Программа самообразования учителя начальных классов Дуковой Г.Н.

Согласовано
Заместитель  директора МОУ ООШ
п. Анисовский
 _____________
от  “____”  сентября  2011 г.
Утверждаю
Директор  МОУ  ООШ
п. Анисовский
______________
от  “____”  сентября  2011 г







ПРОГРАММА
САМООБРАЗОВАНИЯ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ДУКОВОЙ ГАЛИНЫ НИКОЛАЕВНЫ.




ПОЛОЖЕНИЕ
О САМООБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГОВ


Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы.
.Уровень сформированности профессионализма зависит от характера отношения к нему, степени заинтересованности педагога в актуализации своего творческого потенциала. Профессионализм является высшей ступенью выражения ценностного отношения педагога к своей деятельности. Он характеризуется уровнем компетентности, психологической и педагогической эрудированностью, пониманием требований, предъявляемых к нему государством и обществом. Видением цели своей деятельности, знанием путей и средств ее достижения, психолого-педагогической, методической и специальной литературы, практики обучения и воспитания учащихся, методов исследования педагогической деятельности, технологии их применения и др. Это должно найти применение в целях непрерывного самообразования учителей школы.

2.Выбор темы.
Учителю предоставляется право выбора темы самообразования.
При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой школы и методического объединения.

3.Сроки работы над изучением темы.
1.1. В зависимости от обширности выбранной темы учитель может работать над ней от трех до пяти лет.

4.Структура программы самообразования:
Ф.И.О. педагога: Дукова Галина Николаевна, 1 категория.
Образование:высшее, СГПИ им. Федина. 1. Тема самообразования: «Использование возможностей проектной технологии в начальной школе»
2.Актуальность темы.
3. Цель: изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.
4. Задачи:
Использование различных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющий раскрыть субъективный опыт учащихся;
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе.
Использование материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимое для него, вид и форму учебного содержания.
Активно использовать информационные компьютерные технологии в образовательном процессе.
Совершенствование учебного и воспитательного процесса в области формирования личности школьника, его нравственных и трудовых качеств.

«Воспитание, полученное человеком, закончено,
достигло своей цели, когда человек настолько
созрел, что обладает силой и волей самого себя
образовывать в течение дальнейшей жизни и
знает способ и средства, как он может осуществить
в качестве индивидуума, воздействующего
на мир».
А.Дистервег
1.Тема самообразования:
«Использование возможностей проектной технологии в начальной школе».
2.Актуальность темы:
использование информационных компьютерных технологий для совершенствования учебного и воспитательного процесса.

3.Цели:
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.

4.Задачи:
Использование различных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющий раскрыть субъективный опыт учащихся;
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе.
Использование материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимое для него, вид и форму учебного содержания.
Активно использовать информационные компьютерные технологии в образовательном процессе.
Совершенствование учебного и воспитательного процесса в области формирования личности школьника, его нравственных и трудовых качеств.

5.Этапы работы
1 этап 2011-2012 уч. г.
2 этап 2012-2013 уч .г.
3 этап 2013-2014 уч. г.
6. Разделы плана:
6.1. Изучение психолого-педагогической литературы

№ п/п
Содержание деятельности
Сроки
Форма представления результатов
Отчет о выполнении работы

1
Изучение методических пособий по русскому языку, математике, окружающему миру и информатике в начальной школе
сентябрь
ноябрь
Доклад «Актуальность использования методических пособий на уроках в начальной школе.»

Заседание методического объединения, январь 2012г.

2
Изучение учебных пособий по русскому языку, математике, окружающему миру и информатике в начальной школе.

































Январь-апрель
Обзор «Учебные пособия – важный помощник на уроках.»
Заседание методического объединения, май 2012г.


6.2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Содержание деятельности
Сроки
Форма представления результатов
Отчет о выполнении работы

1
Разработка рабочих программ во2, 3, 4 классах.

Рабочая программа
..

2
Разработка технологических карт по русскому языку, математике, литературному чтению. Окружающему миру для 2, 3, 4 классов
В течение учебного года
Технологические карты
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

3
Разработка содержания контрольных работ
В течение уч.года
Тексты контрольных работ
Самоконтроль
Зам. директора по УВР

4
Обобщение собранного в течение учебного года материала по программно-методическому обеспечению образовательного процесса
Вторая-третья неделя июня
Методические разработки
Заседание МО, август 20.г.

