Методическая разработка семинарско — практического занятия для преподавателей ПМ.01. Диагностическая деятельность МДК.01.01 Пропедевтика клинических дисциплин Специальность «Лечебное дело» 31.02.01 Тема: «Методы исследования больных с заболеваниями


Министерство Здравоохранения Челябинской области
ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

Методическая разработка
семинарско - практического занятия
для преподавателей
ПМ.01. Диагностическая деятельность
МДК.01.01 Пропедевтика клинических дисциплин
Специальность «Лечебное дело» 31.02.01
Тема: «Методы исследования больных с заболеваниями органов дыхания»

Сатка2016
Рассмотрена Утверждаю
на заседании Зам. директора У. Р.
ЦМК лечебного дела Севостьянова И.А.
« ____»_________2016г. «____»_________2016г.





Составитель Крохина Т.В. преподаватель клинических дисциплин
ПМ. 01. Диагностическая деятельность
Содержание
Методическое пояснение…………………………………… ……………. 4
Цели занятия ……………………………………………………………….. 4
Интеграция учебной информации темы ………………………………. 7 4
Методы обучения и методические приемы ………………… ………… 8
Хронокарта практического занятия……………………………………... 9 7
Этапы планирования занятия…………………………………………. 10 1
Список используемых источников ……………………………………… 12
Приложения……………………………………………………………………13 1
Приложение № 1Тестовый контроль…………………………………… 16 1
Приложение № 2Ситуационные задачи……………………………… 17 1
Приложение № 3 Терминологический диктант………………. ……...……21 1
Приложение №4 Эталоны ответов……………………………..………… 24 1
Приложение № 5 Эталоны ответов к ситуационным задачам………… 25 1
Приложение № 6 Рейтинг-таблица………………………………………… 29 2
Методическое пояснение
Qui bene diagnoscit, bene curat.
(Кто хорошо диагностирует, хорошо лечит)
Пропедевтика внутренних болезней – это основы клинической диагностики внутренних болезней, первый предмет, вводящий студента в клинику. Термин «пропедевтика» происходит от греч. propaideyō (обучаю предварительно). Целью дисциплины является формирование основы знаний по диагностике внутренних болезней. В рамках этой цели решаются следующие задачи:
1.овладение основными физическими методами исследования больного;
2.изучение основных симптомов и синдромов, встречающихся в клинике внутренних болезней;
3.изучение дополнительных методов исследования.
Распознать болезнь можно только по ее признакам (симптомам). Умение выделить, проанализировать и правильно оценить симптом дает врачу возможность распознать синдром или симптомокомплекс, целенаправленно продвигаясь к нозологическому диагнозу. Нередко в практической деятельности приходится длительное время основываться на синдромологическом диагнозе, который служит обоснованием выбора тактики ведения больного. Поэтому фельдшеру важно выработать принципы клинического мышления.
На семинаре обсуждаются следующие вопросы:
– принципы проведения расспроса,
– исследования верхних дыхательных путей,
– осмотр и пальпация грудной клетки и интерпретация выявленных симптомов при заболеваниях системы дыхания;
– методика и техника сравнительной и топографической перкуссии легких;
– интерпретация симптомы, выявляемых при перкуссии легких;
– выявление основных и побочных дыхательных шумов, оценка и их диагностическое значение;
– дополнительные методы исследования в пульмонологии.
Цели занятия:
Учебные (дидактические) цели:
– проверить уровень знаний студентов по теме семинарско практического занятия
– углубить, систематизировать и обобщить знания по теме «Методы исследования больных с заболеваниями органов дыхания»
– сформировать и закрепить навыки перкуссии, пальпации и аускультации органов дыхания
Развивающие цели:
– способствовать развитию логического мышления
– способствовать развитию памяти и речи
– развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать
Воспитательные цели:
– стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи, коллективизма,
– стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга.
В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:
Знать:
Основные, дополнительные и общие жалобы при заболеваниях системы дыхания.
