Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы Пензиной З.М.


Индивидуальная тема самообразования
учителя русского языка и литературы
МКОУ «Уксянская СОШ Далматовского района Курганской области» Пензиной З.М.
«Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы»
Работа над темой начата в 2014 году
Предполагается закончить работу над темой в 2016 году.

Цели и задачи:
1) развитие интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе обучения;
2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
4) повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты:
Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Повышение качества успеваемости обучающихся.
Направления самообразования:
 
Основные направления Действия и мероприятия Сроки
реализации
Профессиональное 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования.
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3. Повышать квалификацию на курсах для учителей.
 2014-2015
 
 
 
 
 
 
Психолого-педагогические 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
 
 
регулярно
Методические 1.Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения
3. Принимать активное участие в работе ТШО и ППО учителей гуманитарного цикла.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей школы, города, республики через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки для коллег, публиковать разработки в Интернете.
10. Выступать с докладами по теме самообразования.
11.Участвовать в конкурсах профессионального мастерства.
 
регулярно
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Информационно-технологические технологии 1.Изучать ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по предметам, педагогике и психологии.
3.Создание собственного сайта.
4.Публикация разработанных материалов, обмен опытом с коллегами в сети Интернет.
 
2011-2012
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагностический Изучение литературы по проблеме,
новых программных продуктов, электронных учебников, версий программ и возможностей их использования в урочной и внеурочной деятельности.
2014
Регулярно 1.Курсы повышения квалификации учителей.
2.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла.
3.Подписка на методическую литературу (в т.ч. через Интернет)
4.Изучение литературы

Прогностический 1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов. 2014 Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла
Практический 1. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, в том числе посредством публикаций в различных изданиях на муниципальном, региональном, всероссийском уровне.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы. 2015-2016 1.Открытые уроки на школьном уровне.
2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3.Участие в конкурсах профессионального мастерства.
 
Обобщающий 1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы. 2016 Презентация опыта на школьном уровне, публикация в сети Интернет.
 
Внедренческий Распространение опыта работы 2016 Публикация в сети Интернет
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
 
