План урока Проезд по траектории «змейка» передним и задним ходом

Профессия 23.01.03 Автомеханик
МДК.02.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С»
Раздел 1. Первоначальное обучение вождению
Тема: Проезд по траектории «змейка» передним и задним ходом
Дата проведения 20.06.2016 г.
Место проведения Гараж, автодром
Регламент 2 часа
Мастер п/в Денискин С.В.
Участники студенты группы А 2-14
Согласовано ___________________
Старший мастер Шкатов С.Ю.


Пояснительная записка

Реализация программы ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров по профессии 23.01.03 Автомеханик начинает реализовываться в рамках МДК.02.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С» и предполагает обязательное индивидуальное обучение вождению, которое состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях реального дорожного движения.
Индивидуальное обучение управлению транспортным средством категорий «С» осуществляется согласно утвержденной Примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «С» 2014 года, вне сетки расписания (на каждого студента) учебного плана.

План урока

Цели урока:
Образовательные:
Сформировать у студента понимание такого действия как техника руления автомобилем при движении передним и задним ходом
Подготовить обучающегося к управлению автомобилем в условиях реального дорожного движения.
Развивающие:
Развить умение правильного пространственного ориентирования при управлении автомобилем передним ходом, «чувство габаритов» автомобиля, соизмерения скорости движения, обзорности и безопасности движения.
Воспитательные:
Сформировать профессиональные качества личности будущего водителя автомобиля;
Сформировать общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Методы обучения: Рассказ, беседа, показ приемов выполнения задания, практическое выполнение заданий
Тип урока: формирование умений практического вождения.

Техническое и дидактическое оснащение урока:
Оборудование: учебный автомобиль, разметочное оборудование, технологическая карта
Дидактические материалы: учебники: Правила дорожного движения РФ 2015 г., Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения
Технологическая карта:
Этапы учебного занятия
Вид задания,
содержание учебного материала
Метод обучения (контроля)
Средства обучения
Время
Деятельность мастера п/о
Деятельность обучающихся

1
2
3
4
5
7
8

I. Организационный момент
Организация внимания. Проверочная беседа по готовности к занятию
Словесный

3 мин.
Проверка готовности обучающегося к занятиям (внешний вид, самочувствие, наличие соответствующей обуви для вождения автомобиля, индивидуальной книжки вождения);
Отвечают на приветствие мастера.

II. Вводный инструктаж
Объявление темы и целей урока
Словесный, наглядный
Учебный автомобиль
3 мин
Психологическая подготовка к восприятию урока:
- организация внимания
- устранение отвлекающих факторов
- формирование интереса
Целевая установка:
объявить номер и название отрабатываемого задания, цель занятия, время.
Проинструктировать обучающегося по
соблюдению правил техники безопасности при выполнении
упражнения.
Готовятся к восприятию урока: убирают лишние вещи, отключают телефоны.
Первый обучаемый, согласно графика вождения, производит контрольный осмотр


Актуализация опорных знаний
Словесный, наглядный
Учебный автомобиль
2 мин
Вопросы:
1. Что такое маневренность автомобиля и от чего она зависит?
2. В каких местах запрещен разворот?

Отвечают на поставленные вопросы в процессе актуализации


Формирование новых знаний
Словесный, наглядный
Учебный автомобиль
10 мин
Введение новой информации:
а) Научить обучаемого двигаться на автомобиле по зигзагообразному проезду передним и задним ходом.
Ошибками обучающихся при выполнении пункта «а» считать:
1.Наезд автомобилем на
ограничители.
2. Нарушил траекторию выполнения упражнения. 
3. Двигатель заглох.
Слушают и фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии


Мотивация к введению новых знаний
Наглядный

Учебный автомобиль
6 мин

Слушают мастера п/о


Закрепление материала. Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям с возможностью самопроверки. Анализ типичных ошибок
Частично-поисковый
Учебный автомобиль
5 мин

Самостоятельная индивидуальная работа.


Систематизация и обобщение знаний
Наглядный
Учебный автомобиль
4 мин

Смотрят показ на автодроме

II Основной этап (текущий инструктаж)
Целевые обходы мастера с целью:
проверки организации рабочего места водителя
Словесный, наглядный, инструктивный
Учебный автомобиль
10 мин
Осмотр рабочего места на готовность обучающегося к управлению автомобилем (пристегнут ремень безопасности, отрегулированы зеркала заднего вида и сиденье водителя)

Регулирует сиденье водителя, зеркала заднего вида, пристегнул ремень безопасности






Знакомство с техникой безопасности при выполнении упражнения

Слушают и воспринимают новые знания


Проверки правильности выполнения упражнения
Практическая, самостоятельная индивидуальная работа.
Учебный автомобиль
40 мин
Контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы и исправляет допущенные ошибки

Выполнение упражнения в соответствии с инструктивно-технологической картой.