Порядок сбора анамнеза (morbi, vitae).
Физикальные методы исследования (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
Дополнительные методы исследования органов дыхания.
Уметь:
Проводить расспрос, собирать и детализировать жалобы больного, характерные для заболеваний системы дыхания.
Проводить наружное исследование, исследование верхних дыхательных путей, осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию грудной клетки.
Излагать историю заболевания.
Выявлять симптомы заболеваний системы дыхания при наружном исследовании, при перкуссии и аускультации легких, делать заключение.
Назначать дополнительные методы исследования
Овладеть практическими навыками:
Расспроса больного с заболеваниями системы дыхания.
Физикального метода исследования (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация).
Освоить следующие компетенции:
Код Наименование результата ПК. 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. +
ПК. 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. +
ПК. 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. +
ПК. 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. +
ПК. 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию. +
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес +
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество +
ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность +
ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. +
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности +
ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями +
ОК.7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий +
ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации +
ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности +
ОК.10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. +
ОК.11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку +
ОК.12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности +
ОК.13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей +
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ
Межпредметные связи
предшествующие сопутствующие последующие
-ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям
-ОП 02. Анатомия с физиологией
- ПМ 02. Психология
- МДК 02.01.1. Сестринское дело в терапии
-МДК 02.01.2 Сестринское дело в педиатрии
-МДК 01.01.2.2 Диагностика в гериатрия
-МДК 02.01.6 Сестринское дело в неврологии, психиатрии с курсом наркологии
-МДК 02.01.3 Сестринское дело в хирургии -ПМ 01. МДК 01.01.21 Диагностическая деятельность в терапии
- ПМ 02. Лечебная деятельность
-ПМ 04 Профилактическая деятельность
- ПМ 05 Медико-социальная реабилитация
Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы Обеспечиваемые темы
Субъективные и объективные методы обследования пациентов
Клинико-лабораторная диагностика

Методы обучения и методические приемы
Метод Основное назначение Уровни усвоения Приемы
Объяснительно-иллюстративный; Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала Воспроизведение
Умения и навыки Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций
Проблемного обучения
развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала. Воспроизведение
Умения и навыки
Эвристическая беседа,
Решение типовых задач, выполнение практических заданий по заданному алгоритму
Деловая учебная игра
позволяет закрепить студентами полученные знания
Воспроизведение
Умения и навыки Ситуационные задачи
Тип занятия: практическое занятие
Количество часов: 180 минут
Оснащение (ТСО)
– компьютер, экран, видеопроектор
– доска, мел
– карточки с ситуационными задачами и тестовыми заданиями
– плакаты по теме
– фонендоскоп
– кушетка
Хронокарта практического занятия:
1. Организационный момент – 5 минут
2. Изложение темы, цели и плана занятия – 5 минут
3. Вводный тестовый контроль с проработкой ошибок – 30 минут
3. Демонстрационная часть – 40 минут
4. Эвристическая беседа – 20 минут
5. Демонстрация студентами практических навыков (пальпация, перкуссия, аускультация) – 35 минут
6. Самостоятельная работа студентов (работа в малых группах по 2 человека, терминологический диктант) – 20 минут,10минут
7. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут
8.Задание на дом – 5 минут
Этапы планирования занятия
Этапы занятия Деятельность преподавателя Деятельность студентов Цели Время
1.Организационный момент Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета, оснащение. Отмечает отсутствующих Фамилии отсутствующих говорит староста подгруппы. Доску и мел готовит дежурный Проверить готовность к работе, сконцентрировать внимание студентов 5 минут
2. Основная часть - изложение темы, цели и плана занятия
Сообщает тему, цель и план занятия. Предлагает заполнить протокол занятия Слушают. Заполняют протокол
Активировать внимание, настроить на рабочую обстановку 5 минут
3. Вводный тестовый контроль с проработкой ошибок
Предложить студентам письменно ответить на тестовые задания (приложение 1) Внимательно читают вопрос, выбирают один правильный ответ Проверить уровень знаний перед занятием 40 минут
4.Демонстрационная часть и
Эвристическая беседа
Рассказывает главные моменты темы, демонстрирует плакаты, презентации. Показывает методы пальпации, перкуссии, аускультации
Преподаватель совместно со студентами разбирают тему. Слушают, рассматривают плакаты, презентации. Запоминают
Слушают, дают полные ответы Облегчить восприятие и осмысление материала
Показать, на что ориентироваться в работе.
