоды.
Ответы учащихся формируют на примере раздаточного материала, а так же опираясь на данные учебника
Сухие (жёлудь, орех, зерновка, семянка, боб, крылатка, коробочка).
Сочные (ягода, костянка, яблоко).
Односемянные (жёлудь, орех, зерновка, семянка, крылатка, костянка).
Многосемянные (боб, коробочка, ягода, яблоко).














15.Составляем в тетради схему «Классификация плодов».
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ

СОЧНЫЕ СУХИЕ Многосемянные Односемянные Многосемянные Односемянные
Ягода Костянка Коробочка Зерновка
Яблоко Многокостянка Боб Семянка
Тыквина Многолистовка Орех
Померанец Стручочек Крылатка
Стручок



16. Давайте закрепим полученные знания.
Поиграем в игры:
«Найди соответствие».
«Путаница».

Работа по слайдам.



17. Мы с Вами хорошо поработали, теперь пришло время немного отдохнуть.
Время «Минутки здоровья»
Выполняют упражнения.



18. Решение проблемного вопроса:
Почему необходимо распространять семена?

Предполагаемый ответ: «чтобы они
не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду».



19. Изучение способов распространения семян. Учитель читает загадки:
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
На сучке - арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось
Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.
Разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.
1.Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
2.Ветром – лёгкие, имеются крылышки.
3.Самораспростране-ние – плоды, вскрываются самостоятельно.
4.Водой – лёгкие, маленькая плотность.




20. Повторное закрепление знаний.
Работа со слайдом. Называют способы распространения семян: Животными, ветром, самораспростране-ние, водой



21. Беседа на основе имеющихся знаний.
Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека.







Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись в тетради: ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ:
В ПРИРОДЕ
Расселение растений
Пища для животных
Освоение новых территорий
В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Продукты питания
Сырьё в промышленно-сти
Лекарство


4. Закрепле-ние получен-ных знаний.
22. Беседа.
Давайте вспомним тот вопрос, который мы задали в начале урока и ответим на него.
Вопрос: Из какой части цветка образуется плод?
Вопрос: Каково значение плодов в природе?
Ответ (с записью в тетрадь):
Плоды образуются в завязи цветка.
Плоды нужны для распространения семян.



23. Подведение итогов урока.
Ответы на поставленные вопросы.




24.Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.


Примерные ответы учащихся:
1.«Принцесса на горошине» - боб
2.«Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
3.«Конёк - горбунок» - зерновка
4.«Золушка» - тыквина
5.«Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка.


5.Домашнее задание

Учебник стр. 46-49; написать сказку «Распространение плодов», составить кроссворд (по желанию)



Комментарии к выставленным отметкам.







Вопросы и задания с целью актуализации знаний и умений.
Выпишите номера верных суждений:
1. Двойным оплодотворением у цветковых растений называют слияние
яйцеклетки сначала с одним, а затем с другим спермием.
2. Ветроопыляемые растения обычно растут поодиночке.
3. По сравнению с пыльцой насекомоопыляемых растений пыльца
ветроопыляемых крупнее.
4. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш семени.
5. Тычинки и пестик бывают в каждом цветке.
Алгоритм самостоятельной работы учащихся на уроке.
1. Получите карточку.
2. Приступите к выполнению заданий своей карточки.
3. Обсудите ответы на вопросы с партнером варианта в группе.
4. Передайте полученную информацию партнеру в паре.
5. Задавайте вопросы своей карточки партнеру в паре.
6. Поменяйтесь ролями.
7. Подготовьтесь к ответам на вопросы по всей теме.
8. Выполните задания теста.
9. Проверьте результаты выполнения теста с партнером по варианту.
10. Получите домашнее задание.
11. Поблагодарите друг друга за работу.
Карточка для самостоятельной
работы в парах сменного состава.
1 вариант.
1. Внимательно прочитайте текст учебника
2. Ответьте на вопросы (устно):
1. По каким признакам можно разделить плоды на группы?
2. От чего зависит количество семян в плоде?
3. Как называются плоды, если у них сухой околоплодник?
4. Какой плод называется костянкой? Зерновкой? Бобом?
2 вариант.
Внимательно прочитайте текст учебника
Ответьте на вопросы (устно):
1. Из чего образуются плоды?
2. Сколько семян может быть в плоде?
3. Как называются плоды, если у них сочный околоплодник?
4. Какой плод называется ягодой? Семянкой? Стручком?













15