Урок по математике на тему Делители и кратные

Тема. Делители и кратные.

Урок математики в 6 классе, учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович

Цель учителя : ввести понятие “делитель” и “кратное” натурального
числа, научить учащихся различать эти понятия.
Цель учащихся: научиться находить делитель и кратное натурального числа.


Тип урока: комбинированный.

План урока.
Организационный момент.
Устный счёт.
Объяснение нового материала.
Закрепление.
Математический диктант.
Итог урока.
Домашнее задание.


Ход урока.
Орг. момент: проверяется готовность класса к уроку, сообщение темы и цели урока.
Устный счёт.
1) Решите уравнение: 8х-3=6х-9.
2) Раскройте скобки: -3(5+х), 3х-(5х+4), 8у+(7-7у).
3) Из чисел 0; -5,3; 2; 0,1; 5,6; -3; 529; 4,8; 25;-8 выберите натуральные числа, целые
числа, неположительные.
Какие числа называют натуральными?
Назовите самое маленькое натуральное число.
Как получить последующее натуральное число?
4)Назовите компоненты при делении: 8:2, 16:4, 47:1.

Во время устного счёта 6 учащихся получают индивидуальные карточки.
Карточка (пример)
Из чисел 13; 7,2; -7,2; -59; 0; 46; -46 выберите натуральные числа; целые числа;
неположительные числа.
Решите уравнение: 5х-2=3х+6.


Изучение нового материала.
Задача 1. Между скольки ребятами можно разделить поровну 20 яблок, не разрезая
их?
Чем являются названные вами числа для числа 20? Какие это числа (дробные, натуральные)?
Сделайте вывод: что называют делителем натурального числа а?
Назовите делители числа 12; 8; 17; 1.
Какое число является делителем любого натурального числа?

Задача 2. Пусть на столе лежат коробки, в каждой из которых по 8 конфет. Сколько можно взять конфет, не раскрывая коробок?
Каким свойством обладают эти числа?
В таком случае говорят, что эти числа кратны числу 8.
Как получить числа, кратные числу 8?

Откройте учебник на стр. 160: прочитайте правило.
Работа в парах: учащиеся объясняют друг другу, что называют делителем и кратным натурального числа. После этого один из учащихся рассказывает классу это же правило.

Если m и n натуральные числа и m на n нацело, то какое число является кратным; делителем?
В таком случае часто используется запись m:n – m делится на n нацело.
Объяснить внимание на разницу в записях m:n и m:n

Закрепление.
№705 выполняет у доски один учащийся, остальные выполняют этот же номер в тетрадях.

Тест на 3 варианта. Учащиеся самостоятельно выполняют задания теста, а затем по готовым ответам проверяют себя. На каждый вопрос нужно ответить да или нет.

1 вариант 2 вариант 3 вариант
Верно ли, что:
1) 5 делитель 15 1) 7 делитель 42 1) 15 делитель 60
2) 16 делитель 8 2) 15 делитель 5 2) 25 делитель 5
3) 17 делитель 34 3) 18 делитель 54 3) 23 делитель 92
4) 27 кратное 3 4) 81 кратное 3 4) 91 кратное 7
5) 6 кратное 12 5) 9 кратное 36 5) 11 кратное 121
6) 39 кратное 13 6) 121 кратное 11 6) 148 кратное 37
7) 8 делитель 20 7) 15 делитель 63 7) 6 делитель 99.

Ответы, одинаковые для всех вариантов:
да; 2) нет; 3) да; 4) да; 5) нет; 6) да; 7) нет.
Оценки: “5” – 7 правильных заданий
“4” – 6
“3” – 4-5
“2” – 3 и меньше
Ещё раз отвечаем на вопросы теста 1 варианта (если много ошибок).

Все учащиеся выполняют задание, записанное на доске (3 варианта).
Первые 2 человека показывают тетради на оценку, затем один ученик из каждого варианта записывает ответы на доске.

1 вариант 2 вариант 3 вариант
Запишите все делители числа:
1) 12 1) 24 1) 36
2) 9 2) 15 2) 44
3) 3 3) 7 3) 19
Напишите 2 числа, кратных числу
4) 10 4) 12 4) 16



Математический диктант.
Диктант пишется под копирку с последующей взаимопроверкой.
1 вариант 2 вариант
Запишите все делители числа:
10
Запишите все делители числа:
7 5
Запишите числа 15; 4; 6; 10. Подчеркните те из них, которые являются
делителями
24
Запишите числа 14; 17; 21; 27. Запишите числа 25; 18; 36; 16.
Подчеркните те из них, которые Подчеркните те из них, которые
кратны кратны
7 6

5) Напишите все двузначные числа, кратные числу
33


Взаимопроверка.
Ответы: 1 вариант 2 вариант
1; 2; 3;6; 1) 1; 5; 2; 10;
1; 7; 2) 1;5;
15; 4; 6; 10; 3) 15; 4; 6; 10;
14; 17; 21;27; 4) 25; 18; 36; 16;
32; 64; 96. 5) 33; 66; 99.

Итоги урока.
Какую тему мы изучили сегодня на уроке?
Какое число называют делителем натурального числа?
Какое число называют кратным натурального числа?
Какое число является делителем любого натурального числа?
Какое число и кратно натуральному числу а и является делителем числа а?

Выставление оценок за работу на уроке и по карточкам.
Оценки за математический диктант на следующем уроке.

Домашнее задание.
По учебнику стр. 160, правило.
По тетрадям с печатной основой
1 вариант: №25.1; 25.2, 21.1
2 вариант: №25.2, 25.5, 21.1
3 вариант: №25.7, 25.9, 21.1

Дополнительное задание № 739 б).