Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01. «Сестринская помощь пациентам детского возраста» 34.02.01 квалификация «медицинская сестра/медицинский брат»


Министерство здравоохранения РФ
Министерство здравоохранения Сахалинской области
ГОБУ СПО «Сахалинский базовый медицинский колледж»
«Утверждаю»
Зам. Директора по УВР
Дубкова Л.В.________
«___»_________2015 г.
Методическая разработка
практического занятия для преподавателя
ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК 02.01. «Сестринская помощь пациентам детского возраста»
34.02.01 квалификация «медицинская сестра/медицинский брат»
специальность «Сестринское дело»
уровень базовый
Преподаватель: Ким Н.В.
Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания».
Рассмотрено на заседании ЦМК
клинических дисциплин
«_____»_______________2015 г.
Протокол №________________
Председатель ЦМК__________
г. Южно-Сахалинск
2015 г.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
Методические указания для преподавателя
Цель составления методической разработки:
Повышать качество и эффективность обучения студентов.
Оказать студентам методическую и практическую помощь в усвоении учебного материала.
Оказать методическую помощь преподавателям при подготовке к занятию.
Обмен опытом работы с другими преподавателями.
Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) «Сестринская помощь пациентам детского возраста»
План занятия
Вид занятия: семинарско-практическое
Форма занятия: групповое
Тип занятия: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
МДК 02.01 Сестринская помощь пациентам детского возраста
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Длительность занятия: 270 минут
Место проведения: ОДБ
Цель Задачи
Обеспечить запоминание и воспроизведение изучаемого материала Студент должен знать:
Ринит, отит, конъюнктивит, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит, бронхиолит, пневмония, бронхиальная астма.
Причины, факторы риска, ранние клинические признаки, нарушенные потребности, проблемы, принципы лечения и профилактика
Роль медицинской сестры в подготовке ребенка к лабораторно-инструментальным методам исследования.
Уметь распознавать заболевание на основании клинических симптомов.
Осуществлять уход, вести наблюдение за больным.
Этика и деонтология в работе медицинской сестры детского отделения.
Способствовать усвоению учебного материала. Студент должен:
Понимать механизмы, лежащие в основе настоящих проблем пациента.
Понимать принципы сестринского вмешательства при заболеваниях органов дыхания у детей.
Сформировать умение применять изученный материал в типовых и нестандартных клинических ситуациях. Студент должен уметь:
Составлять и реализовывать планы сестринского вмешательства при уходе за больными детьми.
Проводить мотивированный уход за больным ребенком
Способствовать развитию клинического мышления (анализа, синтеза, оценки). Студент должен уметь:
Выявлять настоящие проблемы и видеть потенциальные проблемы у конкретного пациента.
Устанавливать взаимосвязи между субъективными и объективными симптомами заболевания у конкретного пациента.
Оценивать значимость симптомов.
Формулировать сестринский диагноз.
Выписывать рецепты лекарственных средств.
Работа на посту и в процедурном кабинете под контролем м/с.
Ведение документации.
Выполнение врачебных назначений.
Поставить пузырь со льдом, грелку; смена нательного и постельного белья, гигиенические ванны, подмывание, умывание; осуществлять раздачу лекарственных; сделать инъекции антибиотиков, закапать капли в нос, уши, глаза; провести ингаляции ребенку; подсчитать ЧДД, осмотреть зев больному ребенку, пропальпировать лимфоузлы; поставить согревающий компресс на область уха, трахеи, грудную клетку; создание дренажного положения и выполнение вибрационного массажа
Развивать познавательные и созидательные способности личности, общекультурные ценности. Студент должен:
Осознать потребность в познавательной деятельности и практическом применении полученных знаний.
Осознать необходимость саморазвития и самореализации.
Формировать и развивать профессионально значимые качества. Студент должен:
Быть ответственным за своевременное и правильное выполнение практической работы.
Быть аккуратным и точным при выполнении медицинских манипуляций и обследовании пациента.
Уметь работать индивидуально и сообща, взаимодействовать с другими.
Методы обучения:
Метод обучения Форма реализации метода
Репродуктивный:
инструктивно-репродуктивный Беседа репродуктивного характера.
Продуктивный: частично-поисковый Решение проблемных задач.
Проблемные тестовые задания.
Межпредметные связи:
Дисциплина Тема
Анатомия и физиология Анатомия и физиология органов дыхания
ЗЧО “Здоровый ребенок” АФО дыхательной системы у детей
Основы СД Асептика, антисептика, дыхание, сестринский процесс
Клиническая фармакология Препараты, используемые для лечения заболеваний органов дыхания
Методическое обеспечение занятия:
Рабочая программа дисциплины
Календарно – тематический план.
Методическая разработка практического занятия для преподавателя.
Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов к занятию.
Дидактические средства информации и контроля:
Ситуационные задачи, задания тестового контроля;
Наборы оснащения для выполнения практических манипуляций;
Лекарственные препараты;
Предметы ухода.
На занятии студенты должны овладеть:
знаниями умениями
Ринит, отит, конъюнктивит, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит, бронхиолит, пневмония, бронхиальная астма.
Причины, факторы риска, ранние клинические признаки, нарушенные потребности, проблемы, принципы лечения и профилактика
Роль медицинской сестры в подготовке ребенка к лабораторно-инструментальным методам исследования.
Уметь распознавать заболевание на основании клинических симптомов.
Осуществлять уход, вести наблюдение за больным.
Этика и деонтология в работе медицинской сестры детского отделения. Выявлять настоящие проблемы и видеть потенциальные проблемы у конкретного пациента.
Устанавливать взаимосвязи между субъективными и объективными симптомами заболевания у конкретного пациента.
Оценивать значимость симптомов.
Формулировать сестринский диагноз.
Выписывать рецепты лекарственных средств.
Работа на посту и в процедурном кабинете под контролем м/с.
Ведение документации.
Выполнение врачебных назначений.
Поставить пузырь со льдом, грелку; смена нательного и постельного белья, гигиенические ванны, подмывание, умывание; осуществлять раздачу лекарственных; сделать инъекции антибиотиков, закапать капли в нос, уши, глаза; провести ингаляции ребенку; подсчитать ЧДД, осмотреть зев больному ребенку, пропальпировать лимфоузлы; поставить согревающий компресс на область уха, трахеи, грудную клетку; создание дренажного положения и выполнение вибрационного массажа
Основная литература для студентов:
Лекционный материал по данной теме
Методическое пособие для самоподготовки студентов.
Тульчинская В. «Сестринское дело в педиатрии», Р.-на-Дону, 2011 г.
Дополнительная литература для студентов:
Н.П. Шабалов. Детские болезни. - Санкт-Петербург. «Сотис», 2012 г.
Ход занятия:
№ Элементы занятия время примечания
1. Организационный момент:
проверить готовность аудитории к занятию;
проверить присутствующих студентов;
сообщить тему занятия;
сообщить план занятия;
сообщить цель занятия. 10 минут Внешний вид студентов; подготовка доски к занятию;
работа с журналом;
на доске
на доске
мотивация, цель (приложение № 1)
2. Актуализация опорных знаний:
Письменное задание
Фронтальный опрос.
