Программа самообразования учителя начальных классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Программа
профессионального самообразования
учителя начальных классов
Чумаковой Ольги Николаевны,
первой квалификационной категории,
на 2015-2018 г.г.
Содержание программы
1. Тема самообразования.
2. Цель изучения и задачи.
3. Концепция программы.
4. Анализ ресурсов.
5. Место в педсистеме.
6. Индивидуальный план работы над темой.
7. Ожидаемый результат.
1. Тема самообразования:
«Применение групповой и парной работы для развития мотивации познавательной учебной деятельности младших школьников как фактор повышения профессиональной компетентности педагога»
Сроки реализации: 2015-2018 г.г.
2. Цель изучения:
Обобщить опыт по внедрению групповой работы и работы в парах в учебный процесс, показать эффективность её использования для развития мотивации учащихся.
Задачи:
1.  Раскрыть особенности групповой работы;
2.  Показать возможную методику организации уроков с использованием коммуникативных технологий;
3.  Определить, какое место коммуникативные технологии занимают в учебно-воспитательном процессе при формировании у учащихся УУД.
3. Концепция программы.
В современном обществе, в условиях перестройки всех его звеньев, особенно образования, поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, рациональных вариантов содержания обучения и его структуры является объективной потребностью. Одной из центральных проблем современной школы можно назвать формирование учебной мотивации учащихся. Актуальность её изучения обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая проходит более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к ней, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, чувство долга, ответственности и другие мотивы учения.
«Умение учиться – это новообразование, которое, в первую  очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества». Г.А.Цукерман 
В последнее время отмечается низкий уровень коммуникативной компетентности детей. В связи с этим новая система образования в условиях ФГОС ставит задачу: воспитание умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Все проблемы в развитии коммуникативных способностей ребёнка ярко свидетельствуют о необходимости обучению детей работе в группе. 
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Применяя групповую работу и работу в парах, я заметила, что происходит активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Следовательно, повышается его познавательная мотивация и интерес к учёбе: активизируется познавательная деятельность; развиваются навыки самостоятельной учебной деятельности; развивается умение успешного общения; совершенствуются межличностные отношения в классе .   Девиз моей педагогической деятельности:
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» И.Г. Песталоцци.
4. Анализ ресурсов.
Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников – М.,1977
Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. В кн: Избранные труды. М.,1995
Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности//Психологическая наука и образование, 1996
Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Педагогический центр “Эксперимент”, Рига, 1997.
Развитие субьекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под редакцией Е.Д.Божович. М.: ПЕР СЭ, 2005
Н.Г. Малкова, Г.Б. Пичурина – О развитии доминантных подструктур мышления пространственного мышления учащихся в процессе обучения /Педагогическое обозрение, научно-методический и информационный журнал, 2005, № 4
Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 3.
Кузнецова, И.В. Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11.
Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савуш кина // Завуч начальной школы. – 2008. – № 4.
Танцоров, С. Групповая работа в развивающем обучении / С. Танцоров. – Рига, 1997. 6. Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А. Цукерман. – М. : Просвещение, 1985.
5. Место в педсистеме.
Выбранная мною тема самообразования находится в связи с методической темой школы: «Развитие профессиональной компетентности учителя через внедрение развивающих педтехнологий как ресурс повышения качества образовательного процесса школы». Деятельность учителя на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Одной из таких форм является парная и групповая работа, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Правильно выстроенная система работы в группах позволяет повысить познавательный интерес учащихся, значит развивать и положительную мотивацию к учению. Задача учителя состоит в том, чтобы используя знания новых педтехнологий, найти им место в своей системе работы. Находить оптимальные способы применения для повышения качества работы и качества обучения.
6. Индивидуальный план работы над темой.
Образовательная задача Сроки Действия Где будет заслушиваться
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. учебный год 1. Выявление затруднений учащихся при изучении русского языка и математики через анкетирование учащихся;
2. Анализ полученных результатов;
3. Поиск необходимой информации по проблеме через изучение СМИ, ресурсов Интернет На заседании школьного МО учителей начальных классов
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП Определение цели и задач работы над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. учебный год 1. Сформулировать цель и задачи, позволяющие ее реализовать;
2. Изучение НПБ, не противоречащей Закону «Об образовании», проведение уроков с использованием данной технологии, анализ уровня активности учащихся на них и их эффективности, планирование индивидуальной работы над темой самообразования (в том числе определение сферы уместности проведения уроков с применением коммуникативных технологий);
3. Определение конечных результатов от применения коммуникативных технологий на уроках русского языка и математики Итоговое заседание МО учителей-предметников (май)
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. учебный год 1. Использование на уроках русского языка и математики коммуникативных технологий (работа в парах и групповая) при изучении новых тем, закреплений и повторений.
2. Пополнение своей методической копилки.
3. Анализ качества и успеваемости учащихся по предметам, анкетирование учащихся.
4. Корректировка использования групповой работы Мастер-классы на уровне ОУ, района
ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. учебный год 1. Сбор аналитических данных по итогам обучения за 5 лет (успеваемость, качество, удовлетворенность учебными дисциплинами и т. д.), соотношение планируемых и достигнутых результатов, выявление причин несоответствия (если таковы будут).
2. Обобщение опыта работы по данной методической теме через работу школьного сайта, пополнение его наработанными материалами, публикации разработок уроков в сети Интернет. Итоговое заседание МО учителей начальных классов, выступление на городском МО учителей начальных классов
6. Ожидаемый результат.
В результате применения коммуникативной технологии на уроках русского языка и математики станет возможным:
- повышение познавательной мотивации учащихся (%);- увеличение качества обучения учащихся (%);- повышение эффективности формирования компонентов учебной деятельности (%)- успешность решения учебных задач(%)
- повысится уровень развития межличностных отношений(%).