АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»


АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
«ФОРМИРОВАНИЕ
МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ
МАТЕМАТИКИ»
Автор: Лазарев Дмитрий Николаевич - учитель математики

«Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Мазурская общеобразовательная школа»
с. Мазурка, Поворинского района Воронежской области
2016г.
«Школа должна дать учащимся не только определенную сумму знаний, но и привить умение самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке современной научно – технической информации»
Академик А. Александров.
В настоящее время, как никогда ранее, на первый план в мире вышла проблема развития интеллектуального потенциала нации вообще и отдельной личности в частности. Век высоких технологий требует развитого интеллекта, в основе которого лежит его творческое начало. Сформировать и развить его – одна из главных задач современной школы. «Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации... Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Сегодняшнее поколение называют цифровым. И действительно, оно первое, которое будет жить в цифровой среде. Это заставляет нас, учителей математики, задуматься о том, как учить и чему учить. Мой девиз в работе: «Каждый ребенок успешен!» Главный для меня вопрос: как развить интерес к обучению, как научить ребенка мыслить и самостоятельно делать выводы. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности. Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Еще Сократ разработал свой процесс мотивации, а Аристотель выделил четыре различных вида причин, побуждающих человека к действию. Проблема мотивации учебной деятельности традиционна и для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования занимались в разные годы Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Божович Л.И., Маркова А.К., Абрамова Г.С., Матюхина М.В., Щукина Г.И., Якобсон П.М. и другие ученые.Учебная мотивация определяется ими как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых - спецификой учебного предмета.
Выделяют 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и отрицательное.
Положительное отношение характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.
Процесс формирования положительного отношения к учению считаю для себя значимым и основополагающим. Свою работу я начал с изучения мотивации учащихся. С этой целью была проведена диагностика мотивации к изучению математики в средних и старших классах. В 5-8 классах использовался опросник Евгении Лепешовой , тест А.Мехрабиана. Результаты диагностики показали, что у учащихся 5-6 классов уровень положительной мотивации к изучению математики намного выше, чем у учащихся 7-8 классов. Этим объясняется снижение результативности учебной деятельности в этих классах. Результаты диагностики в 10-х классах показали, что у 65% учащихся присутствует мотив самореализации и осознание социальной необходимости учебы. Но были и такие ответы: «Математику не люблю, но учить буду, так как нужно сдать ЕГЭ».
Принимая во внимание падение интереса к математике, я считаю формирование и развитие мотивации к предмету первостепенной задачей. Результаты диагностических тестов выявили детей, на которых следует обратить особое внимание. Используя основные положения исследований Эльконина Д.Б «Обучение и мотивация», я определил основные направления своей работы:
использование технологий обучения, которые позволят сформировать на оптимальном уровне мотивацию учебно-познавательной деятельности и учитывают индивидуальные различия, а также творческие способности учащихся;
систематическое проведение мониторинга развития личностных качеств учащихся на основе использования комплексной методики определения уровня развития мотивации.
Для формирования мотивации и развития учащихся использую следующие инновационные образовательные технологии:
Проблемный метод обучения
Элементы методики Прокофьевой О.И.
