Урок на тему Образование плодов размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные.


Урок №22 Класс:6 «А» Дата проведение:
Тема урока: Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные.
Цель урока: Изучить морфологическое строение плодов, различать сухие и сочные плоды, делить плоды на односеменные и многосеменные.
Задачи:
Образовательная: изучить разнообразие плодов растений, показать многообразие плодов; продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений; подвести учащихся к выводу о родстве цветковых, расширить кругозор обучающихся.
Развивающая: развивать учебные умения – исследовательские, способствовать развитию логических умений и навыков по применению биологических знаний на практике; стимулировать развитию навыков познавательного интереса, делать выводы.
Воспитывающая: воспитание аккуратности и самостоятельности в работе, экологическое воспитание.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, коллекция семян и плодов, таблицы, рисунки, учебник, рабочая тетрадь.Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Определение их готовности к работе.
II. Повторение пройденного материала.
- На прошлых уроках мы изучили способы опыления и образование семян и плодов.
Работа по карточкам.
Определите опылителя растений по следующим признакам.
1. Околоцветник ярко окрашенный
2. Цветки мелкие собраны в соцветия
3. Пыльца легкая сухая, мелкая
4. Околоцветник плохо развит
5. Пыльца крупная липкая
6. В цветке тычиночные нити длинные и свисающие
7. Цветки мелкие невзрачные
8. Цветки имеют сильный запах
9. Растения растут группами
10. В цветке отсутствуют нектарники
Ответ Насекомоопыляемые – 1,2,5,8,
Ветроопыляемые – 3,4,6,7,9,10
Взаимопроверка работ.
III. Мотивационный этап
(Слайд 1)Загадывет загадку:
Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал. (Плод)
Отгадывают загадку и формулируют тему урока.
IV. Изучение нового материала
(Слайд 2(Ученики записывают в тетради число и тему)(Слайд 3)Решение проблемной ситуации:
- Что же такое плод? Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?
(Слайд 4) Обобщает ответы учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.
Беседа (Слайды 5-6)
На месте чего образуется плод? (На месте цветка)
Итак, весной цветут яблони, вишни. Что останется на растении после того, как растение отцветёт? (На месте цветка останется плод)
Перечислите, у каких растений есть плоды.(вишня,груша, горох и т.д.)
Итог: плод образуется только на месте цветка. ( запись в тетрадь)
Давайте запишем, что такое плод
(Слайд 7) Плод – орган, развившийся из цветка и служит для защиты и распространения семян. Плод состоит из околоплодника и семени.
- Как же происходит образование плода
- Давайте вспомним строение цветка. (Слайд 8)
Выполнение задания « Узнавай-ка» . Учитель называет, а ученики находят части цветка на аппликации и поднимают вверх.( тычинка, пестик, лепестки, чашелистики, цветоложе, цветоножка.)
Беседа
Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод? (Опыление, оплодотворение) (Слайд9)
Что такое опыление?( Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика)
Что такое оплодотворение?(Слияние мужской половой клетки с женской, приводящее к образованию зиготы, которая дает начало новому организму.)
Рассказ о оплодотворении цветковых растений (рисунок пестика в разрезе) (Слайды 10-20)
Половые клетки по-другому называют гаметами. Женские гаметы — это яйцеклетки, мужские — спермии (неподвижны, у семенных растений)
В результате оплодотворения появляется особая клетка — зигота — которая содержит наследственные свойства яйцеклетки и спермия. Зигота дает начало новому организму.
У цветковых растений оплодотворение достаточно сложное. Его называют двойным оплодотворением, так как оплодотворяется не только яйцеклетка, но и еще одна клетка.
Спермии формируются в пылинках пыльцы, которые, в свою очередь, созревают в пыльниках тычинок. Яйцеклетки образуются в семязачатках, которые находятся в завязи пестика. Из семязачатков развиваются семена после оплодотворения яйцеклетки спермием.
Чтобы оплодотворение произошло, растение должно быть опылено, то есть пыльца должна попасть на рыльце пестика. Когда пылинка пыльцы попадает на рыльце, то она начинает прорастать сквозь рыльце и столбик внутрь завязи, образую пыльцевую трубку. В это время в пылинке образуются два спермия, которые продвигаются к кончику пыльцевой трубки. Пыльцевая трубка проникает внутрь семязачатка.
В семязачатке одна клетка делится и удлиняется, образуя зародышевый мешок. В нем находится яйцеклетка и еще одна особая клетка с двойным набором наследственной информации. Пыльцевая трубка прорастает в этот зародышевый мешок. Один спермий сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу, а другой - с особой клеткой. Зародыш растения развивается только из зиготы. От второго слияния образуется питательная ткань (эндосперм). Это обеспечивает зародыш питанием во время прорастания.
Двойное оплодотворение есть только у цветковых (покрытосеменных) растений. Оно было открыто в 1898 году С.Г. Навашиным.
Результат оплодотворения:
1 спермий + яйцеклетка  зигота  зародыш
2 спермий + центральная клетка  эндосперм
покровы семязачатка  семенная кожура
зародыш + эндосперм + семенная кожура  семя
стенки завязи  стенки плода (околоплодник)
завязь  плод.
