Эссе учителя начальных классов МБОУ СОШ с. Советское Гаврилиной Ирины Васильевны «Я – учитель»


Эссе учителя начальных классов МБОУ СОШ с. Советское
Гаврилиной Ирины Васильевны
«Я – учитель»
Кто не мечтал в детстве о своей будущей профессии? Кто не играл роли врача, повара, парикмахера? Моя роль всегда была – учитель. А моим самым послушным учеником – младший брат. Наши родители – сельские труженики. Уходили рано, возвращались поздно, и мы находили себе занятия сами. Как же я благодарна своему братику за его терпение и покладистость! Возвращаясь из школы, я, подражая своей первой учительнице, усаживала его за стол, доской нам служила печка, обтянутая железом, и начинала учить с ним буквы, которые вместе лепили из пластилина. Составляли из них слова и крепили на железное покрытие печи. Так мы с ним выучили все буквы, и в школу брат пошёл читающим ребёнком. А я окончательно поверила в то, что моя будущая жизнь будет связана со школой, а точнее, с начальной школой. Этой мечте я не изменяла никогда. В народе говорят: «Не мы выбираем дороги, они выбирают нас». Эта мудрая истина верна, но, так получилось, моё сердце принадлежало детям с детства.
Окончив Южно-Сахалинское педагогическое училище, стала учителем начальных классов. В 1989 году пришла в Советскую среднюю школу, с которой и началась моя школьная жизнь.
Помню, как волновалась и ждала 1 сентября. Сколько раз переписывала и корректировала сценарий праздничного мероприятия! Но встретившись с распахнутыми глазами моих первых учеников, направленных на меня и наполненных радостью, ожиданием, а у кого-то и затаившейся тревогой, пришло понимание того, что с этого момента я становлюсь значимым человеком в их жизни. Родители передают учителю самое дорогое, и на него ложится большая ответственность за их будущее.
Какими вырастут эти ребята? Очень многое зависит от учителя начальных классов, его мастерства, таланта, оптимизма, а самое важное – любви к детям. Это главный двигатель в повседневной деятельности учителя, в его творческом поиске. И эту искреннюю любовь дети должны чувствовать. Только тогда им приходит на ум «не одна, а две мысли». Для меня в классе ребёнок, прежде всего, – личность. Задача учителя - создать все условия для ее формирования, чтобы, ступив на дорогу самостоятельной жизни, ребёнок не потерялся бы в большом мире, а смог воспользоваться умениями и знаниями, которые получил в школе. Для этого учителю необходимо помочь своим воспитанникам пройти важный и трудный путь становления личности. С первых дней стараюсь в каждом из них рассмотреть особенное, индивидуальное и найти тропинку к его внутреннему миру, увлечь так, чтобы интерес к знаниям, к жизни школы сохранился на протяжении всего периода обучения.
Каждый ребёнок способен. Главная задача современной школы - раскрытие этих способностей. А урок, внеклассные мероприятия, внеурочная деятельность – это поле непаханое для активного развития этих способностей.
Урок… Он так много претерпел за годы моей работы. Изменилась цель современного образования. Ею стало развитие личности обучающегося, формирование и развитие у школьников самостоятельной учебной деятельности. Для себя отметила, что успешному достижению данной цели способствует формирование мотивации учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе у учащихся необходимо сформировать учебно-познавательный мотив-интерес не только к новым знаниям, а к способам добывания новых знаний, т.е. «научить учиться». Воспитание этого мотива необходимо для подготовки ученика к переходу в среднюю школу.
Как известно, заинтересованные учащихся работают больше и достигают лучших результатов в любой деятельности. Готовясь к уроку, стараюсь, чтобы он был интересен и понятен.