Подведение итогов 20 минут
55 минут
5 минут Приложение № 2,3
Приложение № 4
3. Практическая часть.
Решение ситуационных задач.
Выполнение практических манипуляций:
Выявлять настоящие проблемы и потенциальные проблемы у конкретного пациента (сестринское обследование пациента)
Сформулировать сестринский диагноз.
Выполнять манипуляции:
Работа на посту и в процедурном кабинете под контролем м/с.
Ведение документации.
Выполнение врачебных назначений.
Поставить пузырь со льдом, грелку; смена нательного и постельного белья, гигиенические ванны, подмывание, умывание; осуществлять раздачу лекарственных; сделать инъекции антибиотиков, закапать капли в нос, уши, глаза; провести ингаляции ребенку; подсчитать ЧДД, осмотреть зев больному ребенку, пропальпировать лимфоузлы; поставить согревающий компресс на область уха, трахеи, грудную клетку; создание дренажного положения и выполнение вибрационного массажа 35 минут
50 минут
75 минут
Приложение № 5
Приложение № 64. Подведение итогов. 10 минут 5. Домашнее задание:
Подготовить тему: Сестринская помощь при заболеваниях органов кровообращения.
Тульчинская В. «Сестринское дело в педиатрии», Р.-на-Дону, 2011 г., стр. 117 – 133, конспект лекции 10 минут Всего: 270 минут Приложение № 2
Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания.
Вставьте пропущенное слово
Чаще всего острый бронхит вызывают …………………………………………………………
Основная причина бронхиальной астмы у детей – воздействие ………………………………
Горчичники необходимо опустить в лоток с температурой … ……………………………….
…… - это острое поражение мельчайших бронхов и бронхиол
Для бронхиальной астмы характерна … одышка
Препараты при лечении пневмонии могут водиться пероральным путём, внутримышечно и ……………………..
При аускультации при бронхиолите выслушивается удлинённый свистящий ………………
Для купирования одышки ребёнку необходимо ввести по назначению врача ………………
Осложнения пневмонии – сепсис, менингит, остеомиелит, гнойный отит, ………………….
У детей раннего возраста используют ……… разведение антибиотиков
Приложение № 3
Задания на установление соответствия
Установите соответствие
Симптомы острого простого бронхита
Критерии диагностики пневмонии
Данные дополнительных исследований при обструктивном бронхите
Приоритетная проблема при приступе бронхиальной астмы
Симптомы острой пневмонии
Принципы лечения острого бронхита
Независимые вмешательства при приступе бронхиальной астмы
Сестринский уход при пневмонии
Изменения в общем анализе крови при острой пневмонии
Критерии диагностики бронхиолитаПричины пневмонии
Приоритетная проблема при остром простом бронхите
Лечение пневмонии
Зависимые вмешательства при устранении одышки
Осложнения острой пневмонии
Лечение бронхиальной астмы апноэ
оксигенотерапия
отставание в весе
сальбутамолострый гнойный отит
дистанционные хрипы
пикфлоуметриявынужденное положение
преднизолон
повышение температуры тела до 380 и выше
отвар мать – и мачехи
беспокойство
температура тела в норме или повышена незначительно
противопоказаны антибиотики
одышка
СОЭ в норме
вирусы
ингаляции с химопсиномудушье
масочный режим
притупление перкуторного звука над очагом воспаления
нет изменений на ентгенограмммепневмококки
возвышенное положение в постели
выраженный лейкоцитоз
дренажное положение
макролидывлажные и сухие хрипы с обеих сторон
сухой кашель
частые проветривания палаты
Эталон ответов
Эталон ответов теста самоконтроля.
Номер вопроса Ответ Номер вопроса Ответ
Вставьте пропущенное слово
1 вирусы 6 внутривенно
2 аллергенов 7 выдох
3 40 – 450 8 эуфиллин
4 бронхиолит9 энтероколит
5 экспираторная 10 полное
Установите соответствие
1 12,13,29 9 25
2 10,15,21 10 6,12,13,22,28,29
3 16,22 11 17,23
4 19 12 29
5 1, 3,10,12,15,21 13 11,24,26,27,29,30
6 11 14 2,9
7 24,30 15 5
8 20,24,30 16 4,7,9.11,14,24,30
Приложение № 4
Фронтальный опрос:
Дайте определение острому риниту, причинам его развития.
Какова клиника острого ринита, принципы лечения и ухода за больным?
Дайте определение острому отиту, причинам его развития.
Какие клинические проявления отита, стадии развития, принципы лечения?
Дайте определение ангине, причинам его развития.
Какие клинические формы ангины выделяют, принципы лечения и профилактики?
Дайте определение острому ларинготрахеиту, причинам его развития.
Какова клиника различных степеней острого стеноза гортани?
Неотложные мероприятия при стенозе гортани, принципы лечения.
Дайте определение острому бронхиту, причинам его развития.
Основные клинические проявления острого бронхита, принципы лечения и ухода за больным ребенком.
Дайте определение пневмонии, причинам ее развития.
Какова клиника острой пневмонии в зависимости от локализации?
Какие основные принципы лечения и ухода за ребенком при острой пневмонии?
Дайте определение бронхиальной астме, перечислите причинные факторы.
Дайте характеристику бронхиальной астмы в зависимости от степени тяжести.
Какиеклинические симптомы бронхиальной астмы в период предвестников и в послеприступный период?
Принципы базисной терапии при бронхиальной астме.
Дайте определение астматическому статусу?
Какие клинические проявления астматического статуса?
Принципы оказания неотложной помощи при астматическом статусе.
Приложение № 5
Ситуационные задачи
Задача № 1.
В инфекционное отделение госпитализирован ребёнок с диагнозом: ОРВИ, стенозирующий ларинготрахеит.
При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: температура тела ребёнка 36,40, пульс 130 ударов в 1 минуту, частота дыхательных движений 40 в 1 минуту. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание шумное, с затруднённым вдохом. Во время вдоха втягиваются межрёберные промежутки, надкдючичные области, яремная ямка. У ребёнка сухой лающий кашель. В лёгких пуэрильное дыхание, тоны сердца приглушены. Сон беспокойный. Физиологические отправления не нарушены.
Задания:
Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.
Выявите проблемы больного ребёнка.
Определите цели
Составьте план сестринского ухода с обоснованием
Обучите мать методам увлажнения воздуха.
Задача № 2.
К Вам обратилась мама ребёнка 9 месяцев с жалобами на повышение теипературы тела до 37,50. У ребёнка проявления экссудативно – катарального диатеза. Ночью внезапно проснулся, стал беспокойным, появился лающий кашель, удушье, затруднён вдох. Голос осипший.
При осмотре: Состояние ребёнка средней степени тяжести, беспокоен. В дыхании участвует межрёберная мускулатура. На щеках шелушение, гиперемия кожи. Из носа серозное отделяемое. В зеве – гиперемия. В лёгких – жёсткое дыхание.
