Доклад на тему: «Профессиональный стандарт учителя русского языка»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Жуковская средняя общеобразовательная школа»


Доклад
на тему:
«Профессиональный стандарт
учителя русского языка».
Подготовила и прочитала на заседании
МО учителей-словесников
руководитель МО: Лискина Е.А. -
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2014 гПрофессиональный стандарт учителя русского языка.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала  в  полной  мере  относятся  и  к  педагогу.  Обретение  этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.  Труд  педагога  должен  быть  избавлен  от  мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.
Содержание профессионального стандарта педагога
Часть первая: обучение
Педагог должен:
1.    Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2.      Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3.   Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4.      Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5.       Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский    язык    не     является    родным;    учеников    с     ограниченными возможностями и т.д.
6.       Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7.    Владеть  ИКТ-компетенциями  (подробные  разъяснения  в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).
 
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
1.      Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2.       Владеть     методами     организации     экскурсий,     походов     и экспедиций.
3.    Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4.       Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5.       Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6.       Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со  школьным  уставом  и  правилами  поведения  в  образовательной организации.
7.      Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8.       Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9.     Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10.  Уметь  проектировать  и  создавать  ситуации  и  события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
11. Уметь   обнаруживать   и   реализовывать   (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
12.  Уметь  строить  воспитательную  деятельность  с  учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13.     Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
14.   Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
15.   Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими  педагогами  и  специалистами  в  решении  воспитательных  задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
16.  Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17.   Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18.     Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
1.      Готовность   принять  разных  детей,   вне   зависимости  от   их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2.     Способность  в  ходе  наблюдения  выявлять  разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3.   Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4.       Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5.   Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6.    Умение  составлять  совместно  с  другими  специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7.      Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8.      Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9.      Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10.     Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11.      Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12.  Умение   проектировать   психологически   безопасную   и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13.   Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение   элементарными   приемами   психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15.   Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16.  Умение  разрабатывать  и  реализовывать  индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17.   Умение  формировать  и  развивать  универсальные  учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
18.     Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
19.   Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20.  Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Предметная компетентность учителя русского языка
Учитель русского языка должен:
Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: «слов-паразитов», канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися.
Осуществлять   автокоррекцию.   При   сомнении,   чьем-то замечании, столкновении с альтернативой обращаться к толковым и орфоэпическим источникам Интернета.
Знать и использовать стандартное общерусское произношение и лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды.
Проявлять    позитивное    отношение    к    местным    языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона.
Проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся, представленных в классе. Владеть методами и приемами обучения русскому языку как не родному.
Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет- источниками.
Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.
Учителю  рекомендуется осуществлять  квалифицированный  (по скорости,  безошибочности  и  используемым  приемам)  текстовый  ввод,   в частности транскрибирование (расшифровку аудиозаписи).
Учителю       рекомендуется использовать       информационные источники   (в   Интернете   и   др.),   в   том   числе   иноязычные,   пользуясь средствами автоматизированного перевода и звукового воспроизведения.
Являться активным квалифицированным постоянным читателем и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра).
Профессиональные компетенции учителя русского языка, повышающие  мотивацию  к  обучению  и  формирующие лингвистическую культуру
Учитель должен:
Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса.
Реализовывать  установку  учащихся  на  коммуникацию  в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате.
Стимулировать  сообщения  учащихся  о  событии  или  объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.
Обучать учащихся методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.
Формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций. Организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции.
Обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, судебной практики, рекламы и т.п. Поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование существующим литературным образцам, включая упомянутые.
Поощрять участие учащихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов.
Совместно  с  учащимися  находить  и  обсуждать  изменения  в языковой реальности и реакции на них социума. Формировать у учащихся «чувство меняющегося языка».
Совместно с учащимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»).
Моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных учащихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.).
Формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования, сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отношение к нарушению авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить учащихся   с   современными   методами   обнаружения   этих   этических   и правовых нарушений.
Общепедагогическая компетентность учителя русского языка
Учителю русского языка рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы:
Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной  среде)  и  их  динамики,  выявление  трудностей  и препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему обэтом.
Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог, дистанционный методист и т.д.) зоны его ближайшего развития; предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».
Определение, на основе анализа собственной деятельности (в частности, по ее фиксации в ИС), с помощью (при необходимости) методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.
Планирование  образовательного  процесса  для  группы,  класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования.
Организация  деятельности  учителя  ребенка  и  группы  (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия.
Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном  процессе:  для  его  фиксации  и  как  инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС.
Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.
Организация         олимпиад,         конференций,          турниров, лингвистических игр в школе.