Л.Н.Толстой писал «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться». Помня о том, что современный учитель должен развивать ученика не обучая, а обучать развивая, пополняю копилку своих знаний, занимаюсь самосовершенствованием. Это позволяет использовать в практике различные педагогические технологии, методы и приёмы. Технология деятельностного метода обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие, технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии и др. прочно вошли в мою практику. И быть по-другому не может, т.к. с таких уроков дети уносят прочный багаж знаний, умение самостоятельно открывать новые знания, ориентироваться в потоке информации. А ещё хорошее настроение, желание поделиться достижениями с родителями и вернуться завтра в школу. Учебный процесс строю с учётом реальных учебных возможностей, позволяя каждому ученику осваивать универсальные учебные действия в оптимальном для него темпе. Но не всегда всё получается так, как спланируешь, и не всегда хорошо получается у учеников, и тогда огорчаюсь вместе с ними и мучаюсь тем, что сделала не так. Но и радость у нас с ребятами одна на всех.
Известно, что главными педагогическими приёмами в работе с учащимися начальных классов являются творческие игры. Учитель начальных классов для детей не только учитель, он и артист, он и постановщик, он и декоратор, он и режиссер. И в этой деятельности дети – мои партнёры. С большим увлечением они посещают занятия внеурочной деятельности «Театр-игра-дети», где занимаемся постановками литературных и фольклорных сказок. В проигрывании сказочных сюжетов реализуются их социальные интересы, их эмоциональность, коллективные игровые сопереживания, что немаловажно в развитии личности.
Считаю, что особое место в работе с младшими школьниками должно отводиться духовно-нравственному воспитанию, что позволяет заложить в сердца детей мир доброты, милосердия, отзывчивости, гуманности, чувство прекрасного.
Родители – мои надёжные помощники, с которыми вместе организуем праздники, походы, экскурсии в музеи, посещение театра. Они творчески и добросовестно помогают в подготовке детских проектов. Такая совместная работа позволяет вызвать интерес у родителей к жизни ребёнка в школе, помогает выстраивать доверительные, открытые отношения с детьми в семье, а с учителем - в классе.
Организация работы с современными родителями непроста. Имея широкую доступность к Интернет-ресурсам, вещательным каналам телевидения, современные родители неплохо информированы о требованиях к школе и учителю. Стараюсь использовать их знания и активно привлекаю их к учебно-воспитательному процессу. Убеждена, что без тесного сотрудничества с родителями добиться высоких результатов в обучении и воспитании невозможно. Для достижения этой цели учителю необходимо уметь держать одновременно партнёрскую и педагогическую позиции, а также выстраивать такие отношения, чтобы к ребёнку предъявлялись и учителем и в семье одинаковые требования и соотносить эти требования с реальными возможностями каждого ученика в отдельности. А высказывание Л. Кьюби «Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом… как если бы от этого зависела Ваша жизнь» является правилом совместного разрешения учителя и родителей любой проблемной ситуации, возникающей у ребёнка.
Учитель начальных классов – это особая профессия. Он должен шаг за шагом открывать новый мир маленькому человеку. Это и трудно, и интересно, и увлекательно. Я ступила на этот путь давно. И у меня ни разу не появилось чувство разочарования в выбранной профессии. Порой не хватает дня, чтобы успеть всё спланированное. Но приходит следующий день, меня встречают мои «почемучки» с любопытными взорами, и берутся откуда-то свежие силы, и всё приходит в норму. Так хочется сказать слова, к сожалению не мне принадлежащие, но так близки сердцу – «Школа – мой дом. Ей я отдаю своё время и силы. Жить по- другому уже не умею и не хочу!».
Каждый год я трепетным чувством слежу за конкурсом «Учитель года», восхищаюсь талантом, мастерством, артистизмом своих коллег. Не скрою, часто задавала себе вопрос «А я так смогу?». И вот я решилась. Я знаю, за меня будут переживать и ученики, и родители, и коллеги. И пусть будет любым финал конкурса, для себя я – учитель начальных классов. Это навсегда. А мои ученики, которые так быстро уходят, - все мои любимые ученики. В моём сердце частичка каждого из них.