Урок по теме: Плоды. Разнообразие и значение плодов


Цель: в ходе изучения расширить знания о особенностях строения и значения плодов
Задачи урока:
Образовательная: формировать у учащихся представления о плоде как главном генеративном органе покрытосеменных растений, об их строении и многообразии
Развивающая: Продолжить совершенство умений и навыков работы с различными источниками информации: рисунок, учебник, фотографии, коллекции, муляжи , видеофрагменты, таблицы
Развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции, мыслительные способности и речь, обобщение материала , формулирование выводов
Воспитательная: Формировать умения работать самостоятельно и в группе., прививать любовь к природе , развивать наблюдательность, способность видеть прекрасное
Предмет : биология
УМК : Учебник : Пономарева И.Н. Биология : 6 класс: под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- 3-е изд., перераб, - М.: Вентана – Граф, 2014.- 240с.
Класс : 6
Тема урока: Плоды. Разнообразие и значение плодов»
Форма работы: индивидуальная, групповая, в парах, фронтальная.
\s
Задания для лабораторной работы
Типы плодов
Названия растений
Плоды с сухим околоплодником
Односемянные
многосемянные
Плоды с сочным околоплодником
Односемянные
многосемянные
Плоды данные в коллекции разделить на сухие и сочные , в тетрадях заполните таблицу «Сухие и сочные плоды»
Выводы:
Проведение урока
Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть ! Посмотрите , проверьте свое рабочее место. Все ли в порядке садитесь . Мы начинаем наш урок. Я предлагаю вашему вниманию видеофрагмент , который нужно будет прокомментировать.
1.Видео (Вальс цветов) 1 мин. Мы увидели цветы
Е.В. – А что такое цветок?
У- Орган семенного размножения
Е.В. Предлагаю вам Разминку в форме вопросов , для того чтобы вспомнить , что такое цветок
У- отвечают
Е.В – Какова же его дальнейшая судьба?
У.- В цветке образуются семена и плоды
Е.В. Напомните , что этому предшествует :
У. – Опыление - Е.В. напомните , что это за процесс (Ответ)
Е.В. А дальше ?
У. – Затем происходит процесс оплодотворения . В чем суть этого процесса?
У. - Один спермий сливается с яйцеклеткой (зародыш), а второй с крупной клеткой (запас питательных веществ , эндосперм ) , образуется семя.
Е.В. Давайте уточним , а что еще образуется из завязи пестика ?
У.- Из нижней части завязи образуется плод
Правильно, поэтому сегодня на уроке мы должны рассмотреть , что такое плод , строение разнообразие плодов, их значение
В рабочих тетрадях записываем тему урока. 25.12.1
А знакомство с новым материалом я вам предлагаю , по ЭУ , итак работаем
Кадры на экране , одновременно идет беседа , озвучивается характеристика плодов и названия растений , которые имеют такой плод.
По ходу делаются выводы, уточняются знания о плоде, идет формирование понятия околоплодник, который образуется из стенок завязи и имеет три хорошо различимые части6 наружную , среднюю, внутреннюю
Пример : У створок боба лущильного гороха наружная часть околоплодника представлена кожицей, внутренняя – пленкой, и средняя мягкой тканью; У плода вишни- наружная часть кожица, средняя- сочная мякоть, и внутренняя косточка, за которой скрыто защищено семя
Е.В. Как вы думаете ребята , что берется за основу классификации растений?
У.- Так как разнообразие плодов связано с разнообразием околоплодника , за основу классификации плодов взято строение околоплодника
Е.В.- выводы по фрагменту урока Плод, ОКОЛОПЛОДНИК, схема его строения, сухие и сочные плоды
Ну а теперь для закрепления полученных знаний я вам предлагаю мини- лабораторную работу Характеристика плодов. Перед вами коллекции плодов и семян, набор муляжей плодов . Инструктивная карточка .с заданиями время на выполнение задания 5 мин
Задания для лабораторной работы
Плоды в данные в раздаточном материале разделить на сухие и сочные , в тетрадях заполните таблицу «Сухие и сочные плоды»
Типы плодов
Названия растений
Плоды с сухим околоплодником
Плоды с сочным околоплодником
Выводы: - Плод (фруктус) – орган размножения цветковых растений , развивающийся из цветка и заключающий в себе семена
-Функция плода : образование, защита и распространение семян
- Основа плода – разросшаяся завязь пестика. Если участвуют другие части цветка : околоцветник, цветоложе, и др. – ложный плод
- Плоды отличаются по структуре околоплодника и количеству семян
-Простые плоды образуются из цветков с одним пестиком
- сложные плоды образуются из цветков имеющих несколько пестиков (малина, ежевика)
- Соплодие образуется из целого соцветия (ананас, шелковица)
Ситуационные задачи:
Каково значение сегодняшней темы для каждого из вас?
_ Плоды мы используем в пищу (содержат питательные вещества)
- Какие плоды мы выращиваем на пришкольном участке?(Огурец, помидор, перец, кабачки, патиссоны)
- На чем специализируется растениеводство СПК «Гигант 1» пшеница «Житница – 35 ц/г», овес, рожь, гречиха
Сортоиспытательный участок Кузнецкий – испытывает сорта каких растений, с какими плодами
Пшеница МОз«Безенчукская 380», Мироновская 809, Московская 39, Т Безенчукская 200, Рожь – Марусенька, , Саратовская 7 , Таловская 41, М
Яр – Кинельская нива, Пирамида, овес яр – Аллюр
- Плодами растений мы подкармливаем птиц зимой Каие плод? – Семянки , зерновки , хлебные крошки , которые получают из пшеницы.
Дз П. 24, записи в тетради , термины готовимся к уроку обобщения
За работу на уроке оценки :
Спасибо за урок !