Из чего развивается плод? (Из завязи)
Какое строение имеет семязачаток? ( Внутри семязачатка находится зародышевый мешок, в котором расположена яйцеклетка и другая крупная клетка)
Что формируется из яйцеклетки? (зародыш)
Из чего формируется запас питательных веществ? (большой клетки)
- Плод – это последняя ступень размножения. Внутри плода расположены семена, которые участвуют в дальнейщем размножении цветковых растений.
Плоды разнообразны по форме–(демонстрация плодов яблони, апельсина, пшеницы– разнообразие плодов по форме, размерам, окраске.)
Сегодня на уроке мы исследуем разные виды плодов, познакомимся с названиями и особенностями строение плодов у разных растений.
Проведем исследование, проколем плод томата и семянки подсолнечника.
- Все ли плоды удалось проткнуть? (нет)
- Что изменилось? (из одних вытекает сок, из других нет)
- Как можно назвать плоды, из которых вытекает сок? (сочные)
- Как можно назвать плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)
- Посмотрите на рисунки различных растений.
Каждый плод у растений имеет свое название:
по консистенции околоплодника делятся на сочные и сухие. (Слайд 21)
Задание: разделите на две группы растения с сочными и сухими плодами
Сочные сухие
вишня пшеница
смородина подсолнечник
томат горох
яблоня мак
огурец лещина (орех)
- Молодцы, правильно выполнили задание.
(Слайд 22)
По количеству семян

односемянные многосемянные.
Работа с учебником
Задание. Найдите и прочитайте особенности плодов.(Слайды 23-38)
Костянка – сочный плод с тонкой кожицей, сочной мякотью и твердый внутренний слой образует косточку, внутри семя. Растения получили названия –косточковые.
Ягода – плод с сочной мякотью, покрыт снаружи тонкой кожицей, внутри мелкие семена.
Яблоко – сочный плод имеет тонкую кожицу. Внутренний слой околоплодника груши, рябины содержат каменистые клетки.
Померанец – сочный многосемянный плод. Наружная кожица толстая и плотная, имеет ходы через которые выбрызгиваются эфирные масла.
Тыквина – многосемянный плод с твердым, иногда деревянистым наружным слоем околоплодника и мясистым внутренним слоем.
Семянка – сухой односемянный плод, с кожистым и плотным околоплодником.
Зерновка – сухой односемянный плод с тонким пленчатым околоплодником, плотно прижатым к кожуре семени и практически от него неотделимым. Растения называются- зерновые.
Орех – сухой односемянный плод с деревянистым околоплодником, такое же строение имеет желудь.
Крылатка – сухой односемянный плод, большая часть околоплодника превратилась в тонкие крылья.
Боб – сухой двухстворчатый плод, семян много располагаются на створках боба.
Стручок и стручочек – сухой многосемянный плод, семена расположены на перегородке, стручочек меньше стручка в 4 раза.
Коробочка – сухой плод, семян много. Коробочки разные по форме, размеру и типу вскрывания.
Решение проблемной ситуацииПочему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).
Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес. (Одуванчик)
Пролетают вереницы –
Новосёлы – птицы;
Прилетят домой –
И крылья долой. (Клён)
Ветром – лёгкие, имеются крылышки.
На сучке - арканчикДержит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось (созревшие семена гороха)
Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа…
На кого идёт облава (саморазбрасывание семян у акации)
Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.
Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится. (Кокос)
Водой – лёгкие, маленькая плотность.
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь!(Лопух)
Человеком – крючки, липучки.
(Слайд 39)Запись в тетради:
Способы распространения семян
Животными
Ветром
Самораспространение
Водой
Человеком
Беседа на основе имеющихся знаний.
Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека.
- Расскажите о значение плодов в природе и жизни человека.
Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись в тетради.
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ
В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Развитие семени Продукты питания
Созревание семян Корм скоту
Расселение растений Лекарство
Пища для животных Сырьё в промышленности
Освоение новых территорий
В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад.
V .Проверка усвоения нового материала
Работа по карточкам..Задание. Заполните таблицу по образцу.
Название растенийТип плода Название плодаОдносемянной
+ Многосемянной +
сухой (+)сочный)
(+) Вишня+ костянка+ Виноград+ ягода +
Груша+ яблоко +
Редис+ стручок Мак + коробочка +
Рис+ зерновка + Пшеница+ зерновка + Подсолнечник+ семянка + Капуста+ стручок Огурец+ тыквина +
Проверка выполнения работы
VI. Закрепление пройденного материала
1.Отгадай загадки? О каких плодах ведется речь?
Было зеленое платье атласное
нет, не понравилось –
выбрала красное.
Но надоело так же и это
Выбрала платье синего цвета. (слива, плод костянка)
На ветке – конфетки
С начинкой медовой
А кожа на ветке
Породы ежовой. (крыжовник, ягода)
Целый табун лошадей
На одной привязи. (виноград, ягода)
Вкусны – оближешь пальчики
Оранжевые мячики
Но только в них я не играю
А непременно их съедаю. (апельсин, померанец)
5. На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков … (горох, боб)
6. Золотое решето –
Черных домиков полно. (подсолнечник, семянка)
VII. Домашнее задание.
Если у вас что-то сегодня не получилось, не огорчайтесь. Дома внимательно прочитайте параграф 23,24, ответьте на вопросы в конце параграфа устно.Заполните таблицу «Характеристика плодов растений»
VIII. Итог урока. Выставление оценок.