Задания:
Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Продемонстрируйте технику постановки масляных горчичников.
Задача №3.
В медицинский кабинет детского сада воспитатель привела ребёнка 4 лет с жалобами на вялость, бледность, отказ от еды.
При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: ребёнок плачет, не контактен, зовёт маму. Температура тела 39,50. Дыхание носовое, свободное. Кожные покровы бледные, чистые, конечности холодные. Язык слегка обложен белым налётом. В зеве лёгкая гиперемия миндалин, частота дыхательных движений 30 в 1 минуту, пульс 140 ударов в 1 минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочится свободно.
Задания:
Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Продемонстрируйте технику внутримышечного введения папаверина.
Задача № 1
Эталон ответов:
Нарушены потребности: дышать, спать, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.
Проблемы пациента:
Настоящие: Затруднённое дыхание; одышка; кашель; неэффективное очищение дыхательных путей; нарушение сна;
дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики. Потенциальные проблемы: Риск развития удушья;
риск присоединения осложнений. Приоритетная проблема: Затруднённое дыхание. Цели: Краткосрочная – у ребёнка улучшится дыхание через 1 – 2 суток . Долгосрочная – устранить симптомы заболевания через 7 – 10 дней.
План сестринского вмешательства Мотивация
Независимые вмешательства - Обеспечение спокойной обстановки - Для облегчения дыхания
- Обеспечение доступа свежего воздуха, создание возвышенного положения (порекомендовать взять ребёнка на руки) - Контроль состояния пациента (подсчёт дыхательных движений, пульса) - Профилактика ухудшения состояния
- Проведение беседы с матерью о заболевании, способах лечения и профилактики - Устранения дефицита знаний
- Обучения приёмам оказания помощи на дому
Зависимые вмешательства - Выполнение назначений врача:
- проведение ингаляций
- постановка масляных горчичников
- введение лекарственных препаратов
- дача увлажнённого кислорода - Для лечения ребёнка
Задача № 2
Эталон ответа:
Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп, вирусный круп)
Помощь:
Вызвать машину скорой помощи
Успокоить ребёнка и маму
Обеспечить приток свежего воздуха и возвышенное положение
Создать повышенную влажность воздуха в помещении
Дать тёплое щелочное питьё
Госпитализировать в стационар
Задача № 3
Эталон ответа:
Гипертермический синдром, «бледная гипертермия».
Помощь: Вызвать врача или машину скорой помощи; сообщить родителям о состоянии ребёнка; обеспечить ребёнку постельный режим; согреть (укрыть одеялом, грелку к ногам); дать тёплое питьё; обеспечить доступ свежего воздуха; контролировать состояние ребёнка (подсчёт пульса, частоты дыхательных движений, температуры тела); приготовить антипиретики.
Приложение № 6
Выполнение манипуляций согласно стандартам действий
Капли в глаза
Цель: обеспечение терапевтического эффекта.
Оснащение: глазные капли; стерильные пипетки в мензурке; стерильные ватные шарики; пинцет; почкообразный лоток (2шт.); перчатки.
Этапы Обоснования
Подготовка к процедуре
Объяснить ребенку/родственникам цель процедуры. Обеспечения прав ребенка, родители на информацию.
Подготовить необходимые оснащения. Обеспечения четкости выполнения процедуры.
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Обеспечение инфекционной безопасности.
Уложить ребенка на пеленальный стол. Создание условий для проведения процедуры.
При наличии гнойного отделяемого, обработать глаза от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампонам, смоченным в растворе фурациллина 1:5000 (для каждого отдельного глаза отдельный тампон).
Аналогично обработки просушить глаза сухим ватным тампонам. Дезинфекция конъюнктивального мешка, антисептическим растворам.
Предупреждения переноса инфекции с одного глаза на другой.
Выполнения процедуры.
Положить пинцетом в левую руку ватный тампон. Набрать лекарственный раствор в пипетку, удерживая её вертикально. Предупреждения затекания раствора в резиновую часть пипетки.
Правую руку с пипеткой расположить в области лба так, чтобы ребро ладони надежно фиксировало голову ребенка.
Пипетку держать под углом 40*С. Предотвращается травматизация роговицы глаза.
Закапывание капель с расстояния более 2-х см. вызывает у пациента неприятные ощущения.
Оттянуть тампоном нижнее веко. Обеспечения проведения процедуры.
Выпустить из пипетки в глазную щель, ближе к внутреннему углу глаза, одну каплю лекарственного раствора. Через несколько секунд ввести 2-ю каплю. Коньюктивальный мешок расположен у внутреннего угла глаза и в нем помещается только 1 капля.
Сбросить тампон в лоток для использованного материала. Обеспечение инфекционной безопасности.
Закапать 2-й глаз, используя другой тампон, следуя тем же правилам. Завершение процедуры
Погрузить использованную пипетку в дезраствор. Обеспечение инфекционной безопасности.
Снять перчатки вымять и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
Сделать запись о введении лекарственного средства и реакции пациента. Документирование процедуры.
Капли в нос (сосудосуживающие).
Цель: обеспечение терапевтического эффекта.
Оснащение: сосудосуживающие капли в нос; стерильные пипетки в мензурке; электроотсос или резиновый баллончик;
салфетки; почкообразный лоток (2 шт.); маска, перчатки.
Обязательное условие: капли в нос закапывают после очищения носовых ходов от содержимого.
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Надеть маску Обеспечение инфекционной безопасности
Объяснить ребенку/родственникам цель процедуры Обеспечение прав ребенка, родителей на информацию, мотивация к сотрудничеству
Подготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения процедуры
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обеспечение инфекционной безопасности
Ребенка старшего возраста усадить, маленького — уложить на пеленальный стол Облегчение проведения процедуры
Очистить при наличии слизи носовые ходы с помощью эллектроотсоса (резинового баллончика), если в носовых ходах имеются корочки, удалить их жгутиками, смоченными в стерильном масле. Создание условий для попадания лекарственного вещества на слизистую оболочку носа
Примечание: при вязком секрете для его разжижении используют раствор фурациллина 1:5000, или 2% раствор натрия бикарбоната.
Ребенок старшего возраста должен высмаркиваться без напряжения, поочередно из каждой ноздри. Предупреждения инфицирования среднего уха через слуховую трубу.
Выполнения процедуры
Придать ребенку правильно положения: слегка запрокинуть голову малыша и повернуть её в сторону той половины носа, куда закапывают капли. Обеспечения правильного положения головы для введения капель в левую половину носа.
Набрать в пипетку лекарственное средство, приподнять кончик носа ребенка пальцем и закапать 2-3 капли по наружной стенке в одну половину носа. Создание условия для равномерного распределения лекарственного средства по боковой стенке и проникновения в носовые ходы.
Прижать пальцами крыло носа к носовой перегородки, удерживая ребенка в зафиксированном положении, и сделать легкие вращательные движения. Создания условий для лучшего распределения и всасывания лекарство в носовой полости.