Проверки соблюдения правил техники безопасности
Словесный, наглядный, фронтальный опрос.

5 мин
Осмотр обучающихся на факт использования ремня безопасности, стояночного ручного тормоза, организация рабочего места.




Проверки актуальности и правильности ведения самоконтроля
Контрольно-обобщающий, словесный.

15 мин
При необходимости
повторным показом и тренировкой
достигает устранения допускаемых ошибок.

Выполнение упражнения

IV. Заключительный этап (заключительный инструктаж)
Анализ выполнения упражнения
Контрольно-обобщающий, словесный, наглядный

5 мин
Отметить положительные и отрицательные стороны выполнения упражнения обучающимся
Наблюдают за действиями мастера, слушают замечания.


Подведение итогов занятия
Словесный, учебная дискуссия, наглядный

3 мин
Подводит итоги за занятие, анализирует деятельность каждого обучающегося; выставляет оценки за занятие заносит её в
книжку учёта вождения и в путевой лист под роспись обучаемого.

Слушают участвуют в дискуссии.


Рефлексия деятельности.
Словесные, наглядные

3 мин




Объявление домашнего задания


2 мин
ПДД п. 8, О.В. Майборода «Основы управления автомобилем и безопасность движения» стр. 132-136
Слушают, записывают задание.


Уборка рабочего места


4 мин
Контролирует процесс уборки.
Последний обучаемый производит
ЕТО.




Упражнение «Змейка»

В процессе выполнения упражнение вам предстоит объехать по очереди 4 стойки, оставляя их то справа, то слева от автомобиля. Важно не выезжать за линии, ограничивающие амплитуду траектории, не сбить стойки и остановиться перед линией "стоп".
Порядок действий при выполнении упражнения "змейка":
1. Подъезжаем к линии "Старт", останавливаемся перед ней. Включаем нейтральную передачу, ставим машину на ручной тормоз.
2. Проезжаем площадку для упражнения по заданной траектории.
3. Включаем нейтральную передачу, ставим машину на ручной тормоз.


Как правильно выполнять упражнение "змейка":
Цель упражнения: объехать ряд препятствий по траектории, не выезжая за границы упражнения.
Руль, стоя на месте, крутим только в случае крайней необходимости, стараемся делать это в движении!
1. Подъезжаем к линии «старт» и останавливаемся. Лучше подъехать к линии под небольшим углом в сторону начала движения, и приблизительно по центру стартовых ворот.
2.Включаем нейтральную передачу и стояночный тормоз.
4. Включаем первую передачу, выключаем стояночный тормоз. Отпускаем педаль сцепления не до конца, важно обеспечить небольшую скорость движения автомобиля. Начинаем двигаться в первый проём между стойками. Стойку, которая находится в начале упражнения (около линии «старт»), важно просто не задеть.
5. К следующей стойке подъезжаем на прямых колёсах, и расстояние между автомобилем и стойкой должно быть 60-80 сантиметров.
6. Когда стойка окажется в середине переднего окна автомобиля, смело поворачиваем за неё. Руль выкручиваем сразу и до упора! В этот момент прицеливаемся на следующую стойку. Если автомобиль будет проходить дальше от стоек, мы рискуем выехать за ограничивающие коридор линии, плюс, возникнут сложности с входом в следующий проём. Если автомобиль будет проходить слишком близко к стойкам, мы рискуем задеть их задней боковой частью кузова.
7. По аналогии с пунктами 5 и 6 проходим другие стойки.
8. Останавливаемся у линии "стоп" в конце упражнения. Включаем нейтральную передачу и стояночный тормоз. Автомобиль должен полностью находиться во второй половине упражнения.
Распространённые ошибки при выполнении упражнения "змейка":
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Ускорение в процессе выполнения упражнения приводит к тому, что автомобиль не вписывается в отведённое для упражнения пространство, пересекая сплошную линию разметки, либо сбивает стойку.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Кандидат в водители не успевает вовремя крутить руль, ошибка траектории движения нарастает. Автомобиль либо сбивает стойку, либо не вписывается в отведенное для упражнения пространство.
Таблица штрафных баллов для упражнения "змейка":
1.
Сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки.
5

2.
Пересек линию «Стоп» (по проекции переднего габарита ТС).
5

3.
Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе.
3

4.
Не включил стояночный тормоз после остановки перед линией “Стоп”.
3

5.
При выполнении упражнения заглох двигатель.
1
















Маневренность – это способность автомобиля быстро реагировать на развороты рулевого колеса, выполнять разворот на минимальной площади. Маневренность зависит от нескольких показателей: габаритных размеров, ширины [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], величины колесной базы, предельных углов поворота передних колес. Минимальный радиус поворота – основная характеристика маневренности автомобиля.








Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства