Урок по самопознанию на тему: Утро радостных встреч (4 класс)

Тема: Утро радостных встреч.
Ценность: любовь
Качества: дружелюбие, уважение, взаимопонимание

Цель: Формирование представлений о понятие «дружба», о её ценности.  Задачи урока:  1. Учить анализировать, объяснять свои суждения, поступки и подводить учащихся к осознанию собственного умения дружить;  2. Развивать умение понимать другого человека, его чувства и поступки;  3. Воспитывать уважительное отношение к друзьям. 
Ресурсы: инструментальная музыка, Фонограмма песни «Барбарики»

Ход урока:

I. Орг.момент. Позитивный настрой под музыку «Свет». Сядьте пожалуйста. Удобно, закройте глаза. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света он начинает распускаться, лепесток за лепестком. В сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. Представьте, что свет начинает распространяться по всему вашему телу. Он ствновится все ярче и сильнее. Ваши руки наполняются светом, теперь они будут совершать только хорошие действия и помогать всем. Свет опускается в низ по ногам, теперь ноги будут всети к хорошим делам. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только хорошие, добрые слова. Свет становится ярче и выходит за пределы вашего тела и распространяется повсюду. Пошлите свет тем, кого любите, кто рядом с вами. Посылайте свет во все уголки Вселенной. Побудьте в этом состоянии света, покоя и любви. Теперь поместите свет в ваше сердце, вся вселенная находится в вашем сердце. Сохраните ее покой. А теперь медленно вернитесь в класс.
II. Проверка домашнего задания. Защита мини-проектов «Правила дружбы»
Анализ хода урока

III. Позитивное высказывание (цитата).
1. «Случайная встреча  самая неслучайная вещь на свете»
2. Беседа по содержанию цитаты
- Как вы понимаете эти слова?
Упражнение «Неоконченные предложения»  1. «Я радуюсь встречам, ведь я умею дружить, потому что».  2. «Я радуюсь встречам, ведь я могу дружить с ребятами, которые ».  3. «Я радуюсь встречам, ведь со мной можно дружить, потому что я ».  4. «Я радуюсь встречам, ведь я хочу научиться дружить, чтобы.». 


IV. Рассказывание истории (беседа). Подарок.
Сказка
Е. Андреева «Неожиданная встреча»
 Жила-была на свете маленькая девочка. У нее были мама и папа, и жили они все вместе в маленькой квартирке на 22-м этаже высокого дома. Когда девочка по ночам смотрела в окно, ей казалось, что она может дотронуться рукой до неба, усеянного миллионами звезд. «Как много звезд в небе, – думала девочка. – Наверное, столько же, сколько на Земле людей».
Однажды, когда все улеглись спать, девочка выглянула в окно, чтобы пожелать спокойной ночи яркому месяцу. Вдруг что-то звякнуло о подоконник с той стороны окна, и вся комната на миг озарилась ослепительным светом.
– Здравствуй, девочка! Я давно хотела...  – прозвучал тоненький голос.
– Кто это? Что происходит? –  испугалась девочка.
– Не бойся меня! Я – одна из тех звезд, которыми ты так любуешься, когда тебе не спится по ночам. Я давно хотела прилететь к тебе, но мама долго не пускала меня на Землю. А сегодня разрешила немного побыть здесь. И вот я прилетела, чтобы познакомиться с тобой.
– Ничего не понимаю! Неужели у тебя тоже есть мама? - удивилась девочка.
– А как же! – засмеялась звездочка. – На небе все так же, как на Земле. Есть маленькие звездочки, а у них – родители, бабушки и дедушки.
– Как интересно! Расскажи мне о себе подробнее, милая звездочка!
– Ну, давай устроимся поудобнее, – сказала звездочка, влетая в комнату и пристраиваясь на подушке. – Мне по вашим земным меркам уже одиннадцать лет – чуть больше, чем тебе. У меня есть звездные мама и папа. Я учусь в звездной школе. Там добрые учителя, и каждый день я узнаю что-то новое. Но...  – Звездочка вдруг притихла и загрустила.
– Что? Почему ты замолчала? Тебя там кто-то обижает?  – забеспокоилась девочка.
– Да нет... В звездном мире у меня все хорошо. Но иногда я чувствую себя одиноко...  У меня нет друзей.  Иногда со мной знакомятся другие звездочки, но наша дружба продолжается недолго. Им почему-то скучно со мной. Мне нравится гулять по звездным полянам, собирать звездные цветы и смотреть издали на Землю, которая переливается всеми красками, отражая небесный свет... А сама я стесняюсь знакомиться с другими звездочками – боюсь, что опять мне кто-нибудь скажет, что со мной неинтересно...
– Но ты же сегодня смогла познакомиться со мной! Ты же не постеснялась! – воскликнула девочка. – Хотя, говоря по правде, мне тоже бывает одиноко. Иногда кажется, что я никому не нужна, что весь мир отвернулся от меня.
– Правда? И с тобой такое бывает?
– Ну да, у меня тоже нет настоящей близкой подруги. Очень хочется с кем-нибудь дружить, быть всегда вместе, играть, гулять. Вместе смеяться, если весело, и вместе грустить, если настроение плохое. Ведь настоящий друг – это тот, который хочет быть с тобой и тогда, когда ты грустишь, когда тебе плохо.
– Знаешь, – призналась звездочка, – мне сегодня впервые за долгое время стало легко и светло на душе. И все потому, что я встретила тебя! Ты мне очень понравилась. Ты добрая и отзывчивая. Хочешь, я к тебе снова прилечу потом, и мы опять поболтаем о чем-нибудь? Ведь вдвоем веселее, правда?
– Конечно, – ответила девочка. – Обязательно прилетай! Я буду тебя ждать. Мне кажется, что мы знакомы уже давно. Мне будет тебя не хватать...
Звездочка в один миг оказалась на окошке:
– Время идет так быстро! Моя мама, верно, волнуется. Мне пора улетать!
– Ах, как быстро! – пожалела девочка.
– Да, но я обязательно вернусь! Когда тебе будет грустно,
вспоминай обо мне, и я помогу тебе – я мысленно передам тебе что-нибудь приятное, и тебе станет легче.
«Хорошо, когда у тебя есть друг, который понимает тебя и любит таким, какой ты есть», – думала девочка, пока звездочка поднималась все выше и выше, ласково подмигивая тоненькому силуэту в темном окне двадцать второго этажа...
Беседа по содержанию сказки:
- Какая радостная встреча произошла с девочкой?
- Почему девочка и Звездочка так быстро подружились? Что общего было между ними?
- Почему у девочки не было друзей?
- Как вы понимаете фразу девочки: «Хорошо, когда у тебя есть друг, который понимает тебя и любит таким, какой ты есть»?
- А что такое настоящая дружба?


V. Творческая деятельность, групповая работа.
1. Упражнение «Дом Дружбы» Сейчас мы с вами попробуем определить, что такое дружба, что значит дружить, какими качествами должен обладать настоящий друг.
 Подумайте о своем доме, где тепло, уютно; где вас встречают близкие, любящие вас люди. Ваши отношения с друзьями тоже должны быть такими же теплыми, близкими. Давайте попробуем построить  Дом Дружбы. Из чего состоит дом? (Из фундамента, стен, крыши) Как любой дом, мы начнем класть фундамент. У вас  есть карточки, на которые мы будем опираться.
Теперь мы будем ставить стены. Для этого нам нужно выбрать те качества, которыми должен обладать настоящий друг. Кого называют другом? Друг -  человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Скромность, доброта, злость, честность, отзывчивость, равнодушие, хвастовство, забота, внимание, зависть,  верность, уважение, лень, терпение, вежливость, взаимопомощь, грубость., преданность, жадность, искренность, лживость, справедливость, щедрость, любовь.
  - Какие качества вы выбрали? Почему?
Да действительно, вы назвали такие качества, которые должны быть в каждом человеке. Такие люди умеют дружить.
 Что значит дружить? Дружить – значит уважать, помогать друг другу, доверять, быть искренними с друзьями, добиваться успехов и радоваться им вместе.
Стены мы поставили. Осталось накрыть крышей.   (Крыша со словом «дружба»). Хотели бы вы жить в таком доме? Я думаю, если у вас есть такие качества, то всегда рядом с вами будут настоящие, верные друзья. Наклеить фото
- Настоящий друг лучше, чем кто-нибудь другой, поймет ваше настроение, ваши переживания. Разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
2. Игра «Собери пословицы» Соедините правую и левую части предложений так, чтобы получились пословицы о дружбе:  Завести дружбу легко, сберечь трудно.  Нет друга ищи, а нашёл, береги.  Дружба, что стекло, - разобьешь – не склеишь.  Один за всех - все за одного Где дружба - там единство и сплочённость. 


VI. Групповое пение. «Дружба» (Группа «Барбарики») 1. Если друг не смеётся, Ты включи ему солнце, Ты включи ему звёзды, Это просто. Ты исправь ошибку, Превращая в улыбку, Все грустинки и слёзы, Это просто Припев Воскресенье, суббота, Дружба это не работа. Дружба это не работа. Есть друзья, а для них, У друзей нет выходных. Есть друзья, а для них, У друзей нет выходных.


VII. Домашнее задание. Доработать свои проекты «Правила дружбы»


VIII. Заключительная минута тишины.
- А теперь сядьте удобно, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все то, о чем мы говорили на уроке, поместите все это добро в свое сердце и живите с ним!
А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу.
Урок окончен.













15