Через 1-2 мин соблюдая те же правила, вести капли в другую половину носа. Выполнения процедуры.
Завершение процедуры
Использованную пипетку, резиновый баллончик погрузить в дезраствор. Обеспечение инфекционной безопасности.
Снять перчатки, маску, вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
Сделать запись о введении лекарственного средства и реакции пациента Документирование процедуры.
Капли в нос (масляные)
Цель: обеспечение терапевтического эффекта.
Оснащение: масляные капли; стерильные пипетки в мензурке; электроотсос или резиновый баллончик; салфетки; почкообразный лоток (2 шт.); маска, перчатки.
Обязательное условие: капли в нос закапывают после очищения носовых ходов от содержимого.
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Надеть маску
Обеспечение инфекционной безопасности
Объяснить ребенку/родственникам цель процедуры. Обеспечение прав ребенка, родителей на информацию, мотивация к сотрудничеству.
Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение четкости выполнения процедуры
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обеспечение инфекционной безопасности
Очистить при наличии слизи носовые ходы с помощью электроотсоса (резинового баллончика); Создание условий дня прохождения масляных капель через носовую полость.
Если в носовых ходах имеются корочки, удалить их жгутиками, смоченными в стерильном масле.
Примечание: при вязком секрете для его разжижения используют раствор фурациллина 1:5000 или 2% раствор бикарбоната
Ребенок старшего возраста должен высмаркиваться без напряжения, поочередно из каждой ноздри Предупреждение инфицирования среднего уха через слуховую трубу
Уложить ребенка, слегка запрокинув ему голову Создание условий для попадания масляного раствора на заднюю стенку глотки
Выполнение процедуры
Набрать в пипетку лекарственное средство, приподнять кончить носа ребенка пальцем и закапать в каждый носовой ход по 5-6 капель Введение лекарственного средства.
Проследить, чтобы ребенок оставался в положении лежа 1-2м. Необходимое время для попадания масла на заднею стенку глотки.
Завершение процедуры
Погрузить использованную пипетку, резиновый баллончик в дезраствор. Обеспечение инфекционной безопасности.
Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
Закапывание капель в уши
Цель: обеспечение терапевтического эффекта.
Оснащение: лекарственный препарат; емкость с водой 50—60 °С; атравматичная пипетка; ватные шарики, жгутики; лоток для обработанного материала; шапочка; резиновые перчатки.
Обязательное условие: при проведении процедуры учитывать возраст ребенка.
Этапы Обоснования
Подготовка к процедуре
Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения процедуры формирование мотивации к сотрудничеству
Подготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения процедуры
Флакон с лекарственным препаратом поставить в емкость с водой (50 – 600 С) и подогреть до температуры тела Холодные капли вызывают усиление боли, кроме того, они раздражают ‘лабиринт и могут вызвать головокружение и рвоту
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обеспечение инфекционной безопасности
Уложить ребенка, повернув голову на здоровую сторону Создание необходимого положения во время проведения процедуры
При наличии отделяемого из уха - очистить слуховой ход ватными жгутиками Обеспечение возможности действия лекарственного препарата
Выполнение процедуры
Набрать капли в пипетку и капнуть одну каплю на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава Проверка температуры капель
Выпрямить наружный слуховой проход:
А) Если ребенок до года – оттянуть мочку уха в низ
Б) Если ребенок старше года – оттянуть ушную раковину кзади вверх. Облегчение прохождения капель.
Строение слухового прохода имеет возрастные анатомические особенности.
Ввести пипетку в наружный слуховой проход и закапать по наружной стенки назначенное врачом количество капель лекарственного средства. Прямое попадание капель на барабанную перепонку вызывает болезненные ощущения, головную боль.
Положить пипетку в лоток для отработанного материала. Обеспечение инфекционной безопасности.
Нажать несколько раз на козелок уха ребенка (при невыраженном болевом синдроме) Обеспечение лучшего прохождения капель по наружному слуховому проходу.
Заложить в ухо ватный тампон на 10-15мин. Сохранение тепла способствует лучшему действию препарата.
Завершение процедуры
Предупредить ребенка/родственников, что в течение 10 -15 мин., голова должна оставаться повернутой на здоровую сторону. Проконтролировать. Увеличение времени контакта капель с барабанной перепонкой и слизистой оболочки уха.
Снять перчатки, вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
Постановка горчичников на грудную клетку детям раннего возраста.
Цель: провести рефлекторную терапию при заболеваниях органов дыхания.
Оснащение: горчичники, лоток с водой 40 – 450 С, лоток со стерильным растительным маслом 37 – 380 С, пеленки (тонкая и теплая), одеяло, лоток для отработанного материала.
Обязательное условие: горчичники ставить при температуре тела не выше 380 С и на не поврежденную кожу.
этапы обоснование
Подготовка к процедуре
- Объяснить ребенку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения.
- Получить согласие. - Обеспечение права на информацию;
- Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании
- Подготовить необходимое оснащение.
- Проверить пригодность горчичников (горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь резкий запах). - Обеспечение четкости проведения процедуры
- Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. - Обеспечение инфекционной безопасности
- Раздеть ребенка по пояс.
- Осмотреть кожные покровы. - Горчичники ставятся только на не поврежденную кожу.
Выполнение процедуры
- Свернуть тонкую пеленку в виде гармошки и смочить ее в теплом растительном масле.
- Отжать и расстелить на ровной поверхности. - Обеспечение более «мягкого» и длительного действия горчичников.
- Смочить горчичники в воде 40 – 450 С в течение 5-10 секунд, поместив их в воду горчицей вверх. - При более низкой температуре воды эфирное горчичное масло не выделяется, при более высокой разрушается.
- Поместить горчичники горчицей вниз в центральной части тонкой пеленки так, чтобы на правой стороне их было 2-4, на левой 1-2 (количество горчичников зависит от размеров грудной клетки), оставив свободное пространство между ними для позвоночника. - Исключение избыточной тепловой нагрузки на сердце и позвоночник.
- Завернуть верхний и нижний края пеленки над горчичниками. - Перевернуть пеленку нижней стороной вверх. - Обеспечение действия горчицы на кожу ребенка через один слой пеленки.
- Уложить ребенка спиной на пеленку так, чтобы позвоночник располагался в свободном от горчичников пространстве. - Исключение избыточной тепловой нагрузки на сердце и позвоночник.
- Завернуть правый край пеленки вокруг грудной клетки, затем левый (горчичники не должны располагаться в области сердца). - Укрыть ребенка теплой пеленкой и одеялом. - Обеспечение сохранения тепла.
- Держать горчичники до стойкой гиперемии кожи. - Создание условия для обеспечения рефлекторного воздействия горчичников.
Завершение процедуры
- Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработанного материала. - Тепло укутать ребенка и уложить в кровать на час. - Сохранение эффекта процедуры и обеспечение необходимого отдыха.
- Снять маску, перчатки.
- Вымыть и осушить руки. - Обеспечение инфекционной безопасности
Согревающий компресс на ухо.
Цель: получение терапевтического эффекта.
