Статья на тему Развитие творческих способностей учащихся через использование исследовательского метода обучения

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
Дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежат любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни (Концепция дополнительного образования детей, ж. Внешкольник, №1, 1996, №7).
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Белгородский Дворец детского творчества» уже в своем названии содержит особый смысл. Его суть в создании возможностей для реализации творческой активности, одаренности детей разного возраста.
В отделе эколого-биологической работы Дворца сочли перспективным и продуктивным развивать исследовательские способности детей.
Перспективы для исследовательской деятельности существенно увеличились при установлении тесных контактов с ВУЗами. Отдел сотрудничает с педагогами БелГУ, БелГСХА, НИИ с/х, учеными и специалистами природного парка «Нежеголь».
Педагоги уделяют серьёзное внимание исследовательской деятельности учащихся: одни это делают через творческие и учебно-исследовательские задания на занятиях в объединениях, другие руководят исследованиями детей в рамках научного объединения.
Научно-исследовательская деятельность учащихся осуществляется через программу «Путь в науку», ее реализация проходит в НОУ «Эколог» с 2006 года.
В этом учебном году в НОУ «Эколог» работают исследовательские группы (секции) по направлениям: экология агроландшафтов, урбоэкология, экология растений и животных.
Основным принципом в организации творческой, исследовательской деятельности учащихся в научном обществе «Эколог», особенно на первом этапе, является сотрудничество. Сотрудничество предполагает совместную деятельность двух субъектов – юного исследователя и руководителя – над исследовательским объектом, в результате которой получают новое (субъективно или объективно) научное знание или возникает новое качество уже известного научного знания. При этом также происходит не только прямая передача информации от субъекта-педагога (более информированного) к субъекту-ученику, но возникает и обратная информационная связь: от ученика-исследователя к педагогу-руководителю. Подобный уровень сотворчества позволяет учащемуся выйти на функциональную позицию «коллега».
Педагогическая поддержка творческой деятельности осуществляется педагогами через систему личностно-ориентированных методов и приёмов, содействующих ребенку в реализации его творческих возможностей.
В результате такой систематической и целенаправленной работы у воспитанников научного общества «Эколог» формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального. Не менее удивительный эффект от совместной учебно-творческой деятельности прослеживается не только в отношении обучающегося, но и в отношении педагога, который растёт вместе со своим учеником, т.к. увлечённость творческим процессом в результате выводит на вовлеченность в этот процесс, из которого уже невозможно вырваться волевым решением. Это как потребность дышать, чувствовать, любить, одним словом, жить.
Таким образом, использование исследовательского метода обучения, в работе объединений, предоставило возможность учащимся и педагогам отдела развиваться и совершенствоваться. А роль педагога и научного руководителя в данном случае - это роль творческой личности, приобщающей детей к глубокому пониманию жизни и самих себя, открывающей перед детьми возможности самореализации.
Главным продуктом деятельности обучающихся в НОУ «Эколог», является ежегодная детская исследовательская работа – проект. Конечно, при этом существует дифференциация работ по степени сложности. Задача учащихся первых двух лет – освоение теоретических вопросов в выбранной теме, решение несложных экспериментальных задач, наблюдений, опытов; освоение простейших методик, сбора собственного материала, написание и защита работы. Задача третьего и последующих лет – наработка данных, сравнительный анализ, обобщение материала, апробирование более сложных методик, написание и защита работы.
Воспитанниками НОУ «Эколог» проведены исследования городского участка реки Везелка, флористического разнообразия и оценка экологического состояния Архиерейской рощи, эрозионных процессов на примере ОПХ «Белгородское», мониторинг физического развития учащихся лицея №38 и оценка экологического состояния атмосферного воздуха на перекрестках города Белгорода.
Результаты исследовательской работы, обучающиеся НОУ «Эколог» представляют на конкурсах, конференциях и олимпиадах различного уровня.
За прошедший учебный год и текущий 2008-2009 на городских, областных и всероссийских конкурсах, олимпиадах было представлено 8 детских работ.
Участие в данных мероприятиях дало возможность нашим воспитанникам проявить себя в самых разнообразных сферах, высказать свою точку зрения, получить возможность приложения своих способностей, увидеть радостную перспективу .
Победителями и призерами городских, областных и Всероссийских олимпиад и конкурсов исследовательских работ в 2007 – 2008 году стали 7 обучающихся, Лауреатами - 8.
В рамках реализации национальных проектов премия для поддержки талантливой молодежи в 2007 - 2008 г. присуждена воспитаннице НОУ «Эколог» - Осаниной Оксане за исследовательскую работу «Оценка развития эрозионных процессов в условиях ландшафтной системы земледелия (на примере ОПХ «Белгородское».











































Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Белгородский Дворец детского творчества













РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ











Подготовила:
Пахомова Г.И, заведующая
отделом эколого-биологической
работы










г. Белгород, 20008 г.










15