5
Написание рекомендаций по использованию методического материала для коллег
июнь
Вариант текста «Методические рекомендации по использованию современных методик для снятия перегрузки учащихся»
Заседание МО, август 20..г.

6
Подготовка рекомендаций к изданию методических рекомендаций по использованию современных методик для снятия перегрузки учащихся
Июль-август
Окончательный вариант текста «Методические рекомендации по использованию современных методик для снятия перегрузки учащихся»
Заседание районного МО учителей начальных классов, сентябрь 2012г.





6.3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
№ п/п
Содержание деятельности
Сроки
Форма представления результатов
Отчет о выполнении работы

1
Обобщение опыта обучения по теме: «Использование современных методик для снятия перегрузки учащихся».




Сентябрь-февраль
Доклад на заседании МО
Заседание МО, март 2012г.

2
Написание статьи «Подготовка учащихся к современным методикам преподавания на уроках в начальной школе».

































апрель
Статья в сборник методических разработок учителей начальных классов
Районный методический кабинет


6.4. Участие в системе школьной методической работы.
№ п/п
Содержание деятельности
Сроки
Форма представления результатов
Отчет о выполнении работы

1
Участие в проведении заседаний школьного МО учителей начальных классов.




В течение года
Анализ по итогам работы за учебный год
Заседание МО, май 2012г.

2
Подготовка заданий для школьной олимпиады по русскому языку, математике в начальной школе.








октябрь
Задания для олимпиады
Заседание МО, ноябрь 2011г.

3
Участие в проведении заседаний районного МО учителей начальных классов



В течение года
Анализ по итогам работы за учебный год
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

4
Участие в предметной неделе: «Уроки в начальной школе».




По плану школы
Разработки материалов
Руководители ШМО

















6.5. Участие в системе учебно-методической работы районного и областного уровней.
№ п/п
Содержание деятельности
Сроки
Форма представления результатов
Отчет о выполнении работы

1



2
Курсы совершенствования учителей начальных классов.

Участие в районном (областном) семинаре учителей начальных классов.
























Январь-февраль
Реферат, открытый урок
РМО, 2012г.
















6.6. Работа в составе органов управления школой.
№ п/п
Содержание деятельности
Сроки
Форма представления результатов
Отчет о выполнении работы

1
Подготовка материалов для заседания педсовета с повесткой дня «Использование современных методик обучения на уроках»






















.
Тезисы выступления и справочные материалы
Заседание педсовета, январь 2012г.









1 этап
Содержание
Сроки

Д И А Г Н О С Т И Ч Е С К И Й
В современной российской школе знания осваиваются преимущественно вербально, и процесс обучения чаще всего не вызывает интереса у школьников. Поэтому перед учителем встает вопрос: как сделать,  чтобы эти знания воспринимались эффективно на личностном уровне?
Для меня, приоритетными педагогическими технологиями в работе являются:
личностно-ориентированный подход;
технология сотрудничества и развивающего обучения;
проблемные, поисковые, творческие подходы на основе активизации мыслительно-аналитической деятельности учащихся;
технологии на основе гуманизации и демократизации отношений;
информационные системы и технологии.
Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.
При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.
1-ый год

2 этап
Содержание
Сроки

П Р О Г Н О С Т И Ч Е С К И Й
Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность».
Учитывая возрастные особенности детей данного возрастного периода, рекомендуется непосредственную проектную деятельность начинать со 2-ого класса. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Второклассник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.
Содержание проектного образования младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в этот новый вид учебно-познавательной деятельности.
Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.
Знания и умения, приобретаемые учащимися  на уроках, очень разнообразны и тесно связаны с другими общеобразовательными предметами – изобразительным искусством, музыкой, окружающим миром, математикой, историей, литературой и др. Поэтому, организуя исследовательскую работу учащихся,  я использую межпредметные связи, учитывая знания, полученные учащимися по другим предметам и опираясь на эти знания.
Включение приемов исследовательской работы в урок способствует развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике. На уроках такая деятельность заключается в формулировании целей и задач предстоящего исследования, нахождении необходимых знаний, выполнении на их основе практических работ: написание мини-сочинений «Обоснование выбора темы исследования», критический анализ литературы (описательно-исследовательские работы), составление чертежей, схем, конструирование предметов и разнообразных устройств, их оформление, изготовление предметов и т.п.
Развитие интереса к работе зависит от творческой атмосферы на уроке и стимуляции самостоятельной практической или исследовательской деятельности.
1-ый год