Оснащение: марлевая салфетка; лекарственный раствор; емкость с водой 38—39 °С; компрессная бумага или полиэтилен; вата; бинт; ножницы; лоток для оснащения.
Обязательное условия: Отсутствие повреждений на коже, проводить пре температуре тела не выше 38 0С
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Познакомить ребенка/маму с целью и ходом процедуры, установить доброжелательные отношения. Психологическая подготовка, осознанное участие в процедуре.
Приготовить необходимые оснащения. Обеспечения четкости выполнения процедуры.
Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
Осмотреть кожные покровы на месте постановки компресса. При повреждении на коже появляются болезненные ощущения.
Предупреждения ожога.
Приготовить 3 слоя компресса, соразмерные околоушной области ребенка.
Примечание: влажный слой 6-8 слоёв марли, изолирующий – компрессная бумага или полиэтилен, перекрывающий влажный слой на полтора – 2 сантиметра, утепляющий – вата толщенной 2-3 см., перекрывает все предыдущие слои на 1,5 – 2 см. Обеспечения проведения процедуры.
Сделать срединный разрез, соответствующий размеру уха, во влажном и изолирующем слоях. Обеспечения лучшего контакта влажного и изолирующего слоев, с околоушной областью.
Подогреть лекарственный раствор, поместить его в ёмкость с водой 38-39*С
Примечание: использует камфорное или растительное масло, раствор этилового спирта (у детей до 3 лет 20-25% раствор, у старших – 45% раствор), масляно – спиртовой раствор 1:1. Тёплый раствор вызывает расширение кровеносных сосудов, способствует улучшению кровообращения в тканях, оказывает болеутоляющее действие.
Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
Выполнение процедуры
Уложить ребенка на бок так, чтобы больное ухо было сверху.
Примечание: детям старшего возраста компресс делается в положении сидя. Наиболее удобное положение для постановки компресса.
Смочить марлевую салфетку в лекарственном растворе, отжать и приложить к коже вокруг уха.
Затем положить компрессную бумагу.
Вывести ушную раковину наружу через влажный и изолирующий слои.
Положить сверху вату. Обеспечения действия раствора на кожу и подлежащие кровеносные сосуды
Предупреждает высыхание салфетки.
Обеспечения сохранения тепла.
Зафиксировать бинтом все слои компресса. Обеспечения эффективности проведения процедуры.
Зафиксировать время.
Примечание: Масляный компресс накладывают на 6-8 ч., чащи на ночь, спиртовой компресс – до 4ч. Оптимальное время для получения терапевтического эффекта.
Провести контроль правильности постановки компресса через 2 часа.
Провести указательный палец под влажный слой, не нарушая плотности наложения повязки. При правильно постановленном компрессе кожа и марлевая салфетка должны быть теплыми и влажными.
Завершение процедуры
Снять компресс, кожу протереть сухим ватным тампонам. Предотвращение мацерации кожи.
Исключение раздражения кожи.
Вымыть и осушить руки. Обеспечения инфекционной безопасности.
Сделать запись о процедуре. Обеспечения преемственности.
Обучение пациента применению карманного ингалятора через рот.
Цель: лечебная.
Показания: заболевания сердечнососудистой и дыхательной системы.
Оснащение: 2 карманных ингалятора – один использованный, второй с лекарственным веществом.
Этапы Обоснование
Выполнение процедуры
1. Продемонстрировать пациенту последовательность выполнения процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного препарата. Условия формирования знаний и умения.
2. Усадить пациента (если состояние пациента позволяет, лучше выполнять процедуру стоя, т.к. дыхательная экскурация при этом эффективнее). Обеспечение эффективности процедуры.
3. Снять с ингалятора защитный колпачок. Подготовка к процедуре.
4. Перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его. Обеспечение эффективности процедуры.
5. Попросить пациента сделать глубокий выдох. Лекарственное вещество должно попасть как можно глубже в дыхательные пути.
6. Попросить пациента слега запрокинуть голову назад. Вставить мундштук ингалятора пациенту в рот. Попросить пациента плотно обхватить мундштук губами. Обеспечение лучшего доступа лекарственного средства. Снижение потерь средства.
7. Попросить пациента сделать глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика. Введение лекарственного вещества в дыхательные пути
8. Извлечь мундштук ингалятора изо рта пациента и порекомендовать ему, задержать дыхание на 5-10 секунд. Обеспечение достижения терапевтического эффекта.
9. Попросить пациента сделать спокойный выдох. Перевернуть баллончик и закрыть его защитным колпачком. Завершение процедуры. Обеспечение эффективного хранения.
10. Проконтролировать выполнение процедуры пациентом с действующим ингалятором. Контроль сформированных знаний и умений.
Окончание процедуры:
11. Провести дезинфекцию мундштука использованного ингалятора.
12. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
13. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции
на неё пациента в медицинской документации. Обеспечение преемственности сестринского ухода.
Физическое охлаждение с помощью льда.
Цель: добиться снижения температуры.
Оснащение: пузырь и флаконы для льда; кусковый лед; деревянный молоток; вода 14 - 16 С; пеленки (3 – 4 штуки); медицинский термометр; часы.
Обязательное условие: при проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через 20 – 30 минут и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Объяснить маме цель и ход проведения процедуры получить согласие. Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.
Подготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения процедуры
Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
Поместить кусковой лед в пеленку
Разбить его на мелкие части (размером 1 – 2см) деревянным молотком Измельченный лед более равномерно распределяется в пузыре
Наполнить пузырь со льдом на 1/2 объема и долить холодной воды до 2/3 его объема Тающий лед поддерживает температуру воды 10 - 12С
Вытеснить воздух из пузыря нажатием руки, расположив его на твердой поверхности Обеспечение свободного пространства для воды, образующейся во время таяния льда
Плотно закрыть пузырь крышкой и перевернуть пробкой вниз Обеспечение и проверка герметичности
Завернуть пузырь в сухую пеленку Профилактика обморожения кожи
Выполнение процедуры
Приложить пузырь со льдом к голове ребенка на расстоянии 2 – 3 см
Проверить расстояние между пузырем и головой ребенка, расположив между ними ребро ладони (оно должно свободно проходить) Предупреждение местного обморожения
Флаконы со льдом приложить на области крупных сосудов, предварительно прикрыть их пеленкой (подмышечные области, паховые складки, подколенные ямки) Улучшение теплоотдачи
Предупреждение местного обморожения
Зафиксировать время
Примечание: длительность процедуры не более 20 – 30 минут. При необходимости ее повторения перерыв должен составлять не менее 10 – 15 минут
По мере таяния льда сливать воду из пузыря и подкладывать в него новые кусочки льда, менять флаконы Исключение вероятности возникновения патологических состояний, связанных с длительным местным спазмом сосудов
Завершение процедуры
Через 20 – 30 минут убрать пузырь и флаконы и перемерить температуру тела ребенка Определение эффективности проведения процедуры
Если мероприятия эффективны, температура должна снизиться на 0,2 – 0,3 С
Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии При снижении температуры через 20 – 30 минут на 0,2 – 0,3 С проводимые мероприятия прекращаются, при отсутствии положительной динамики или при повышении температуры необходимо перейти на следующий этап гипотермии
Физическое охлаждение с помощью спирта.