Личностно-ориентированный подход
Информационно-коммуникационные технологии
При изучении нового материала я использую проблемный метод обучения. Считаю, что процесс мышления берёт своё начало в проблемности познания. При проведении уроков использую достижения педагогов – новаторов и методику развивающего обучения. Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности. Оно основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому я предлагаю цепь проблемных ситуаций в сочетании с традиционным методом изложения. Предлагаю проблемные ситуации, которые различаются по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям. Например, при изучении в 5 классе темы “Сложение дробей с разными знаменателями” в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (“ситуация успеха”) включаю задание, где знаменатели разные. Происходит “заминка” (проблема), и начинаем думать: “Почему не получилось?” Приходим к выводу, что нужно привести дроби к общему знаменателю. Учебники математики И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича (5-6 класс) продолжают традиции развивающего обучения Л.В.Занкова. Изучение нового материала начинается с создания проблемной ситуации. Разрешив ситуацию, учащиеся самостоятельно приходят к выводу, дают определение, определяют алгоритм решения. Моим ученикам очень нравится, когда мы вместе “упорядочиваем” весь учебный материал - ведём конспекты, где собраны все наши выводы, схемы, модели способов решения. Конспект - личное творчество ученика. Я разрешаю писать разными ручками, рисовать, передавать своё настроение, отношение к изученному. Иногда дети сами создают проблемные ситуации. Так, при изучении признаков равенства треугольников ученик 7 класса неожиданно спросил: «Почему нет признака равенства треугольников по трем углам?» Обсудив этот непростой для семиклассников вопрос, мы сделали еще одно маленькое открытие. При изучении и закреплении нового материала я предлагаю учащимся задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями. При решении геометрических задач в 7 классе мы рассматривали вопрос нахождения расстояния между двумя недоступными объектами, в 8 классе при изучении темы «Площадь треугольника» выполняли практическую работу, связанную с измерениями на местности площадей земельных участков.
Формированию мотивации способствует использование элементов
 методики О.И.Прокофьевой, цель которой - самообразование детей в школе. Я стараюсь, как можно раньше приучать детей к самостоятельной деятельности. Перед изучением новой темы я даю отдельным учащимся задания подготовить сообщения из истории математики. Дети с удовольствием используют возможности Интернета, отбирают нужную информацию, делают небольшие презентации. Приучать детей к самостоятельности помогают творческие задания. В каждом классе всегда найдутся дети, которые будут выполнять эти задания с интересом и удовольствием. Такие задания включают в себя элементы поисковой работы, заставляют обращаться к дополнительной литературе, расширяют кругозор. Учащимися 8 класса были выполнены исследовательские работы по темам «История теоремы Пифагора и способы её доказательства», «Неизвестная формула Герона». Шестиклассникам было предложено найти автора и название картины, на которой изображены дети, решающие сложный пример, найти информацию о картине, объяснить её название, найти рациональный способ решения данного примера. При этом нужно было привести свои примеры рациональных приемов устного счета, сделать вывод. На этапе закрепления нового материала сначала к доске выходят сильные учащиеся, те, кто хорошо поняли новую тему. Затем вызываю к доске несколько человек, даю им один и тот же пример. Тот, кто решит раньше, может помочь соседу, слабый ученик может пока просто посмотреть у товарища. Очень важно не пассивно ждать, а самому проявить активность в получении знаний. Не каждый ребенок способен попросить помощи. К этому детей нужно приучать. Ребенок не должен бояться выходить к доске, психологически должен быть готов попросить помощи. Дети быстро привыкают к такой форме работы. Получают чувство удовлетворения от решенного примера, психологическое напряжение снимается. Получается математический тренинг, что дает возможность увидеть каждого ученика. У детей появляется чувство уверенности. При этом я оценки не ставлю. Такая форма эффективна в большом классе.
В своей работе я использую личностно-ориентированный подход, который помогает поддерживать интерес учащихся к предмету. (Автор-разработчик - Якиманская И.С.). Главная задача такого обучения - проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности в учебном процессе. Личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса. Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:
способность человека к выбору;
умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
поиск смысла жизни, творчество;
формирование образа “Я”;
ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).
В личностно-ориентированном образовании ученик-- главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому». Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков
Цели традиционного урока
Цели личностно ориентированного урока
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми
4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
5. Планирует и направляет детскую деятельность
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения
В настоящее время очень актуален вопрос объективной оценки знаний. Пятибалльная система оценки не всегда объективно отражает реальные знания учащихся. В 6-ом классе я практиковал рейтинговую оценку знаний учащихся. Балльная система позволяет учащимся объективно оценить свои достижения, сравнить свои достижения с результатами других детей.
В оценочный лист я включал самостоятельные и контрольные работы, а также творческие работы и участие в олимпиадах, тестовые домашние работы. Общая рейтинговая таблица вывешивалась в классе, после каждой работы выставлялись баллы. При этом результаты фиксировались в индивидуальном листе учета ученика, информировались родители. В конце четверти подводились итоги, распределялись места. Такая оценка знаний стимулирует ученика, приучает к самостоятельности в учебном труде, заставляет учиться лучше, побуждает к творчеству.
Поэтому необходимо прививать интерес к изучению предмета через прикладные вопросы, организуя обучение через внеклассную и внеурочную деятельность. Занимательная или развлекательная математика восходит к древним временам. Уже в древнеегипетской книге Ахмеса встречаются занимательные задачи. В подготовительной работе выделяются два момента: организационный и дидактический
Организационная деятельность помогает привить интерес к внеурочным занятиям математикой, привлечь к участию в массовых мероприятиях, состязаниях. Дидактическая роль состоит в том, чтобы поддержать возникший интерес.
Занятия математического кружка позволили не только развить интерес к математике, но и подготовить детей к восприятию геометрического материала. Решение задач олимпиадного уровня помогает приобрести качества, необходимые для творчества: аналитический и критический подход к информации, самокритичность. Учащиеся 6-7 классов с интересом принимают участие в Межрегиональной заочной математической олимпиаде Всероссийской школы «Авангард», у учащихся 4-5 классов вызвал интерес «Молодежный математический чемпионат» Тестовые задания разного уровня сложности позволили детям выбрать посильные задания для себя, поверить в свои силы. В прошлом учебном году учащиеся 6 класса приняли участие в дистанционной олимпиаде по математике, проводимой МГУ. В этом учебном году многие учащиеся приняли участие в заочной олимпиаде Института развития школьного образования. Участие в конкурсах и олимпиадах дает ученикам возможность проверить уровень своих знаний. Многие учащиеся старших классов выбирают физико-математический профиль. Программа элективных предметов составляется с учетом потребностей будущих выпускников. Многие выпускники выбирают профессии, связанные с математикой (технические вузы).
С моей точки зрения, универсального метода преподавания не существует, одни вещи следует преподавать одним методом, а другие - другим, более подходящим. Но нельзя представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий активно занимаются такие исследователи как, Полат Е. С., Дмитреева Е. И., Новиков С. В., Полилова Т.А., Цветкова Л. А. т. д. Я выделяю несколько способов использования ИКТ на уроке, приводящих к формированию положительной мотивации учения:
иллюстративный – для демонстрации опытов, схем, видеофрагментов различных технологий, в том числе для самоконтроля;
как инструмент исследования, позволяющий обучающимся самостоятельно проводить исследования и эксперименты;
контролирующий – для проведения тестирования с применением самопроверки
Все они являются действенным средством формирования положительной мотивации учения. На уроках математики я использую мультимедийные средства:
«Математика 5-11классы. Практикум»
«Уроки геометрии Кирилла и Мефодия»
«Интерактивный тренинг-подготовка к ЕГЭ»
Материала для подготовки к ЕГЭ учебного центра «Резольвента»
В своей работе использую авторские презентации учителей-новаторов и создаю свои ресурсы для уроков математики.
Перечисленные программы стали частью отдельных уроков: уроков повторения, уроков обобщения и т. д., то есть были успешно интегрированы в учебный процесс. Таким образом, формирование мотивации к изучению математики способствует развитию таких важных качеств, как:
самостоятельность: не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
предприимчивость: ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
конкурентоспособность: умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Моя работа по формированию и развитию учебной мотивации позволяет обеспечивать устойчивые положительные результаты образовательного и воспитательного процесса. Уровень подготовки моих учеников соответствует требованиям государственного стандарта.
Выпускники поступили на технические и экономические специальности в высшие учебные заведения .Исследование мотивации с использованием диагностических тестов позволяют сделать вывод, что у многих учащихся уровень мотивации к обучению математики в течение года повысился.
Я уверен, что если учитель уделяет внимание каждому ученику, одобряет каждый новый, пусть даже незначительный результат ребенка, то у такого учителя каждый ребенок будет успешным.



Список используемой литературы :Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. - 2010. - N 4. - С. 29-42
Левин Э.А. . Самообразование детей в школе: Новаторская методика.//Феникс – 2008
Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с.