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов, исследовательская технология- это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт, формируя необходимые компетенции.
Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета
Разработать и провести открытые уроки исходя из темы самообразования.
Создать методическую копилку разработок с применением новых технологий и опубликовать их.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
Пояснительная записка.
Привлечение смежных искусств к преподаванию литературы (изобразительное искусство, музыка, живопись, театр, кинематограф) практикуется давно и успешно. Научно доказано преимущество такого привлечения. Восприятие литературы происходит острее, точнее, глубже, если в нем участвуют различные органы чувств. В советской школе это называлось межпредметными связями, а сейчас есть более современное понятие – интегрированный урок.
На таком уроке при изучении конкретного произведения или темы привлекаются сведения из самых разнообразных предметов и искусств, которые дополняют, уточняют, развивают Рассматривая литературный материал, школьники преломляют его в новых идеях, образах, понятиях, картинах. Структура урока напоминает собой "ромашку", в центре которой литературный текст, а ее "лепестки" - материал других предметов, объединенный на уровне содержания, способов и форм деятельности.
Опыт работы по теме.
Итак, проект первый - «Литература и театр».
«Начнём с театра»,- решили мы (группа педагогов и выпускников школы) и посетили представление Московского независимого театра, который приехал в областную филармонию. Смотрели «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова. Это произведение изучается по школьной программе, воспринимается нелегко, поэтому дополнительная работа при его изучении не помешает. Достоинством просмотра было то, что режиссёр-постановщик не стал уходить далеко от текста, а, наоборот, достаточно точно и правдоподобно поставил самые важные моменты легендарного романа. Слова прозвучали не отвлеченно от литературы, а в тесной связи с ней. Большое познавательное и эмоциональное воздействие оказала на зрителей игра московских актёров. Спектакль обычно вызывает споры, поэтому с нетерпением буду ждать, что ребята напишут в своих сочинениях. В связи с тем, что одним из направлений итогового сочинения будет «Время», предложила написать на тему «Время — мерцающий пульс жизни», «Время может отнять у нас все, кроме любви», - так звучит ещё одна тема, поэтому можно написать и о любви.
Допускаю, что спектакль понравился не всем моим ученикам, но побывать в стенах театра, посмотреть живую игру актёров – согласитесь, впечатление на много лет вперёд.
Спланирована поездка семиклассников в Челябинский молодёжный театр на спектакль «Рудольфио», поставленный на основе одноимённого рассказа В. Распутина и сказки С.-Экзюпери «Маленький принц». Что нас ждёт? Думаю, будет необычайное представление.
Проект второй «Литература и история».
Курс литературы за 8 класс звучит следующим образом: русская литература и история, интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Изучая повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учащиеся вспоминают пугачёвское восстание, причины его возникновения, образ Пугачёва. При изучении поэмы «Полтава», повторяем многие исторические факты – строительство Петербурга, Полтавскую битву, повторяем биографию Петра I и т.д.
Проект 3 «Литература и живопись».
На уроках литературы я часто знакомлю ребят с портретами писателей и поэтов, выполненными мастерами кисти. Живопись нельзя рассматривать просто как вид наглядности. Она является действенным источником познавательной информации, источником формирования общественного и художественного мировоззрения учащихся. А.С.Пушкин - один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались художники и скульпторы. Пушкин в живописи представлен в разных формах и жанрах. В ходе изучения творчества А.С.Пушкина на уроках литературы я имеет возможность познакомить учащихся с портретами поэта, написанными О.А.Кипренским и В.А.Тропининым с натуры.
Портрет как жанр живописи является самым сложным для анализа. В портрете художник не просто копирует внешний облик человека. Вглядываясь в черты своего героя, он размышляет о нем, стремится постичь его внутренний мир, выразить к нему отношение, т.е. раскрывает его образ.
Знакомство с историей создания этих картин, сопоставительный их анализ позволит учащимся, во-первых, понять как, художникам удалось не утерять то главное, что для всех нас живет в самом слове - Пушкин; во-вторых, увидеть, как каждый из них открыл в нем то, что ему было понятнее и ближе, т.е. увидеть сходство и различие в изображении одного и того же лица, сходство и различие в манере изображения двух художников; в-третьих, составить текст-описание с элементами рассуждения.
На уроках русского языка учащиеся пишут сочинения по картинам. Учащиеся не только рассматривают картины, стараются красочно их описать, но и узнают о жизни и творчестве художников.
Ребята и сами могут выступить в роли художников, рисуя иллюстрации к произведениям.
Проект 4 «Литература и музыка».
На уроках развития речи я часто знакомлю учащихся с различными музыкальными произведениями. Например, при изучении трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» использую одноимённую оперу М.П. Мусоргского, читая «Евгения Онегина», смотрим фильм-оперу, слушаем оперу П.И. Чайковского, проводим сопоставительный анализ.
Изучая различные поэтические произведения, я стараюсь знакомить ребят и с песнями, ариями, написанными на слова того или иного поэта. Например, с песнями на слова С.Есенина, А.Пушкина, Ф.Фета, Тютчева и др.
Предстоит работа с проектом №5 «Литература и кино», предусмотренная для десятиклассников на примере изучения повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Проект 6 «Литература и другие школьные предметы».
Когда проходим по русскому языку числительные, ученики решают задачи. Только решение они записывают не цифрами, а словами.
Тексты для изучения и повторения той или иной темы, стараюсь подбирать такие, чтобы расширялся кругозор учеников. Когда повторяем причастный и деепричастный оборот, можно использовать такой текст:
Самое крупное хвостатое животное - исполинская саламандра, живущая в быстрых горных реках Восточного Китая и на одном из островов Японии. Днём саламандры практически никогда не покидают воды, скрываясь под большими камнями или под нависающим берегом. Ночью же они, пользуясь исключительным обонянием, отыскивают лягушек, рыб, раков и водяных насекомых.
Можно показать и картинку с изображением саламандры.
Таким образом, вы видите, что на уроках литературы, русского языка можно в полной мере осуществлять межпредметные связи.