Цель: добиться снижение температуры.
Оснащение: флакон с этиловым спиртом 70%; ватные шарики; медицинский термометр; часы; почкообразный лоток.
Обязательное условие: при проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через 20 – 30 минут и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Объяснить маме цель и ход проведения процедуры получить согласие. Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.
Подготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения процедуры
Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
Раздеть ребенка Необходимое условие для проведения процедуры
Осмотреть кожные покровы ребенка Не должно быть повреждений кожи
Выполнение процедуры
Ватным тампоном, смоченным в этиловом спирте, протереть места, где крупные сосуды близко расположены к поверхности тела:
а) височную область;
б) область сонных артерий;
в) подмышечную область;
г) локтевые, подколенные и в последнюю очередь паховые складки Обеспечение теплоотдачи
Сбросить тампон в лоток для отработанного материала Предупреждение загрязнения окружающей среды
Повторять протирание складок каждые 10 – 15 минут Обеспечение эффективности процедуры за счет увеличения теплоотдачи
Завершение процедуры
Через 20 – 30 минут перемерить температуру тела ребенка Определение эффективности проведения процедуры
Если мероприятия эффективны, температура должна снизиться на 0,2 – 0,3С
Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии При снижении температуры через 20 – 30 минут на 0,2 – 0,3С проводимые мероприятия прекращаются, при отсутствии положительной динамики или при повышении температуры необходимо перейти на следующий этап гипотермии
Уксусное обертывание при гипертермии.
Цель: добиться снижение температуры.
Оснащение: уксус столовый 6 %; вода комнатной температуры; емкость для приготовления уксусного раствора; тонкая пеленка; подгузник; медицинский термометр; салфетка; часы.
Обязательное условие: при проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через 20 – 30 минут и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Объяснить маме цель и ход проведения процедуры получить согласие. Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.
Подготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения процедуры
Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
Развести в емкости уксус с водой в соотношении 1:1 Профилактика химического ожога кожи
Раздеть ребенка Необходимое условие для проведения процедуры
Осмотреть кожные покровы ребенка Не должно быть повреждений кожи
Выполнение процедуры
Свернуть тонкую пеленку в виде гармошки
Смочить ее в уксусном растворе Обеспечение лучшего смачивания пеленки и удобства при выполнении процедуры
Отжать пеленку и разложить на ровной поверхности Обеспечение условия для эффективности процедуры
Уложить ребенка на пеленку так, чтобы ею можно было укрыть все тело, а верхний край находился на уровне мочки уха Прикрыть половые органы ребенка подгузником Защита промежности от раздражения
Руки ребенка поднять вверх и одним краем пеленки покрыть грудную клетку, живот ребенка, проложить его между ногами малыша
Опустить руки ребенка и прижать их к туловищу, обернув другим краем пеленки Достижение максимальной площади непосредственного контакта холодной пеленки с кожей ребенка, что способствует усилению теплоотдачи
Свернуть из пеленки валик и обернуть им шею ребенка Предупреждение раздражающего действия паров уксуса на дыхательные пути
Зафиксировать время
В течение 20 – 30 минут повторно смачивать пеленку в уксусном растворе по мере ее нагревания и вновь оборачивать ею ребенка Обеспечение эффективности проведения процедуры
Завершение процедуры
Через 20 – 30 минут перемерить температуру тела ребенка Определение эффективности проведения процедуры
Если мероприятия эффективны, температура должна снизиться на 0,2 – 0,3С
Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии При снижении температуры через 20 – 30 минут на 0,2 – 0,3С проводимые мероприятия прекращаются, при отсутствии положительной динамики или при повышении температуры необходимо перейти на следующий этап гипотермии
Мазок из носа и зева.
Цель: собрать материал для бактериологического исследования.
Оснащение: Резиновые перчатки, маска; стерильные пробирки с сухими ватными тампонами (2 шт.); штатив для пробирок; стерильный шпатель в лотке; бланк-направление в лабораторию; стеклограф.
Обязательное условие: забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла. этапы обоснование
Подготовка к процедуре
- Объяснить ребенку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения.
-Получить согласие. - Обеспечение права на информацию;
- Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании
- Подготовить необходимое оснащение.
- Выписать направление в лабораторию. - Обеспечение четкости проведения процедуры
- Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. - Обеспечение инфекционной безопасности
- Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку).
- Стеклографом промаркировать пробирки «Н», «З» (нос, зев). - Создание удобства при проведении процедуры.
- Усадить ребенка лицом к источнику света, при необходимости зафиксировать его с помощью помощника:
ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами;
руки и туловище фиксирует одной рукой;
голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенка. - Для удобства проведения процедуры
Выполнение процедуры
- Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован. - Маркировка «Н» означает – нос.
- Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка. - Обеспечение доступа к слизистой оболочке носовых ходов.
- Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам. - Условие, обеспечивающее эффективность проведения процедуры.
- Собрав материал, поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев. - Обеспечение достоверности результата исследования.
- Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка.
Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него. - Обеспечение доступа к зеву.
- Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «З», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован. - Маркировка «З» означает – зев.
- Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта. - Снять тампоном слизь с небных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка – миндалина – язычок – дужка – миндалина.
Примечание: при наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию – материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани. - Максимальное скопление дифтерийных палочек отмечается в данных участках.
- Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев. - Обеспечение достоверности результата исследования.
Завершение процедуры
- Вымыть и обработать антисептическим материалом руки в перчатках.
- Снять маску, перчатки.
- Вымыть и осушить руки. - Обеспечение инфекционной безопасности
- Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике). - Обеспечение правильной оценки результатов исследования
Измерение температуры тела в паховой складке и в подмышечной области.
Цель: определить температуру тела ребенка.
Оснащение: медицинский термометр; часы; марлевые салфетки (2 штуки); лоток с дезраствором; температурный лист, ручка.
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
- Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры. - Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.
- Подготовить необходимое оснащение. - Обеспечение четкости выполнения процедуры.
- Вымыть и осушить руки. - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 350С. - Обеспечение достоверности результата измерения.
- Осмотреть паховую (подмышечную) область. - Исключение повреждений кожи.
Выполнение процедуры
- Протереть насухо салфеткой область, используемую для термометрии. - Влага охлаждает ртуть.
- Поместить ртутный резервуар термометра в паховую (подмышечную) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельем. - Обеспечение условий для получения достоверного результата.
- Фиксировать ногу ребенка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе) или руку (плечо прижать к
грудной клетке). - Смещение термометра искажает результат измерения.
- Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания. - Оценка полученных данных.
Завершение процедуры
- Сообщить маме/ребенку результат термометрии. - Обеспечение права на информацию.
- Зафиксировать температуру в температурном листе.
