Доклад Профессиональный стандарт педагога


Концепция и содержание
В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Характеристика стандарта
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.
Область применения
при приеме на работу ;
при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Содержание профессионального стандарта педагога
Часть первая: обучение
Педагог должен:
1) Высшее образование
2) Знание предмета
3) Проводить, анализировать уроки
4) Различные формы и методы обучения
5) Спец. подходы к обучению «одаренных»
6) Объективная оценка знаний учеников
7) ИКТ-компетенции
Часть вторая: воспитательная часть
Педагог должен:
1) Владеть формами и методами ВР
2) Методы организации походов
3) Методы музейной педагогики
4) Регулировать поведение
5) Помощь при организации органов самоуправления
6) Признавать достоинство детей
7) Учитывать культурные различия детей
Часть третья: развитие
1. Готовность принять разных детей
2. Способность выявлять разнообразные проблемы
3. Оказать адресную помощь ребенку
4. Взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
5. Умение читать документацию специалистов
6. Умение составлять программу индивидуального развития ребенка
7. Отслеживать динамику развития ребенка
8. Защищать тех, кого в детском коллективе не принимают
9. Знать закономерности развития личности
10. Психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий
11. Проектировать безопасную образовательную среду
12. Владеть приёмами психодиагностики
13. Умение составить психологическую характеристику личности
14.Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития
15. Формировать и развивать УУД
16. Владение психолого-педагогическими технологиями
17. Знать основные закономерности семейных отношений
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагогаИтоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители.
Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме.
Начало действия стандарта 1 января 2015 года