Закрепить теоретические знания по теме 40 минут
20 минут
5 Демонстрация студентами практических навыков (пальпация, перкуссия, аускультация) Преподаватель предлагает студентам отработать теоретические знания на практике Демонстрируют навыки пальпации, перкуссии, аускультации
Закрепить навыки, полученные в ходе занятия 20 минут
6. Закрепление материала- самостоятельная работа студентов
Преподаватель распределяет ситуационные задачи по парам, один решает задачу, второй анализирует
(Приложение 2)
терминологический диктант
(приложение 3)
При получении задачи действуют согласно своей роли
Отвечают на вопросы преподавателя. Проводят оценку своих ответов (% правильных ответов).
Проверить и закрепить полученные знания. Отработка навыков работы с пациентом, установление доверительного контакта с пациентом. Практическая отработка методов сбора жалоб, анамнеза, методов пальпации, перкуссии, аускультации 20 минут
10 минут
7. Подведение итогов занятия, выставление оценок Подводит итоги занятия, подсчитывает средний балл, выставляет оценки. Отмечает более активных студентов Слушают, подсчитывают баллы Выявить уровень знаний студентов, поощрение активных студентов 10 минут
8. Задание на дом Сообщает домашнее задание к следующему занятию Слушают, записывают Подготовка к следующему занятию 5 минут
Список используемых источников
Мухин Н.А. Пропедевтика внутренних болезней. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Пропедевтика клиничеких дисциплин. Под ред. д. м. н. Э.М. Аванесьянца, к. м. н. Б.В. Кабарухина: - Ростов н/Д: Феникс, 2009Шамов, И.А. Пропедевтика внутренних болезней. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Пропедевтика клинических дисциплин. Под ред. А. Н. Шишкина: - М.: Академия, 2006.
Кузьминов О.М. Клинические задачи по курсу пропедевтики внутренних болезней. - Белгород: БелГУ, 2005Пропедевтика клинических дисциплин. Под ред. Э.М. Аванесьянца: - Ростов н/Д, Феникс, 2005.
Рябчикова Т.В. Практическое руководство по пропедевтике внутренних болезней. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2004.
Пропедевтика клинических дисциплин. Под ред. Э.М. Аванесьянца, Б.В. Кабарухина - Ростов н/Д: "Феникс", 2004Ивашкин В.Т. Пропедевтика внутренних болезней. - СПб.: Питер, 2003.
Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. - М.: Медицина, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тестовый контроль
Задание: выберите 1 правильный ответ
1. Основные жалобы больных с поражением органов дыхания:
1) одышка, кашель, кровохарканье
2) одышка, отеки, боли в грудной клетке
3) одышка, кашель, кровохарканье, боли в грудной клетке
4) одышка, кашель, кровохарканье, боли в грудной клетке, лихорадка
2.Установите соответствие между описанием состояния больного и видом одышки:
Признаки Вид одышки
1) Больной жадно "хватает ртом воздух", беспокоит ощущение неполного вдоха
2) Больного беспокоит ощущение неполноты или затруднения выдоха; выдох удлинен, происходит с участием мышц плечевого пояса а) инспираторная одышка
б) экспираторная одышка
в) стридорозное дыхание
Варианты ответов:
1) 1-а, 2б
2) 1-б, 2-в
3) 1-б, 2-а
3. Определите характер дыхания: ритмичные, глубокие дыхательные движения, которые чередуются с продолжительными дыхательными паузами:
1)дыхание Биота
2)дыхание Куссмауля3)дыхание Чейн - Стокса
4)дыхание ГроккаДайте название формы грудной клетки:
Широкая, но короткая грудная клетка. Надключичные ямки сглажены. Эпигастральный угол тупой. Направление ребер почти горизонтальное. Межреберные промежутки узкие, их втяжения при дыхании не отмечается. Лопатки плотно прилегают к грудной клетке.