Примечание: Каждая клеточка температурного листа соответствует 0,20С; Точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки. - Документирование результатов термометрии.
- Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар. - Подготовка термометра к последующему измерению.
- Полностью погрузить термометр в лоток с дезраствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дезраствора). - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Вытащить термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой. - Подготовка к последующему использованию.
- Поместить термометр в футляр. Измерение температуры тела в прямой кишке
Цель: определить температуру тела ребенка.
Оснащение: медицинский термометр; часы; марлевые салфетки; лоток с дезраствором; температурный лист, ручка; вазелиновое масло.
Необходимое условие: перед измерением температуры сделать ребенку очистительную клизму.
Этапы обоснование
Подготовка к процедуре
- Объяснить маме цель и ход проведения процедуры. - Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.
- Подготовить необходимое оснащение. - Обеспечение четкости выполнения процедуры.
- Вымыть и осушить руки.
- Надеть перчатки. - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 350С. - Обеспечение достоверности результата измерения.
- Смазать термометр методом полива вазелиновым маслом. - Облегчает введение термометра в прямую кишку.
Выполнение процедуры
- Уложить ребенка на левый бок, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах и прижать к животу.
Примечание: ребенка до 6 месяцев можно уложить на спину и приподнять ноги вверх. - Учет анатомической особенности расположения сигмовидной и прямой кишки.
- Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2-м пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении. - Обеспечение выполнения процедуры.
- Осторожно ввести термометр в анальное отверстие и продвинуть его в прямую кишку на ½ его длины, направляя его сначала к пупку, а затем преодолевая сфинктеры, параллельно копчику. - Учет анатомических изгибов прямой кишки.
- Сжать ягодицы ребенка левой рукой. - Фиксация термометра.
- Засечь время – 3-5 минут. - Время, необходимое для получения достоверного результата.
- Извлечь термометр через салфетку и определить его показания. - Обеспечение инфекционной безопасности.
Завершение процедуры
- Сообщить маме результат термометрии. - Обеспечение права на информацию.
- Зафиксировать температуру в температурном листе.
Примечание:
Каждая клеточка температурного листа соответствует 0,20 С;
Точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки. - Документирование результатов термометрии.
- Помыть термометр под проточной водой. - Механическое очищение термометра.
- Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар. - Подготовка термометра к последующему измерению.
- Полностью погрузить термометр в лоток с дезраствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дезраствора). - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Вытащить термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой. - Подготовка к последующему использованию.
- Поместить термометр в футляр. - Вымыть и осушить руки. - Обеспечение инфекционной безопасности.
Измерение температуры тела в паховой складке и в подмышечной области.
Цель: определить температуру тела ребенка.
Оснащение: медицинский термометр; часы; марлевые салфетки (2 штуки); лоток с дезраствором; температурный лист, ручка.
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
- Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры. - Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.
- Подготовить необходимое оснащение. - Обеспечение четкости выполнения процедуры.
- Вымыть и осушить руки. - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 350С. - Обеспечение достоверности результата измерения.
- Осмотреть паховую (подмышечную) область. - Исключение повреждений кожи.
Выполнение процедуры
- Протереть насухо салфеткой область, используемую для термометрии. - Влага охлаждает ртуть.
- Поместить ртутный резервуар термометра в паховую (подмышечную) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельем. - Обеспечение условий для получения достоверного результата.
- Фиксировать ногу ребенка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе) или руку (плечо прижать к
грудной клетке). - Смещение термометра искажает результат измерения.
- Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания. - Оценка полученных данных.
Завершение процедуры
- Сообщить маме/ребенку результат термометрии. - Обеспечение права на информацию.
- Зафиксировать температуру в температурном листе.
Примечание: Каждая клеточка температурного листа соответствует 0,20С; Точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки. - Документирование результатов термометрии.
- Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар. - Подготовка термометра к последующему измерению.
- Полностью погрузить термометр в лоток с дезраствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дезраствора). - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Вытащить термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой. - Подготовка к последующему использованию.
- Поместить термометр в футляр. Разведение антибиотиков и введение необходимой дозы ребенку.
Цель: обеспечить введение ребенку назначенной врачом дозы.
Оснащение: резиновые перчатки, флакон с антибиотиком, растворитель для антибиотика, разовый шприц с иглой, игла,
70 % этиловый спирт, стерильный столик, лоток с ватными шариками, пинцетом, лоток для отработанного материала.
Обязательные условия:
Детям раннего возраста разводить антибиотики растворителем в соотношении 1 : 1, то есть на каждые 100000 ЕД антибиотика берется 1 мл растворителя (при таком разведении в 1 мл приготовленного раствора всегда содержится 100000 ЕД антибиотика);
Детям старшего возраста разводить антибиотики растворителем в соотношении 2 : 1, то есть на каждые 100000 ЕД антибиотика берется 0,5 мл растворителя (при таком разведении в 1 мл приготовленного раствора всегда содержится 200000 ЕД антибиотика).
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
- Объяснить ребенку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения.
-Получить согласие. - Обеспечение права на информацию;
- Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании
- Подготовить необходимое оснащение. - Обеспечение четкости выполнения процедуры.
- Прочитать надпись на флаконе и растворителе (наименование, доза, срок годности). - Исключение ошибочного введения препаратов, введение препаратов с просроченным сроком годности.
- Определить необходимое количество растворителя для соответствующего растворения антибиотика. - При растворении 1 : 1 на 100000 ЕД антибиотика берется 1 мл растворителя, при разведении 2 : 1 – 0,5 мл.
- Определить количество готового раствора, которое необходимо ввести ребенку, чтобы обеспечить введение ему необходимой дозы. - При разведении 1 : 1 в 1 мл готового раствора всегда содержится 100000 ЕД антибиотика.
- При разведении 2 : 1 в 1 мл готового раствора всегда содержится 200000 ЕД антибиотика.
- Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Вскрытие упаковки шприца:
Проверить упаковку на герметичность, срок годности;
Обработать место вскрытия ватным шариком, смоченным спиртом 70%, движениями от себя;
Вскрыть упаковку, сбросить ее в лоток для отработанного материала;
Проверить иглу на проходимость.
Шприц поместить внутрь стерильного лотка. - Исключение ошибочного использования шприца с просроченным сроком годности.
- Обеспечение инфекционной безопасности.
- Обеспечение четкости выполнения процедуры.
- Вскрытие флакона:
Ватным шариком, смоченным этиловым спиртом, обработать алюминиевую крышечку флакона с антибиотиком;
Вскрыть ее и вновь обработать спиртом, ватный шарик оставить на резиновой крышечке. - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Вскрытие флакона:
Протереть шейку ампулы с растворителем ватным шариком со спиртом, ватный шарик сбросить в лоток для отработанного материала;
Надрезать наждачным диском, протереть место надреза ватным шариком со спиртом, ватный шарик сбросить в лоток для отработанного материала;
Отломите узкий конец ампулы с помощью ватного шарика. - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Профилактика травмирования рук.
- Набрать в шприц рассчитанное количество растворителя (пустую ампулу от растворителя сбросить в лоток).
