«Развитие профессиональных компетентностей учителя через использование исследовательского метода обучения в преподавании физической культуры».


Проект программы саморазвития профессиональной компетентности учителя
Выполнил Шляпников С.Г.
Преподаватель физкультуры
СОТАПС г.Самары Проверил:


2014 г.
Тема: «Развитие профессиональных компетентностей учителя через использование исследовательского метода обучения в преподавании физической культуры».
Актуальность: интенсивные изменения, происходящие в системе образования, задают новые ориентиры в современном обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. В общеобразовательной школе востребованы творческие ученики, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Образовательные учреждения, как обязательная социальная ступень в жизни каждого человека, призваны помочь раскрыть способности и творческий потенциал личности.
Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие ее основного компонента – исследовательских умений. Спецификой школьного курса физкультуры является исследовательский характер анатомии и физиологии человека . Для обеспечения успешности образовательного процесса в современных условиях считаю целесообразным использование исследовательского метода обучения в моей педагогической деятельности.
Считается, что критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения: умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.
Современные формы образования предъявляют к учителю определённые требования в области информационных технологий, использование интернет ресурсов, получение в более полном объёме информации, а также необходимости умении владении компьютером.
Объект исследования: профессиональная деятельность учителя физкультуры Шляпникова С.Г.
Предмет исследования: использование исследовательского метода обучения в системе работы учителя.
Цель: повысить свой теоретический, научно – методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя физкультуры, коммуникативность, компетенции информационных технологий , компетентность в области валеологии образовательного процесса.
Задачи:
Изучить современное состояние проблемы развития исследовательских умений школьников на основе анализа литературы.
Определить этапы развития, условия, методы и методические приемы развития исследовательских умений учащихся на уроках физкультуры.
Определить уровень собственной педагогической компетенции в области применения исследовательского метода обучения , в области коммуникативности, и в области информационных технологий, а также в области валеологии.
Создать комплекс заданий исследовательского характера
Методы исследования: самодиагностика, самонаблюдение, самоанализ, анализ методической литературы по проблеме исследования, учебников.
Экспериментальная база: Спортивный комплекс СОТАПС.
Этапы и сроки исследования:
1. Констатирующий (диагностирующий) сентябрь – ноябрь
2. Формирующий (экспериментальный) декабрь – январь.
3. Аналитический (обобщающий) февраль – май .План мероприятий по реализации программы педагогического эксперимента по теме:
«Развитие профессиональных компетентностей учителя через использование
исследовательского метода обучения в преподавании физкультуры» на 2013 – 2014 г. годы
ЭТАПЫ ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ РЕЗУЛЬТАТ
1.Констатирующий
(диагностирующий) • Изучить методическую
литературу по теме.
• Определить этапы развития,
условия, методы и методические
приёмы развития исследовательских умений учащихся.
Определить уровень собственной педагогической компетенции в области применения исследовательского метода обучения.
Применить методы входной экспресс диагностики (тестирование, анкетирование).

• Изучение
методической
литературы. Сентябрь
2013 –
Ноябрь
2013 г •Аннотированный список литературы.
Беседы с коллегами, использующими в работе исследовательский метод обучения.
2. Формирующий
( экспериментальный)
• Проанализировать содержания учебной программы по физической культуре для развития исследовательских умений школьников.
• Создать комплекс заданий
исследовательского характера.
Проектировать здоровьесберегающую образовательную среду . Овладеть навыками использования здоровьесберегающих технологий.
• Проведение
различных типов
уроков с применением заданий исследовательского характера на разных этапах урока. Декабрь
2013 –
Январь
2014 г. Открытые
уроки для учите
лей школы,горо
да, области.
•Выступления на методи ческом семинаре.
Аналитический
( обобщающий) •Разработать и апробировать
комплекс проблемно-исследовательских задач, комплекс заданий для развития исследовательских умений
учащихся и представление приёмов
работы по их использованию на уроках физкультуры.
Произвести сравнительный анализ произошедших изменений.  •Анализ работы, обобщение
опыта в форме
творческого отчёта. февраль 2014 –
Май
2014 г •Конспекты уроков
• Комплекс
проблемно -
исследовательских задач.
• Задания
исследовательского характера.
•Дидактические материалы.
•Презентации.
• Тезисы и
статьи по теме.
• Публикации.