1) эмфизематозная
2) астеническая
3) гиперстеническая
4) нормостеническая5. Укажите, какая разновидность одышки будет наблюдаться у больного при спазмах мелких бронхов:
1) экспираторная одышка
2) дыхание Куссмауля или дыхание Чейн-Стокса3) дыхание Чейн-Стокса или дыхание Биота4) инспираторпая одышка
6. Сравнительную перкуссию легких проводят:
1) только по ребрам
2) только по межреберьям
3) по ребрам и межреберьям7. Укажите наиболее характерные изменения перкуторного звука при воспалительном уплотнении легочной ткани:
1)абсолютно тупой (бедренный) или притупленный звук
2)ясный легочный звук
3)тимпанический звук
4)коробочный звук
8. Укажите наиболее характерные изменения перкуторного звука при остром бронхите?
1)абсолютно тупой (бедренный) или притупленный звук;
2)ясный легочный звук
3)тимпанический звук
4)коробочный звук
9. Чем обусловлено появление шума трения плевры?
1) наличие в альвеолах (пристеночно) небольшого количества экссудата или транссудата
2) воспаление листков плевры («сухой» плеврит)
3) альвеолы полностью заполнены экссудатом или транссудатом
4) вязкая мокрота в крупных бронхах
10. Звук, образующийся в альвеолах при воспалении, выслушивающийся на высоте вдоха и не изменяющийся после покашливания, называется:
1) крепитация
2) влажные хрипы
3) сухие хрипы
11.При инспираторной одышке:
1) затруднен вдох
2) затруднен выдох
3) вдох и выдох не изменяются
12.Определите характер дыхания: глубокое шумное редкое дыхание:
1) дыхание Биота2) дыхание Куссмауля
3) дыхание Чейн - Стокса
4) дыхание Грокка13. Дайте название формы грудной клетки:
Грудная клетка удлинена, узкая, плоская. Над- и подключичные ямки отчетливо выражены. Эпигастральный угол острый. Ребра в боковых отделах направлены более вертикально. Межреберные промежутки расширены. Лопатки крыловидно отстают от грудной клетки. Мышцы развиты плохо.
1) эмфизематозная
2) астеническая
3) гиперстеническая4)нормостеническая14. Укажите, какая разновидность одышки будет наблюдаться у больного при экссудативном плеврите или гидротораксе?
1) стридорозное дыхание
2) экспираторная одышка
3) дыхание Куссмауля или дыхание Чейн-Стокса4) инспираторпая одышка
15. Топографическую перкуссию легких проводят:
1) только по ребрам
2)только по межреберьям3) по ребрам и межреберьям
16. Укажите наиболее характерные изменения перкуторного звука при пневмотораксе:
1)абсолютно тупой (бедренный) или притупленный звук
2)ясный легочный звук
3)тимпанический звук
4)коробочный звук
17. Укажите наиболее характерные изменения перкуторного звука при сухом плеврите:
1)абсолютно тупой (бедренный) или притупленный звук
2)ясный легочный звук
3)тимпанический звук
4)коробочный звук

18. Какой основной дыхательный шум наиболее часто выслушивается при наличии полости, соединяющейся с бронхом (менее 5 см)?
1) ослабленное везикулярное дыхание
2) амфорическое дыхание
3) бронхиальное дыхание
4) жесткое дыхание
19. Для синдрома повышенной воздушности легочной ткани (эмфиземы) характерно:
1) амфорическое дыхание
2) эластическая грудная клетка
3) коробочный перкуторный звук
20. У больного при осмотре выявлено ожирение. При исследовании голосового дрожания оно будет:
1) усиленным
2) ослабленным
3) оно не изменится
Приложение 2
Ситуационные задачи
Цель: использование проблемного обучения и решение ситуационных задач для укрепления теоретических и практических знаний у студентов
Время проведения: 20 минут.
Преподаватель сообщает цель и раздает карточки с заданием.
2. Студенты работают в паре.
После ознакомления ситуационной задачи. Один из студентов отвечает на задания. Второй проводит анализ ответа и оценивает. Оценку проводят по бальной системе.
В конце занятия преподаватель дает окончательную оценку, акцентирует внимание на недочеты и ошибки, выявляет положительные стороны.
Задача 1
Мужчина 23 лет обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, недомогание, головную боль, повышение температуры тела до 37,50С, сухой кашель. Болен второй день, заболевание связывает с переохлаждением.
Объективно: температура тела 37,20С. Общее состояние удовлетворительное. Периферические лимфатические узлы не увеличены. Дыхание жесткое, рассеянные сухие жужжащие и свистящие хрипы. ЧДД - 16 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС - 72 в мин, АД 120/80 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Перечислите необходимые дополнительные исследования.
3. Назовите какой звук будет при перкуссии легких по данной задаче.
Задача 2
Больная В., 43 лет, обратилась к фельдшеру с жалобами на ежедневные приступы удушья, особенно затруднен выдох, общую слабость, недомогание. После приступа отходит небольшое количество вязкой стекловидной мокроты. Больна 3 года, указанные жалобы возникают ежегодно в июне, в июле все симптомы исчезают.
Есть двое детей 7-и и 13-ти лет, у которых тоже бывают приступы удушья. У матери и бабушки также отмечались приступы удушья. У больной имеется аллергия на клубнику, пенициллин. 
Объективно: состояние средней тяжести. Больная сидит, опираясь руками о край стула. Кожа чистая, с цианотичным оттенком. Грудная клетка бочкообразная, над- и подключичные области сглажены, межреберные промежутки расширены, отмечается набухание шейных вен, участие вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Дыхание громкое, со свистом и шумом, 26 раз в мин. При перкуссии отмечается коробочный звук, нижняя граница легких по среднеподмышечной линии определяется на уровне 9 ребра, экскурсия легких по этой линии составляет 2 см. ЧДД - 26 в мин. Тоны сердца ритмичные, ясные, 92 в мин., АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите необходимые дополнительные исследования.
3. Какие шумы вы услышите при аускультации.
Задача 3
Больная Е., 50 лет, доставлена на ФАП с жалобами на головную боль, высокую температуру, резкую колющую боль в правой половине грудной клетки, усиливающуюся при кашле, одышку, кашель с мокротой ржавого цвета. Заболевание началось остро, после переохлаждения. Больна 2-день.Объективно: температура 39,40С. Общее состояние тяжелое. Лицо гиперемировано, на губах определяются герпетические высыпания. ЧДД - 28 в мин. При осмотре правая половина грудной клетки отстает при дыхании, при перкуссии справа над нижней долей определяется притупление звука, при аускультации справа над нижней долей дыхание ослабленное, везикулярное, определяется крепитация. Тоны сердца приглушены. Пульс 110 в мин., ритмичный, АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите необходимые дополнительные исследования.
3. Что вы определите при пальпации грудной клетки.
Приложение 3
Терминологический диктант
1 Перкуссия – это метод исследования внутренних органов, основанный на постукивании по поверхности тела обследуемого с оценкой характера возникающих при этом звуков.
Аускультация (лат. Аuscultation – выслушивание) – врачебный метод исследования больного путем выслушивания не посредственно ухом, либо с помощью стето- и фонендоскопа звуковых явлений в сердце, сосудах, легких, кишечнике.
Бронхофония – врачебный метод исследования больного. Выслушивание шепотной речи при произнесении пациентом слов с шипящими и свистящими звуками.
Биота дыхание – глубокие дыхательные движения, сменяющиеся паузами (до 30 с и более).
Голосовое дрожание – проведение голоса с низкочастотными звуками, возникающими при произношении слов «тридцать три» на поверхность грудной клетки. Определяется методом пальпации.
Дыхательные шумы – звуковые явления, выслушиваемые над грудной клеткой и обусловленные перемещением воздуха по дыхательным путям и альвеолам.
Крепитация – побочный дыхательный шум. Однообразные звуки, напоминающие треск, выслушиваемые только на высоте глубокого вдоха.
Мокрота – выделения из дыхательных путей, выбрасываемые наружу при кашле.
Одышка – основной симптом заболевания органов дыхания. Отражает затрудненное, измененное дыхание.
Шума трения плевры – трение друг о друга шероховатых поверхностей плевры, возникающее при воспалительно-измененных листках во время дыхания. Шум слышится в обе фазы дыхания, напоминает хруст снега либо шорох бумаги или скрип кожи.
Приложение 4
Эталоны ответов
Ключ к тестовым заданиям
1-3; 2-1; 3-1; 4-3; 5-4; 6-2; 7-1; 8-2; 9-2; 10-1;
11-1; 12-2; 13-2; 14-2; 15-3; 16-3; 17-2; 18-3; 19-3; 20-2
Приложение 5
Эталоны ответов к ситуационным задачам
Эталоны ответов 1
Острый бронхит – 2б.
Обоснование:
1) данные анамнеза:
синдром интоксикации (общая слабость, недомогание, головная боль, повышение температуры тела), симптом поражения бронхов (сухой кашель);
острое начало заболевания;
связь заболевания с переохлаждением
2) объективные данные: субфебрильная температура.
при аускультации дыхание жесткое, рассеянные сухие жужжащие и свистящие хрипы с обеих сторон.
2. Общий анализ крови, микроскопическое исследование мокроты, бактериологическое исследование мокроты. Рентгенография органов грудной клетки – 2б.
Перкуторный звук над легкими ясный – 1б.
Эталоны ответов 2
Бронхиальная астма. Эмфизема легких – 2 б.
Обоснование:1) данные анамнеза:
ежедневные приступы удушья, экспираторная одышка, выделение небольшого количества вязкой стекловидной мокроты;
связь возникновения приступов с периодом цветения;наследственная предрасположенность (приступы удушья у ближайших родственников);
наличие аллергии на пищевые продукты и лекарственные препараты;
2) объективные данные:
при осмотре: вынужденное положение, занимаемое для облегчения дыхания, цианотичный оттенок кожи, бочкообразная форма грудной клетки, сглаженность над- и подключичных ямок, расширение межреберных промежутков, втяжение межреберий, набухание шейных вен, ЧДД - 26 в мин.;
при перкуссии легких коробочный звук, опущение нижней границы легких, снижение экскурсии легких.
2. Общий анализ крови. Биохимический анализ крови. Микроскопическое исследование мокроты. Исследование функции внешнего дыхания – спирография, пневмотахометрия, пневмотахография. Рентгенография органов грудной клетки – 2 б.
3. При аускультации – сухие свистящие хрипы на фоне жесткого дыхания, удлинение выдоха – 1б.
Эталоны ответов 3
1. Крупозная пневмония – 2б.
Обоснование:
1) данные анамнеза:
синдром интоксикации, боль в грудной клетке, усиливающаяся при кашле, одышка, кашель со “ржавой мокротой”;
острое начало заболевания;
2) объективные данные: лихорадка, 
при осмотре: гиперемия лица, герпетические высыпания на губах, отставание пораженной стороны грудной клетки при дыхании;
при перкуссии: притупление звука над нижней долей правого легкого;
при аускультации ослабленное везикулярное дыхание, крепитация.
2. Общий анализ крови. Микроскопическое и бактериологическое исследования мокроты. Рентгенография органов грудной клетки – 2б.
3. При пальпации голосовое дрожание справа усилено –1б.
Приложение 6
Рейтинг – таблица
ФИО Тестовые задания
Обсуждение темы занятия Решения ситуационных задач
Терминологический диктант итог
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.