- Проколов иглой резиновую пробку флакона, ввести растворитель во флакон с сухим антибиотиком. - Обеспечение необходимого соотношения растворения (1 : 1 или 2 : 1).
- Снять флакон с подыгольного конуса и встряхнуть его. - Достижение полного растворения антибиотика.
- Надеть иглу с флаконом на шприц.
- Поднять флакон вверх дном и набрать в шприц необходимое количество раствора. - При разведении 1 : 1 в 1 мл готового раствора всегда содержится 100000 ЕД антибиотика.
- При разведении 2 : 1 в 1 мл готового раствора всегда содержится 200000 ЕД антибиотика.
- Снять флакон вместе с иглой с подыгольного конуса.
- Шприц поместить в стерильный лоток. - Вскрыть иглу для инъекции:
Проверить герметичность, срок годности;
Обработать место вскрытия ватным шариком со спиртом;
Вскрыть иглу. - Исключение ошибочного использования шприца с просроченным сроком годности.
- Обеспечение инфекционной безопасности.
- Надеть и закрепить на шприце иглу для инъекций.
- Подняв шприц иглой вверх, выпустить через иглу 1 – 2 капли раствора.
- Положить шприц внутрь стерильного лотка. - Предупреждение падения иглы во время проведения инъекции.
- Вытеснение воздуха из шприца и иглы.
Выполнение процедуры
- Помочь пациенту занять удобное положение. - Обеспечение безопасности пациента.
- Обработать руки ватными шариками, смоченными в 70%-ном спирте; шарики поместить в лоток для отработанного материала. - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Обработать поочередно двумя ватными шариками верхненаружный квадрант ягодицы. Шарики сбросить в лоток для отработанного материала. - Обеззараживание инъекционного поля.
- Обеспечение инфекционной безопасности.
- Фиксировать кожу в месте инъекции пальцами левой руки и ввести иглу в мышцу под углом 90 ° на 2/3 длины. - Ввести лекарственное средство. - Соблюдение техники внутримышечной инъекции. - Выполнение назначения врача.
- К месту инъекции приложить стерильный шарик, смоченный в 70%-ном спирте. Извлечь иглу. - Профилактика осложнений. Обеспечение асептики.
- Поместить шприц с иглой в разные емкости с дезраствором. - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Забрать шарик у пациента и поместить в емкость с дезраствором. - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Спросить пациента о самочувствии. - Профилактика осложнений.
Завершение процедуры
- Снять перчатки и погрузить их в емкость с дезраствором, снять маску. - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Вымыть руки с мылом, осушить их индивидуальным полотенцем. - Соблюдение личной гигиены медсестры.
- Сделать отметку о выполнении процедуры. - Обеспечение преемственности.
Внутримышечная инъекция.
Оснащение: мыло; индивидуальное полотенце; стерильные маска и перчатки; стерильный лоток; ватные шарики в 70%-ном спирте; стерильный одноразовый шприц объемом 5-10 мл; две стерильные иглы; стерильный пинцет; ампула с лекарственным средством; пилочка; лоток для отработанного материала; емкости с дезраствором – 4.
Этапы Обоснования
Объяснить пациенту цель и ход предстоящей манипуляции и получить его согласие Обеспечение права пациента на информацию и осознанное участие в манипуляции
Помочь пациенту занять удобное положение Обеспечение безопасности пациента
Вымыть руки с мылом, осушить их индивидуальным полотенцем Соблюдение личной гигиены медсестры
Обработать руки ватными шариками, смоченными в 70%-ном спирте; шарики поместить в лоток для отработанного материала Обеспечение инфекционной безопасности
Надеть стерильные маску и перчатки Соблюдение асептики
Приготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения процедуры. Соблюдение асептики
Прочитать название препарата, дозу, срок годности, проверить герметичность ампулы, сверить с листом назначения Профилактика осложнений
Вскрыть ампулу. Набрать лекарственный препарат в шприц. Вытеснить воздух из шприца Обеспечение манипуляционной техники и профилактика инъекционных осложнений
Сменить иглу Обеспечение инфекционной безопасности
Поместить шприц и несколько стерильных ватных шариков, смоченных в 70%-ном спирте, в стерильный лоток Соблюдение асептики
Обработать перчатки ватными шариками, смоченными в 70%-ном спирте, сбросить их в лоток для отработанного материала Обеспечение инфекционной безопасности
Обработать поочередно двумя ватными шариками верхненаружный квадрант ягодицы. Шарики сбросить в лоток для отработанного материала Обеззараживание инъекционного поля. Обеспечение инфекционной безопасности
Фиксировать кожу в месте инъекции пальцами левой руки и ввести иглу в мышцу под углом 90 ° на 2/3 длины. Ввести лекарственное средство Соблюдение техники внутримышечной инъекции. Выполнение назначения врача
К месту инъекции приложить стерильный шарик, смоченный в 70%-ном спирте. Извлечь иглу Профилактика осложнений. Обеспечение асептики
Поместить шприц с иглой в разные емкости с дезрастворомОбеспечение инфекционной безопасности
Забрать шарик у пациента и поместить в емкость с дезрастворомОбеспечение инфекционной безопасности ( приказ № 408)
Спросить пациента о самочувствии Профилактика осложнений
Снять перчатки и погрузить их в емкость с дезрастворомОбеспечение инф. безопасности
Вымыть руки с мылом, осушить их индивидуальным полотенцем Соблюдение личной гигиены медсестры
Сделать отметку о выполнении процедуры Обеспечение преемственности
Определение типа и частоты дыхания
Цель: определить основные характеристики дыхания.
Оснащение: часы, ручка, температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.
Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Познакомить маму/ребенка с ходом исследования, установить доброжелательные отношения. Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании.
Обеспечить спокойную обстановку. Ритм дыхания у детей неустойчивый (возрастные особенности); беспокойство, крик способствуют учащению дыхания.
Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
Удобно уложить ребенка, чтобы видеть его грудь и живот (желательно чтобы грудной ребенок спал). Обеспечение достоверности результата.
Выполнение процедуры
Осуществить визуальное наблюдение за движениями грудной клетки и передней брюшной стенки. Тип дыхания зависит от возраста ребенка:
До 1 года – брюшной тип дыхания;
1 – 2 года – смешанный;
С 8 лет у мальчиков – брюшной; у девочек – грудной.
Определить тип дыхания и подсчитать дыхательные движения строго за 1 минуту. Обеспечение достоверности результата, т.к. у детей дыхание аритмичное.
Если визуальный подсчет дыхательных движений невозможен, то положить руку на грудную клетку или живот ребенка в зависимости от возраста и подсчитать частоту дыхательных движений строго за 1 минуту.
Примечание: у маленьких детей для подсчета числа дыханий можно использовать мягкий стетоскоп. Обеспечение достоверности результата, т.к. у детей дыхание аритмичное.
Завершение процедуры
Записать результаты исследования в температурный лист. Документирование результатов исследования.
Обеспечение преемственности.
Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.