3 этап
Содержание
Сроки

П  Р А К Т И Ч Е С К И Й

Ученик
Определяет цель деятельности
Открывает новые знания
Экспериментирует
Выбирает пути  решения
Активен
Субъект обучения
Несёт ответственность за свою деятельность
Учитель
Помогает определять
Рекомендует источники информации
Раскрывает возможные формы работы
Содействует прогнозированию результатов
Создаёт условия для активности школьника
Партнёр ученика
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
1-ой год

4 этап
Содержание
Сроки

О Б О Б Щ А Ю Щ И Й
Работа в творческой группе «Работа с мотивированными на обучение детьми» (выступление, обмен опытом )
Обобщение опыта работы (выступление на МО учителей начальной школы ).
Доклад на научно- практической конференции учителей. в конце года.
Участие учащихся в научно- практической конференции учеников начальной школы. Защита индивидуальных проектов:
«Радуга» -ученица 2 класса Балыгина Дарья
«Семь чудес света»-Овчаров Матвей
«Новые чудеса света»-Попков Никита
Коллективные проекты класса:
«Медведи»
«Магия числа семь»
«Метафоры, олицетворения и сравнения в произведениях учащихся начальной школы».
2-ой год

5 этап
Содержание
Сроки

В Н Е Д Р Е Н Ч Е С К И Й
Так как этот вид деятельности внес положительную динамику в работу над выбранной мною темой, заинтересовал учащихся и учителей, я решила использовать его в своей дальнейшей работе и распространять в коллективе учителей и учеников.
2-ой год


6.Работа по направлениям. 7.Предполагаемые результаты. 8. Форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Отчёт по работе можно представить и в виде защите проекта, презентации.







5.Контроль за самообразованием педагогов.

В целях методического осуществления контроля за самообразованием педагогов в конце учебного года заполняется таблица:

предмет
Ф.И.О.
учителя
Этапы профессионального развития



Развитие своего опыта
Освоение чужого опыта
Освоение научной разработки
Создание новой практики через эксперимент



Указывается проблема
Чей опыт, где он опубликован
Из какого журнала, книги и т.д.
Проблема эксперимента


1.2 По итогам работы над темой самообразования заполняется лист «успешности учителя» и проводится корректировка профессионального развития каждого педагога, определяются коллективные и индивидуальные формы самообразования учителей.





















Методические рекомендации по составлению программ самообразования для учителей


Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные куры повышения квалификации, семинары и конференции, посещение уроков коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков. Учитель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям: в профессиональной сфере (знание своего предмета), в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.), в сфере педагогической психологии и т.п. В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение уроков коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом учитель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.
В начале учебного года педагоги выбирают тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество. Тему учитель выбирает исходя из своих потребностей.













Литература:

О. С. Анисимов, Л. Г. Петерсон, Л. А. Грушевская «Центр системной деятельности педагогики».
О. С. Анисимов, Л. Г. Петерсон, Л. А. Грушевская «Деятельностный метод обучения».
О. С. Анисимов, Л. Г. Петерсон, Л. А. Грушевская «Реализация деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе».
Н. Н. Ценарёва «Реализация технологии деятельностного метода (системно – деятельный подход) – основа ФГОС нового поколения».
Т. В. Сонченко «Современный урок в рамках требований ФГОС».
Л. Е. Журова «Методика обучения» - М.: Вентана-Граф, 2011г. – (Начальная школа 21века).
7.Предполагаемые результаты.

1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по предмету не ниже б., отсутствие неуспевающих).
2. Разработанные программы по ..
3. Проведенные открытые уроки перед учителями ..школы, района.
4. Проведенные мастер-классы перед учителями школы, района.
5. Доклады и выступления.
6. Разработка дидактических материалов.
7. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.
8. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
9. Организация работы . кружков .
10. Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
11. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.
12. Личная методическая веб-страница.
13. Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности












8.Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях учителей района, перед учителями.











P1010464 копия